Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
-
охрана экосистемы озера
- последствия нерационального использования природных ресурсов Черного и Азовского морей и прилегающих территорий;
-
экологическая ситуация в
-
экологические последствия
-
экологическая ситуация, складывающаяся
в результате наводнений в
Приморском крае, а также на
территориях, подвергшихся
- состояние окружающей среды в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Приоритетные
направления обеспечения
Решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативно-правовую базу, экономическую и финансовую систему, методы государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.
Принципы и положения долгосрочной экологической политики Российской Федерации были сформулированы в таких основополагающих документах, как “Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Экологическая
политика должна быть совместима с
экономической политикой и
Тем самым экологическая политика также должна быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для проживания, развитию экологического сознания и образования, усилению экологических факторов при формировании структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде.
“Государственная
стратегия устойчивого
Целью государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Для
достижения этой цели необходимо решение
целого ряда задач в сфере
В сфере природопользования к таким задачам относится:
-
совершенствование системы
-
развитие института
- реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем экологических ограничений и лицензирования природопользования;
-
проведение постепенного
-
совершенствование
- развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;
-
проведение научных
Совершенствование хозяйственного механизма в сфере охраны окружающей среды предполагает:
-
развитие методов
- совершенствование платежей за загрязнение окружающей природной среды;
-
последовательный переход на
систему международных
-
выделение и реабилитация
-
усиление деятельности по
-
широкое распространение
-
поддержка общественных
-
обоснование и проведение
Задача по обеспечению эффективного управления природопользованием включает в себя следующие направления:
-
учет и социально-
-
совершенствование нормативно-
-
разработка и реализация
-
организация на лицензионной
основе и установление
- определение размеров доходов, которые должны быть получены от использования или передачи природных ресурсов пользование, обеспечение использования соответствующей части платежей за природопользование для воспроизводства природных ресурсов;
-
обеспечение условий для
- лицензирование деятельности в сфере работ и услуг в области охраны окружающей среды и природопользования;
-
развитие сети охраняемых
- осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на региональном уровне.
С развитием научно-технического прогресса роль природных ресурсов в жизни общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом потребностей населения и производствам из природы извлекаются все большие массы первичного сырья. Значимость тех или иных элементов природы для общественного производства не остается неизменной. Если в XVIII в. природную основу хозяйства составляли обрабатываемые земли и лес, то в XIX в. на первое место вышли каменный уголь и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль нефти, природного газа, цветных металлов. В настоящее время все большую ценность приобретают ресурсы пресной воды, нетронутые ландшафты, пригодные для отдыха населения, участки земли для размещения нового строительства и земледелия, ресурсы атомного сырья и редких металлов.
На
современном уровне развития производительных
сил специализация и
Однако
следует помнить, что возможности
поддержания темпов экономического
роста за счет увеличения масштабов
использования природных
Закономерность размещения производства
Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и ее различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.).
Топливно-энергетический
комплекс — главное опорное звено
народного хозяйства. Наряду с ТЭК
важная роль принадлежит межотраслевым
комплексам металлургии и
В России сосредоточено 48 трлн. м3, или 2/5 мировых разве-данных запасов, природного газа (потенциальных - втрое больше), огромные ресурсы — около 20 млрд. т — нефти и газового конденсата (1/7 мировых запасов), 6,4 трлн. т общих геологических запасов угля (более половины — на глубине до 300 м), причем 2/3' каменного (в том числе 10% — коксующихся марок), свыше 273 млн. кВт потенциальных гидроэнергоресурсов, почти 56 млрд. т разведанных ресурсов железных руд, 73 млрд. м3 запасов древесины (гослесфонд) и т. д.
Сырьевые ресурсы базовых отраслей составляют значительную долю мировых. Например, нефтяные запасы Западной Сибири сопоставимы с потенциалом нефтедобывающих стран Ближнего Востока, лесные ресурсы превосходят имеющиеся у Канады, США, Финляндии, Швеции и Норвегии, вместе взятых. Россия полностью обеспечена энергоносителями и в значительных масштабах их экспортирует.
Базовые отрасли промышленности всегда развивались ускоренно, но с начала 90-х годов под воздействием кризисных явлений у них (кроме газовой) произошел резкий спад производства. В 1999 г. добыча природного газа составила 592 млрд. м3, нефти (с газовым конденсатом) — 305 млн. т, угля — 250 млн. т, выработка электроэнергии - 846 млрд. кВт-ч, производство проката черных металлов — 41 млн. т, вывозка древесины — 90 млн. м3, производство цемента — 28,5 млн. т. Еще недавно добывалось 641 млрд. м3 газа (1990 г.), 570 млн. т нефти, 430 млн. т угля (1988 г.), вырабатывалось 1082 млрд. кВт-ч электроэнергии (1990 г.), выпускалось 78 млн. т проката (1988 г.), вывозилось 270 млн. м3 древесины, производилось 84,5 млн. т цемента (1989 г.).
Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления