Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

     - охрана экосистемы озера Байкал;

     - последствия нерационального использования природных ресурсов Черного и Азовского морей и прилегающих территорий;

     - экологическая ситуация в бассейне  Балтийского моря 

     - экологические последствия затопления  и подтопления ряда населенных  пунктов и объектов, расположенных на побережье Каспийского моря, а также в Астрахани;

     - экологическая ситуация, складывающаяся  в результате наводнений в  Приморском крае, а также на  территориях, подвергшихся воздействию  Краснодарского водохранилища (Республика  Адыгея);

     - состояние окружающей среды в регионе Кавказских Минеральных Вод.

     Приоритетные  направления обеспечения национальной безопасности РФ в экологической  сфере 

     Решение задач охраны окружающей среды и  обеспечения экологически устойчивого  развития осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативно-правовую базу, экономическую и финансовую систему, методы государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.

     Принципы  и положения долгосрочной экологической  политики Российской Федерации были сформулированы в таких основополагающих документах, как “Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

     Экологическая политика должна быть совместима с  экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных ресурсов; стимулировать эффективные экономические, финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка, чтобы сделать выгодным для хозяйствующих субъектов переход на принципы ресурсосбережения; стимулировать экологически ориентированное и экономически эффективное управление предприятий (с использованием соответствующих нормативов и стандартов, например, экологического аудирования, международных экологических стандартов ISO –14000).

     Тем самым экологическая политика также  должна быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению  здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для проживания, развитию экологического сознания и образования, усилению экологических факторов при формировании структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде.

     “Государственная  стратегия устойчивого развития”  определяет долговременные приоритеты развития экономики и природопользования как единого целого. Она рассматривает  Государственную политику по важнейшим  направлениям на длительную перспективу как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы.

     Целью государственной экологической  политики является создание необходимых  условий для реструктуризации и  снижения антропогенного воздействия  на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства природных ресурсов.

     Для достижения этой цели необходимо решение  целого ряда задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

     В сфере природопользования к таким задачам относится:

     - совершенствование системы управления  природопользованием, включая осуществление  обоснованного разграничения полномочий  между федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

     - развитие института государственной  собственности на природные ресурсы  с учетом возможного разграничения  прав собственности между Российской  Федерацией и ее субъектами;

     - реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем экологических ограничений и лицензирования природопользования;

     - проведение постепенного реформирования  налоговой системы, направленного  на увеличение доли ресурсных  платежей в доходной части бюджета при снижении ставок по другим видам налогов;

     - совершенствование экономических  и финансовых механизмов воспроизводства  природных ресурсов (плата за  природопользование, оценка и возмещение  причиненного вреда, экологическое  страхование и др.), развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

     - развитие систем мониторинга  состояния природных ресурсов  и контроля за использованием  и охраной природных ресурсов;

     - проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий  в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличение доли использования вторичных ресурсов, повышение степени утилизации отходов.

     Совершенствование хозяйственного механизма в сфере охраны окружающей среды предполагает:

     - развитие методов экономической  оценки негативных воздействий  хозяйственной и иной деятельности  на состояние окружающей среды; 

     - совершенствование платежей за  загрязнение окружающей природной среды;

     - последовательный переход на  систему международных стандартов  технологических процессов и  производимой продукции; 

     - выделение и реабилитация территорий  с опасными изменениями качества  окружающей природной среды, возмещение  ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических последствий;

     - усиление деятельности по сохранению  биологического разнообразия, экосистем  и ландшафтов, развитие сети особо  охраняемых природных территорий  и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования;

     - широкое распространение достоверной  и своевременной информации о  состоянии окружающей природной  среды; 

     - поддержка общественных экологических  движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем;

     - обоснование и проведение внешней  политики в сфере обеспечения  экологической безопасности, отвечающей  национальным интересам России  и отдельных регионов страны.

     Задача  по обеспечению эффективного управления природопользованием включает в себя следующие направления:

     - учет и социально-экономическая  оценка природных ресурсов территории, ведение кадастров природных  ресурсов;

     - совершенствование нормативно-правовой  базы, регулирующей вопросы рационального природопользования;

     - разработка и реализация региональных  целевых программ по использованию,  воспроизводству природных ресурсов  и охране окружающей среды; 

     - организация на лицензионной  основе и установление природоохранных  и экологических лимитов использования природных ресурсов (лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов и лимиты на изъятие природных ресурсов из экосистемы);

     - определение размеров доходов,  которые должны быть получены  от использования или передачи природных ресурсов пользование, обеспечение использования соответствующей части платежей за природопользование для воспроизводства природных ресурсов;

     - обеспечение условий для финансирования  деятельности по управлению охраной,  использованием и воспроизводством природных ресурсов;

     - лицензирование деятельности в  сфере работ и услуг в области  охраны окружающей среды и  природопользования;

     - развитие сети охраняемых природных  территорий на региональном уровне;

     - осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на региональном уровне.

     С развитием научно-технического прогресса  роль природных ресурсов в жизни  общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом потребностей населения и производствам из природы извлекаются все большие массы первичного сырья. Значимость тех или иных элементов природы для общественного производства не остается неизменной. Если в XVIII в. природную основу хозяйства составляли обрабатываемые земли и лес, то в XIX в. на первое место вышли каменный уголь и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль нефти, природного газа, цветных металлов. В настоящее время все большую ценность приобретают ресурсы пресной воды, нетронутые ландшафты, пригодные для отдыха населения, участки земли для размещения нового строительства и земледелия, ресурсы атомного сырья и редких металлов.

     На  современном уровне развития производительных сил специализация и хозяйственный  комплекс регионов зависят прежде всего от наличия минерального сырья и топлива, гидоэнергоресурсов, а также биологических ресурсов.

     Однако  следует помнить, что возможности  поддержания темпов экономического роста за счет увеличения масштабов  использования природных ресурсов уже практически исчерпаны. Все очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. В этих условиях разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды рациональному использованию природных ресурсов является одним из стратегических направлений обеспечения экологической безопасности национальной экономики и обеспечения благоприятного качества окружающей среды для настоящего и будущего поколений.

СЕМИНАР № 10. Отраслевая структура размещения экономики

     Закономерность  размещения производства

     Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы  жизнеобеспечения страны и каждого  региона. Будучи ресурсами многоцелевого  назначения, они создают широкую  материально-производственную основу развития всей экономики и ее различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.).

     Топливно-энергетический комплекс — главное опорное звено  народного хозяйства. Наряду с ТЭК  важная роль принадлежит межотраслевым  комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции.

     В России сосредоточено 48 трлн. м3, или 2/5 мировых разве-данных запасов, природного газа (потенциальных - втрое больше), огромные ресурсы — около 20 млрд. т — нефти и газового конденсата (1/7 мировых запасов), 6,4 трлн. т общих геологических запасов угля (более половины — на глубине до 300 м), причем 2/3' каменного (в том числе 10% — коксующихся марок), свыше 273 млн. кВт потенциальных гидроэнергоресурсов, почти 56 млрд. т разведанных ресурсов железных руд, 73 млрд. м3 запасов древесины (гослесфонд) и т. д.

     Сырьевые  ресурсы базовых отраслей составляют значительную долю мировых. Например, нефтяные запасы Западной Сибири сопоставимы с потенциалом нефтедобывающих стран Ближнего Востока, лесные ресурсы превосходят имеющиеся у Канады, США, Финляндии, Швеции и Норвегии, вместе взятых. Россия полностью обеспечена энергоносителями и в значительных масштабах их экспортирует.

     Базовые отрасли промышленности всегда развивались  ускоренно, но с начала 90-х годов  под воздействием кризисных явлений  у них (кроме газовой) произошел  резкий спад производства. В 1999 г. добыча природного газа составила 592 млрд. м3, нефти (с газовым конденсатом) — 305 млн. т, угля — 250 млн. т, выработка электроэнергии - 846 млрд. кВт-ч, производство проката черных металлов — 41 млн. т, вывозка древесины — 90 млн. м3, производство цемента — 28,5 млн. т. Еще недавно добывалось 641 млрд. м3 газа (1990 г.), 570 млн. т нефти, 430 млн. т угля (1988 г.), вырабатывалось 1082 млрд. кВт-ч электроэнергии (1990 г.), выпускалось 78 млн. т проката (1988 г.), вывозилось 270 млн. м3 древесины, производилось 84,5 млн. т цемента (1989 г.).

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления