Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

    Основные  задачи проекта заключаются в следующем:

    • предотвратить дальнейшее ухудшение  социальной инфраструктуры путем финансирования реконструкции первоочередных объектов здравоохранения, образования, водоснабжения  и канализации, а также нового строительства таких объектов в ограниченных масштабах;

    • повысить управление государственными ресурсами;

    • стимулировать развитие частного сектора;

    • внести вклад в правительственную  политику децентрализации 

    путем поощрения широкого участия, в том  числе неправительственных организаций, в процессе принятия решений по проекту.

    Заем  финансирует небольшие инвестиционные проекты в системе образования, здравоохранения, водоснабжения и  канализации. Он направлен на внедрение  новых механизмов управления бюджетно-финансовой сферой в двух областях России.

    Распределение кредитов международных банков по регионам страны, таким образом, характеризуется  еще большей дифференциацией, чем  распределение капиталовложений из федерального бюджета. Львиная доля кредитов МБРР и ЕБРР направляется в два региона: Москву и Тюменскую обл. (без выделения автономных округов). В начале 1998 г. на них приходилось около 2/3 выделенных и уже использованных кредитов. При этом доля российской столицы в общей сумме займов превышала треть.

    Высокие доли кредитов, предоставленных российской столице, отчасти смазывают картину распределения средств международных кредитов по регионам. Реально финансовые средства, полученные в Москве, впоследствии перераспределяются по другим регионам.

    Высокий уровень инфляции не позволяет прямо сопоставить объемы займов международных банков с отечественными капиталовложениями, рассчитанными в рублях в фактически действовавших ценах. Однако общие выводы позволяет сделать корреляционный анализ. В целом финансовые ресурсы, распределяемые по регионам страны в рамках проектов МБРР и ЕБРР, в значительной степени повторяют распределение и инвестиции основного капитала из всех источников финансирования.

    Корреляционный  анализ между показателями, характеризующими распределение международных займов и накопленных инвестиций за вторую половину 90-х гг., показал, что займы направляются именно в те регионы, куда идут и другие инвестиции. Такое положение объясняется, в первую очередь, повышенными значениями федеральных капиталовложений в восточные регионы страны, а также республики в составе Российской Федерации, доля которых в международных займах крайне низка.

    Сделаем краткие выводы. Региональная политика в инвестиционной сфере фактически проявляется в координации разных направлений капиталовложений из разных источников. В России за годы экономических преобразований получили практическое применение разные формы инвестиционной поддержки регионов. Наибольшее распространение получила практика принятия и реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

    В настоящее время более 30 региональных целевых программ «покрывают» территорию более половины всех субъектов Федерации. Эти программы отличаются по охвату территории (от локального до межрегионального), масштабами решаемых проблем, периодам реализации, объемам финансирования и имеют разных государственных заказчиков. Как правило, в последние годы ощущается дефицит денежных средств для реализации программ, вследствие чего отмечается их недофинансирование. Несмотря на то, что в настоящее время ведется разработка и согласование еще целого ряда новых программ, в различных официальных документах и научных дисскуссиях все чаще высказывается мысль о необходимости сокращения количества самих программ и объемов их финансирования.

    Анализ распределения инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования за последние годы демонстрирует их сильную концентрацию в ограниченном числе регионов страны. Установлена высокая устойчивость в распределении инвестиций за разные годы по регионам и относительно стабильная доля федерального бюджета, идущая на их финансирование. Двумя основными регионами привлечения инвестиций в России являются столичный регион и Тюменская обл. с входящими в нее автономными округами. Большие объемы капиталовложений распределяются и в других высокой индустриальных регионах. Крайне мало инвестиций в абсолютных значениях распределяется в слаборазвитых округах зоны Крайнего Севера, а также в большинстве автономных образований Северного Кавказа и Юга Сибири. Для них, как правило, федеральный бюджет играет более важную роль в качестве источника финансирования капиталовложений, чем для других регионов. В большинстве таких регионов имеются значительные превышения среднедушевого распределения инвестиций из федерального бюджета над среднероссийскими.

    Львиная доля инвестиций в основной капитал  из федерального бюджета направляется в Москву. Она значительна превышает  вес столицы в численности  населения России и основных показателях  ее социально-экономического развития. Однако эта доля сопоставима, и в некоторых случаях даже ниже по сравнению с показателями, характеризующими финансовый потенциал Москвы.

    Большую роль в инвестиционном процессе в  регионах страны играют займы МБРР и ЕБРР. Проекты этих организаций  к началу 2000 г. распространялись на 64 субъекта Федерации (без выделения автономных округов). Распределение кредитов международных банков по регионам характеризуется большой дифференциацией. При этом две трети выделенных и уже использованных кредитов было направлено в Москву и Тюменскую обл. С учетом анализа распределения инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования по регионам можно сделать вывод о том, что компенсационное значение кредитов МБРР и ЕБРР не следует переоценивать. В то же время кредиты международных банков пока слабо распространяются, например, на восточных территориях страны, где объемы федеральных капиталовложений относительно выше, чем в других регионах.

СЕМИНАР №9. Природно-ресурсный потенциал России.

     Роль  природных ресурсов в развитие оегионов.

     Природные ресурсы и их основная часть –  минеральные ресурсы – база и  основа человеческой цивилизации на всех фазах ее развития. Человек  может черпать нужные ему ресурсы  только из природной среды. Несомненно, развитие технологии, изменение экономической ситуации иногда радикально меняют направления, формы и масштабы использования природных ресурсов и формируют растущий фонд вторичных (производственных от них ресурсов, созданных уже трудом человека. Но все же первоисточником современного материального и энергетического потенциала человеческого общества остаются природные – в значительной мере минеральные – ресурсы Земли.

     Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

     Природно-ресурсный  потенциал России

     Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведено около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

     Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых страны в конце 90-х гг. оценивалась почти в 30 млрд. дол., а прогнозный потенциал – в 150 трлн. дол. Российская Федерация располагает самыми крупными в мире разведанными запасами апатитов (64,5% общемировых), природного газа (35,4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), свинца (12%), меди (11%), одними из крупнейших в мире запасов золота, алмазов, платины и др.

     Классификация природных ресурсов

     Залежи  полезных ископаемых имеют различную  степень изученности и различную  степень точности оценки. В зависимости  от степени разведанности запасы России подразделяются на четыре категории: A, D, C1, C2: A – это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; B и C1 – запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; C2 – запасы, оцененные предварительно. Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т.е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны в целом (т.е. все запасы, изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие геологические запасы.

     По  своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся на две  группы.

     1. Балансовые (кондиционные) – это  те запасы, использование которых  экономически целесообразно в настоящее время и которые удовлетворяют промышленным требованиям как по качеству сырья, так и товарно-техническим условиям эксплуатации.

     2. Забалансовые (некондиционные) – это  те запасы, использование которых  в настоящее время экономически  нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особой сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

     Согласно  экономической классификации природные  ресурсы делятся на:

     1) ресурсы материального производства, в том числе промышленности (топливо,  металлы, воды, древесина, рыба) и  сельского хозяйства (почва, воды  для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

     2) ресурсы непроизводственной сферы,  в том числе прямого потребления  (питьевая вода, дикорастущие растения  и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха  зеленых насаждений и водоемов).

     Природные ресурсы классифицируются также по принципу исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительность, почвы, вода, животный мир) и невобновимые (минеральные ресурсы); неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучих вод и т.д.).

     По  происхождению и природным свойствам выделяют: 1) минеральные ресурсы (полезные ископаемые), 2) земельные, 3) водные, 4) биологические, 5) климатические (солнечное тепло и свет, осадки), 6) ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутреннего тепла земли, ветра и т.п.).

     Особо важное значение имеют минеральные  ресурсы. По характеру использования  минеральные ресурсы делятся  на тир группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие  сланцы); металлорудные – руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их числе апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, асбест, строительное сырье.  

     Экономическая оценка природных  ресурсов

     В российской экономической науке  сложилось три основных подхода  к оценке природных ресурсов. Все они опираются на определение материальных затрат, связанных с использованием ресурсов, поэтому лишь косвенно, через величину этих затрат и экономического эффекта дают возможность оценивать природные ресурсы.

     1. Оценка по затратам на вовлечение  в использование осуществляется на базе прямых издержек на разведку, освоение, улучшение (например, на строительство водозаборных плотин, мелиорацию и др.) данного источника ресурсов. Сравнение этих затрат с затратами по другим источникам дает возможность выявить из числа имеющихся те, которые дают экономию времени, капитальных вложений на вовлечение в эксплуатацию новых источников.

     2. Оценка по затратам на использование  опирается на теорию дифференциальной  ренты и выявление экономического  эффекта (экономии капитальных затрат и получении прибыли), который возникает при эксплуатации данного месторождения, участка земли, лесного массива и т.д., по сравнению с худшим. Она рассчитывается по разнице между приведенными затратами на худшем источнике ресурсов и оцениваемом, если известно число и структура источников, обеспечивающих потребность в ресурсах. Это позволяет выбрать наиболее эффективные варианты обеспечения страны ресурсами, а также рассчитать оптимальные налоги при передаче источников ресурсов в аренду, при смене их владельца, пользователя.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления