Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

     Лесные  ресурсы 

     Лесные ресурсы велики и отличаются высоким качеством. По их затратам и величине лесопокрытой площади (771 млн га) наша страна занимает ведущее место в мире. Лесом покрыто более 40% всей территории России, а общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд м3. Основные лесные ресурсы расположены в восточных районах страны, на долю которых приходится 79% запасов. В европейской части сосредоточено 21% лесных ресурсов.

     Наиболее  лесистые районы Западная Сибирь (Тюменская  область), Восточная Сибирь (Красноярский край и Иркутская область), Дальний Восток (Республика Саха и Хабаровский край), европейский Север, Урал (Свердловская область и Удмуртская Республика), а также Волго-Вятский район (Кировская и Нижегородская области).

     В лесах России произрастает около  1500 видов деревьев и кустарников. Основные лесообразующие породы хвойные, на их долю приходится 82%, на мягколиственные – 16%, на твердолиственные породы – 2%. Ценной древесиной обладают хвойные леса Севера европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

     Наиболее  распространенные породы в России: лиственница, сосна, ель и кедровая сибирская сосна. Леса являются также  источником пушнины. Россия – главный  в мире поставщик пушнины. Промысловые  звери – белка, ондатра, соболь, горностай, куница, лисица, песец, колонок, норка.

     Леса  России богаты ягодами, грибами и  ценными дикорастущими лекарственными растениями.

     Водные  ресурсы 

     Водные  ресурсы России по суммарным объемам  речного стока, площади водосборов и протяженности рек весьма велики.

     Распределение ресурсов речного стока по территории России неравномерно и неблагоприятно в отношении размещения основных потребителей воды – населения, промышленности и сельского хозяйства. Большая часть речного стока формируется в малонаселенных северных и северо-восточных районах страны и поступает в основном в бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов.

     Россия  обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами. Их запасы оцениваются в 340 млн кВт. По суммарному гидропотенциалу, который оценивается в 2500 млрд кВт (из них технически возможно использовать до 1670 млрд кВт), Россия занимает второе место в мире после Китая. Распределены гидроэнергетические ресурсы неравномерно. Большая их часть на Дальний Восток (53% запасов гидроэнергетических ресурсов) и Восточную Сибирь (26% суммарного гидропотенциала). Причем основные запасы гидроэнергии сосредоточены в бассейнах рек Енисея, Лены, Оби, Ангары, Иртыша и Амура. Лена по запасам гидроэнергии занимает первое место среди рек России. Богаты гидроэнергетическими ресурсами реки Северного Кавказа. Значительная часть технически возможных для использования гидроэнергетических ресурсов страны приходится на Поволжский и Центральные районы Российской Федерации, где особенно велики запасы гидроэнергии бассейна Волги.

     Велико  значение рек страны для развития межрайонных и внутрихозяйственных связей. Россия располагает самой разветвленной в мире речной сетью, что создает весьма благоприятные условия для развития речного транспорта. Протяженность судоходных речных путей России превосходит 400 тыс. км.

     Кадастр

     Почвенные ресурсы страны представляют собой  огромное народное богатство. Правильное их использование немыслимо без  строгого научного количественного  и качественного учета почв. Этой задаче служит составление и ведение  земельного кадастра.

     Важнейшее значение земельного кадастра заключается  в том, что он необходим для  организации наиболее полного, рационального  и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного  хозяйства, размещения и специализации  сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

     Материалы земельного кадастра находят широкое  применение при межхозяйственном и  внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.

     Данные  земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами.

     Федеральный закон о Государственном Земельном  кадастре (ГКЗ) был принят Государственной  Думой 24 ноября 1999 года и одобрен  Советом Федерации 23 декабря 1999 года. Основной целью создания системы  является обеспечение экономического и социального развития городов через оптимальное регулирование земельных отношений в городе. Для этого в ГКЗ заложены следующие основные понятия (Глава I, Статья 1):

     - государственный земельный кадастр  – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

     ГКЗ ведется Государственным комитетом  РФ по земельной реформе и его  органами на местах по единой для всей страны системе за счет средств бюджета  страны.

     - государственный кадастровый учет  земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель, земельных участков. Включает учет наличия и качественного состояния земель, распределение земель по их категориям, пользователям, арендаторам, а также по различным другим признакам. Необходимо различать учет количества земель, осуществляемый по их целевому назначению и по хозяйственному использованию, от учета качества (ценности) городских земель, которое зависит от природных и иных потребительских характеристик земельных участков.

     - земельный участок – часть  поверхности (в том числе поверхностный  почвенный слой), границы которой  описаны и удостоверены в установленном  порядке уполномоченным государственным  органом, а также все, что  находится над и под поверхностью  земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, или иными федеральными законами.

     - межевание земельного участка  – мероприятия по определению  местоположения и границ земельного  участка на местности. 

     Изменение границ земельного участка влечет за собой прекращение существования прежнего кадастрового номера (уникальный номер, присваиваемый каждому объекту недвижимости, который сохраняется за объектом до тех пор, пока он физически и/или юридически существует как единое целое). Уникальность кадастрового номера заключается в его постоянстве в пространстве и во времени. На территории России не может быть двух объектов недвижимости с одинаковыми номерами. Уже использованный кадастровый номер не может быть присвоен другому объекту недвижимости, даже если объект недвижимости под данным кадастровым номером физически или юридически прекратил свое существование.

     - территориальная зона – часть  территории, которая характеризуется  особым правовым режимом использования  земельных участков и границы  которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством и другими законами РФ.

     Правовое  регулирование деятельности по ведению  ГКЗ и использование его сведений осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ, Федеральным законом  о Государственном Земельном кадастре, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с Федеральным законом о Государственном Земельном кадастре, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

     Земля может находиться в:

     - частной собственности; 

     - государственной (федеральной и  областной);

     - муниципальной (городов, других  поселений, районов, кроме районов  в городах);

     - иных форм собственности, которые  предусмотрены в Гражданском  кодексе и в законодательстве субъектов Федерации.

     Оценка  экологической ситуации в России и в отдельных регионах

     В последние годы на территории Российской Федерации напряженность экологической  ситуации существенно не снизилась, несмотря на то, что в целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы. Более чем для 40% субъектов Российской Федерации характерны проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов и промышленных центров, обезвреживания и утилизации промышленных отходов, рациональной безопасности; на 30% территории остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почв и земель актуальны для всей территории Российской Федерации. В отдельных районах Российской Федерации обострилась проблема сохранения биологического разнообразия и ресурсов растительного и животного мира.

     В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные  нормативы, и сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения.

     К числу таких регионов относятся  крупнейшие городские агломерации  – Московская и Санкт-Петербургская, промышленные центры Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, Среднего Поволжья, Северного Прикаспия, Среднего и Южного Урала. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.

     При этом на территориях, где сосредоточено  основное население Российской Федерации, удельные показатели нарушения окружающей среды на единицу площади и  единицу валового внутреннего продукта являются повышенными. Так, в расчете на 1 км2 территории в Москве приходится 114,04 т выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и 1480,15 тыс. м3 сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, в Санкт-Петербурге, соответственно, 50,88 т и 954,36 тыс. м3, в Липецкой области – 15,83 и 6,21, в Челябинской области – 10,80 и 8,76, в Кемеровской области – 10,07 т и 8,33 тыс. м3.

     Следует отметить, что в крупных городах  основной вклад в объеме выбросов вредных веществ в атмосферу  приходится на долю автотранспорта, например, в Москве – 88%, в Санкт-Петербурге – 71%.

     В тоже время обширные территории Российской Федерации еще обладают большим  природно-ресурсным потенциалом  и малоизмененными человеком  природными условиями: в Европейской  части – это, прежде всего, северо-восточные территории, в Азиатской части – почти весь север Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также районы Западной Сибири. Сохранение их естественного состояния является одной из приоритетных задач.

     При реализации стратегии экономического развития России необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия. Это допустимое воздействие зависит как от современной экологической напряженности, так и от устойчивости отдельных экосистем.

     Разберем  более подробно один из самых загрязненных экономических районов России – Центральный. Сравнительные данные по удельным показателям загрязнения окружающей среды по этому району приведены в таблице 2.  
 
 
 
 
 

     Таблица 2

     Удельные  показатели загрязнения окружающей среды Центрального экономического района России в 1999 г.

     

     Как видно из таблицы, по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу в расчете  на душу населения наиболее неблагоприятные  показатели имеет Костромская, Рязанская, Тульская и Ярославская области. По сбросам загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в расчете на одного жителя наибольшие удельные показатели имеют Владимирская, Ивановская области, Москва, Тульская и Ярославская области. Что касается образования токсичных отходов в расчете на одного жителя, то наибольшее количество таких отходов образуется во Владимирской, Орловской, Смоленской и Тульской областях, что предполагает принятие соответствующих управленческих решений.

     Таким образом, в результате анализа экологической ситуации в России можно выделить следующие приоритетные проблемы по регионам:

     - неблагоприятная экологическая  обстановка на реке Волга и  ее притоках;

     - неудовлетворительное состояние  окружающей среды в городах Нижний Тагил (Свердловская область), Братск (Иркутская область), Чапаевск (Самарская область); в Кемеровской, Московской, Оренбургской, Тульской, Самарской областях и промышленных центрах Красноярского края;

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления