Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:32, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть развитие предпринимательства в отрасли и предложить рекомендации по повышению эффективности работы конкретного предприятия отрасли.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
-рассмотреть роль в экономике и современные проблемы предпринимательства;
-охарактеризовать государственную поддержку и перспективы развития предпринимательства;
-проанализировать эффективность и проблемы функционирования ЧУПП “Монтбрук”;
-разработка рекомендаций по повышению эффективности ЧУПП “Монтбрук”.
Ассортимент
выпускаемой продукции
Отлаженная сбытовая сеть предприятия, наличие региональных представительств во всех регионах Республики обеспечивает покупателю максимальный комфорт и удобство в работе.
ЧУПП “Монтбрук” является динамично развивающимся предприятием.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в прибыли или убытке.
Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет увеличение потенциальных возможностей предприятия, степень его деловой активности. В зависимости от размера прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли рассчитывается рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов. При характеристике данного предприятия прибыль является лучшим мерилом финансового здоровья предприятия.
Общая балансовая прибыль – это разность между доходами, полученными в результате всей производственно-хозяйственной деятельности эксплутационных и прочих хозяйств, находящихся на балансе предприятия, и общими расходами, связанными с его работой. Сумма расходов предприятия зависит от многочисленных факторов. Все мероприятия, направленные на повышение производительности труда, уменьшение себестоимости продукции, в том числе мероприятия, связанные с внедрением новой техники, новых методов организации труда и производства, обеспечивают, как правило, относительное снижение суммы расходов. Причины отклонений отчетной суммы от плановой выявляют в результате анализа затрат на производство и калькуляции себестоимости.
Основным
показателем, характеризующим в
денежной форме конечные результаты
производственно-хозяйственной
Динамика
прибыли и убытков ЧУПП “Монтбрук”
за период 2008 г. по 2009 г. представлена в
таблице 1. [9]
Таблица 1
Динамика прибыли и убытков за период 2008 г. по 2009 г., млн. р.
Наименование показателя | Код строки | 2008 г. | 2009 г. |
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | 010 | 29993 | 30 927 |
Себестоимость реализации продукции (товаров, работ, услуг ) | 020 | 24178 | 25 441 |
Коммерческие расходы | 030 | 4047 | 3052,3 |
Прибыль (убыток) от реализации (строки 010 – 020 - 030) | 040 | 1768 | 2433,7 |
Прочие операционные доходы и расходы | 050 | 0,1 | |
Внереализационные доходы и расходы | 060 | 22 | 200,5 |
Прибыль (убыток) отчетного периода (строки 040 + 050 + 060) | 070 | 1746 | 2233,3 |
Налог из прибыли и иные обязательные платежи | 080 | 655 | 736,2 |
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (строки 070 - 080) | 100 | 1091 | 1497,1 |
Из таблицы можно сделать вывод, что финансовое положение на ЧУПП “Монтбрук” стабильное. За 2008 год от производственно-хозяйственной деятельности предприятие получило прибыль в сумме 1091 млн. р., а за 2009 год этот показатель увеличился на 37,2% (прибыль составила 1497,1 млн. р.).
Проанализировав, можно сказать, что выручка в 2009 г. увеличилась на 934 млн. р. или на 3,1%, а себестоимость реализованной продукции увеличилась на 1263 млн. р. или на 5,2%, снизились коммерческие расходы на 994,7 млн. р. или на 24,6%. Это привело к получению прибыли от реализации на сумму 2433,7 млн. р., что на 665,7 млн. р. больше чем за соответствующий период 2008 г. По операционным операциям предприятие получило в 2009 г. прибыль в размере 0,1 млн. р. По внереализационным операциям предприятие получило в 2008 году убыток в размере 22 млн. р., а в 2009 г. убыток на сумму 200,5 млн. р. Итак ЧУПП за 2008-2009 гг. получило 1746 и 2233,3 млн. р. балансовой прибыли соответственно. Нераспределенная прибыль составила 1091 млн. р. в 2008 году и 1 497,1 млн. р. в 2009 г.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация на более выгодных рынках сбыта и т.д. Структурно эти источники можно представить в виде схемы (рисунок 4).
Рисунок 4 - Схема резервов увеличения суммы прибыли
Основными
проблемами в развитии многих отечественных
предприятий являются недостаточная
конкурентоспособность
Производство продукции ЧУПП “Монтбрук” находится в прямой зависимости от импорта сырья и материалов. Практически 50% сырья и материалов и вспомогательных материалов ввозится из стран ближнего зарубежья, что в свою очередь сказывается на повышении себестоимости производства. Вместе с тем с 2003 г. началась активная экспансия украинских и российских производителей кондитерских изделий на западные рынки и рынки СНГ. Уже сейчас можно сказать, что отечественная продукция достигла достаточного уровня, особенно если учесть соотношение “цена-качество”.
Ещё
одним минусом для ЧУПП “Монтбрук”
является низкая известность бренда “Шоколадово”,
особенно в европейских странах. В России
бренд “Шоколадово” также не сильно выделяется
среди большого количества конкурентов.
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности работы
конкретного
частного предприятия отрасли
Итак, в настоящее время ЧУПП “Монтбрук” необходимо решить следующие основные задачи:
Себестоимость промышленной продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт. Затраты на производство образуют производственную, а затраты на производство и сбыт – полную себестоимость промышленной продукции. Для ЧУПП “Монтбрук” основным направлением в снижении производственной себестоимости является снижение затрат на закупку сырья, материалов и комплектующих.
Систематическое снижение себестоимости продукции (но не в ущерб ее качеству) является важным фактором повышения рентабельности производства, расширения объемов производства.
Поэтому основным моментом снижения себестоимости производства кондитерских изделий должно стать импортозамещение.
Так, уже сейчас в Беларуси имеются предприятия, способные производить некоторые виды сырья и материалов по более низкой цене, чем зарубежные аналоги, в то время как качество соответствует европейскому.
В то же время государство активно способствует внедрению импортозамещающих программ в производство на отечественных предприятиях.
Положительной стороной перехода к импортозамещающим поставкам станут следующие моменты:
Итак, перед предприятием стоит задача постепенного снижения импорта из ближнего зарубежья за счёт поиска альтернативных поставщиков в Беларуси.
Также при построении стратегии развития ЧУПП “Монтбрук” следует определиться, на какой рынок нужно обратить особое внимание. Необходимость чёткого разграничения целей ЧУПП “Монтбрук” объясняется тем, что предприятию нецелесообразно одновременно пытаться усилить свои позиции на рынке СНГ и на западном рынке сбыта, так как для этого необходима сильная финансовая база. Для оценки перспектив ЧУПП “Монтбрук” на выделенных рынках можно провести анализ сильных и слабых сторон ЧУПП “Монтбрук” как на восточном, так и на западном рынках сбыта.
Вытеснению ЧУПП “Монтбрук” с европейского рынка стала способствовать возросшая конкуренция со стороны российских и украинских производителей, которые активно начали завоёвывать западные рынки сбыта, проводя агрессивные рекламные кампании и подавляя своих конкурентов в ценовой категории. Таким образом, это полностью лишило ЧУПП “Монтбрук” возможности высоких продаж в развитые страны, особенно если учесть, что бренд “Шоколадово” не известен западному потребителю. С введением запрета на бартерные операции экспорт снизился ещё больше. Таким образом, на данном этапе ЧУПП “Монтбрук” вообще не целесообразно ориентироваться на рынок развитых стран, так как ЧУПП “Монтбрук” уже потеряло свою нишу на западе, а её восстановление требует слишком больших затрат, даже если не брать в расчёт высокую себестоимость продукции. А государственных мер по поддержке экспорта в страны дальнего зарубежья, например, экспорт полностью освобождён от налога на добавленную стоимость, явно недостаточно.
Следовательно, наиболее перспективным является рынок России, Прибалтики и стран СНГ, где ЧУПП “Монтбрук” занимает пока не достаточно устойчивую на сегодняшний день позицию.
При построении стратегии ЧУПП “Монтбрук” по повышению своей доли продаж на рынке стран СНГ необходимо изучить и использовать законодательные льготы, так, например, субъекты хозяйствования освобождаются от налога на прибыль в части прибыли, полученной от прироста экспорта продукции собственного производства за пределы республики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Льгота предоставляется поквартально, высвобождающиеся денежные средства можно направлять на обновление основных фондов, проведение рекламных кампаний.
Вторым
моментом повышения эффективности
внешнеэкономической
Рекламная кампания должна не только повысить узнаваемость и доверие к бренду “Шоколадово”, но и способствовать закреплению внимания потребителей за белорусской маркой. С этой целью необходимо обеспечить высокий уровень обслуживания продаваемой продукции.
Итак, наиболее выгодным рынком сбыта для ЧУПП “Монтбрук” является российский рынок, но уже сейчас на нём стремительно происходит захват и распределение долей рынка. Конкуренты выгодно используют свои преимущества: более низкая цена и реклама. Поэтому в ближайшей перспективе ЧУПП “Монтбрук” необходимо:
Что касается рынков остальных стран СНГ, то здесь ситуация у ЧУПП “Монтбрук” аналогична ситуации на российском рынке и требует принятия уже предложенных мер.
Данные
меры позволят не только закрепить
позиции ЧУПП “Монтбрук” на ёмком
российском рынке и рынке стран СНГ, но
и создать предпосылки для дальнейшего
роста доли продаж белорусских кондитерских
изделий. Необходимо также отметить, что
предложенные мероприятия должны быть
проведены в максимально сжатые сроки,
чтобы быть наравне по силам с основными
конкурентами, которые уже начали свою
экспансию на рынки стран СНГ, проводя
широкие рекламные акции.