Развитие предпринимательства в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть развитие предпринимательства в отрасли и предложить рекомендации по повышению эффективности работы конкретного предприятия отрасли.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:

-рассмотреть роль в экономике и современные проблемы предпринимательства;

-охарактеризовать государственную поддержку и перспективы развития предпринимательства;

-проанализировать эффективность и проблемы функционирования ЧУПП “Монтбрук”;

-разработка рекомендаций по повышению эффективности ЧУПП “Монтбрук”.

Работа состоит из  1 файл

Копия курсач.docx

— 211.10 Кб (Скачать документ)

       ВВЕДЕНИЕ 

       Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах с рыночной экономикой предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм собственности. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

       Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты  судят о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора  малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего  хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

       Анализ  экономической литературы и фактических  статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства  свидетельствует об усилении роли малых  предприятий даже в странах с  развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности  малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое  предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства  является условием решения следующих  проблем:

         ● создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы. 

       ● расширение ассортимента и повышение  качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров, работ, услуг и  культуры обслуживания;

       ● содействие структурной перестройке  экономики. Малое предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

       ● привлечение личных средств населения  на развитие производства. Партнеры в  малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

       Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  Беларуси.

       В связи с выше изложенным, можно  сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц.

       Цель  данной работы – рассмотреть развитие предпринимательства в отрасли и предложить рекомендации по повышению эффективности работы конкретного предприятия отрасли.

       Достижению  поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:

       -рассмотреть  роль в экономике и современные  проблемы предпринимательства;

       -охарактеризовать государственную поддержку и перспективы развития предпринимательства;

       -проанализировать  эффективность и проблемы функционирования  ЧУПП “Монтбрук”;

       -разработка  рекомендаций по повышению эффективности  ЧУПП “Монтбрук”.

       Объектом  исследования работы является ЧУПП “Монтбрук”, которое занимается производством кондитерских изделий. 

      Предметом исследования является эффективность  и проблемы функционирования ЧУПП “Монтбрук”. 
 
 

1. Предпринимательство в Беларуси 
 

1.1 Роль в экономике 

       Республика  Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в  т. ч. путем привлечения иностранных  инвестиций.

       Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих  мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

       Удельный  вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 10 % от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 8% от общего объема производства продукции (работ, услуг). Выручка от реализации продукции (работ, услуг) на малых предприятиях составляет около 22%. (рисунок 1) 

       

       Рисунок 1 - Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %

       Источник: собственная разработка  
За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. Количество малых предприятий в Беларуси по данным Министерства статистики и анализа РБ по состоянию на 01.01.2010. составляло 77 402 единиц

против  67 991 на 01.01.2009 г. рост за рассматриваемый год составил 12,16%.

(рисунок 2)

       

       Рисунок 2 - Динамика роста численности малых предприятий в РБ

       Источник: собственная разработка 

       На  частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста  по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что  субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

       Отраслевая  структура малого предпринимательства  за последние годы существенно не изменилась. Доля отдельных видов  отраслей наглядно показана на рисунке 3.

       Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и  сферы деятельности. Так, основными  видами деятельности малых предприятий  являются торговля и общественное питание (41,2%). На втором месте 23,6% промышленность, на третьем - строительство-12,3%.

       В промышленности малые предприятия  представлены в основном в полиграфической (33,9% всех малых предприятий промышленного сектора), в цветной металлургии (24,9%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20,2%), а также в пищевой промышленности (19,1%).

       

       

       Рисунок 3 - Структура числа малых предприятий по отраслям экономики, % (на конец года)

       Источник: собственная разработка 

                Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2009 г. 10331,5 млрд. руб., что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2008г. на 21,3%.

       Уровень развития малого предпринимательства  в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение  со стороны местных властей.

       Более половины (54,1%) частных малых предприятий  и почти четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5%) сконцентрированы в г. Минске. В областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах. 
 
 
 

     1.2 Государственная поддержка 

       Государственная политика в области развития и  поддержки предпринимательства  становится неотъемлемой частью экономической  политики страны. Система государственной  поддержки малого предпринимательства  начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

       Задачи  Государственной программы на 2010 – 2012 годы:

    1. создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,
    2. преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
    3. внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
    4. создание новых рабочих мест,
    5. обеспечение импортозамещения,
    6. адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,
    7. содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

       Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

       мероприятия, направленные на совершенствование  законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, финансовую поддержку малого предпринимательства;

       повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

       расширение  производственной кооперации и партнерства  в промышленности между малыми и  крупными предприятиями, международное  сотрудничество и развитие внешнеэкономической  деятельности в сфере малого предпринимательства  и др.

       В соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три  года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки  малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных  программами государственной поддержки  малого предпринимательства и размещенных  во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

       На  реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

       В результате реализации мероприятий  Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности  занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов. [10]

       Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению  предпринимателей. Проводятся ежемесячные  информационно-консультационные дни  для предпринимателей в налоговых  инспекциях, исполнительных комитетах  с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

       В республике ежегодно проводится республиканский  конкурс «Лучший предприниматель  года», который способствует повышению  профессионализма и деловой репутации  руководителей и коллективов  предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской  инициативы населения для решения  задач социально-экономического развития страны.  
 

Информация о работе Развитие предпринимательства в отрасли