Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

     Регулирование порядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.

     Прямая  кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается  целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить  проекты "Сити" и "Манежная площадь" в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации.

     Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных  в решение проблем экономического развития городов. Как правило, это  бесприбыльные организации, которые  могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону в целом.

     Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители местной администрации  подчас действуют как посредники, как "создатели коалиций", помощники  реальных действующих лиц, используя  разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

     Инструментами управления экономическим развитием  на региональном уровне, как показано на рис. 3, являются создание общих условий  бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой

     активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации  и бизнеса (совместные проекты).

     Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.

     Независимо  от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие региона обладает рядом особенностей Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того, нерутинность этой функции предполагает гибкий, неординарный способ организации работ по управлению региональным развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.

     

     Рис. 3. Виды воздействия на экономическое  развитие региона 

СЕМИНАР №6. Межрегиональные связи

    Сущность  и особенности  взаимодействия регионов

    В современных условиях возрастает значение межрегионального обмена. Однако доля межрегионального оборота в стране по отношению к ВВП, составлявшая, по экспертным оценкам, в 1990 г. 22%, в настоящее время снизилась до 12-14%. Наряду с сокращением производства и общей емкости товарного рынка падение межрегионального обмена обусловлено значительными негативными изменениями ценностных соотношений обмениваемой продукции и потерей конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке.

    Наиболее  сильное отрицательное влияние  оказал опережающий рост транспортных тарифов по отношению к ценам на перевозимую продукцию. Так, в 1997 г. по сравнению с 1990 г. железнодорожные тарифы увеличились в 22,1 тыс. раз, тарифы на морском транспорте — в 11,5 тыс. раз, а цены на продукцию промышленности — в 8,9 тыс. раз. Относительное удорожание транспорта реально привело к тому, что многие экономические связи стали неэффективными, особенно между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами страны.

    При анализе современного уровня развития межрегиональных экономических  связей (МЭС) и оценке их на перспективу критерием результативности может служить максимальное удовлетворение потребностей отраслей региона в необходимых ресурсах, а его населения — в товарах и услугах, как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других стран и областей. Перспективы участия регионов, субъектов РФ в международном разделении труда в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности определены Указом Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (от 3 июня 1996 г.).

    Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) предусматривает  уровни: межгосударственный, федеральный, региональный, локальный.

    Система государственного регулирования ВЭД  включает: программные методы: межправительственные договоры, госзаказ, госконтракт, федеральные, региональные программы; экономические методы: прямое регулирование, лицензирование, квотирование, дотации и субвенции, прямое финансирование, централизованные вложения; косвенные методы: регулирование цен, таможенное регулирование, страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов. Программно-целевой метод управления развитием внешнеэкономической деятельности региона предполагает разработку долгосрочных договоров, соглашений о сотрудничестве с территориально-экономическими структурами стран дальнего и ближнего зарубежья; решение важных народно-хозяйственных задач на основе последовательного включения отраслей специализации в систему мирохозяйственных связей.

    Россия, сосредоточивая в настоящее время  примерно две трети экономического потенциала бывшего СССР, занимает лидирующие позиции среди стран — членов СНГ в развитии международного экономического сотрудничества, реализации интеграционного потенциала, формировании единого рыночного, экономического и информационного пространства.

    Субъектами  РФ подписано с административно-территориальными образованиями стран СНГ более 500 соглашений. Реализуются программы  экономического сотрудничества с Беларусью, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргыэской Республикой, Таджикистаном до 2007 г. Функционируют многие совместные предприятия, развиваются поставки по кооперированию, совершенствуется инфраструктура внешнеторговых связей. Со стороны России в 1999 г. участвовало во взаимной торговле с Беларусью — 51 субъект, с Украиной — 50, Казахстаном — 48, Грузией — 22, Арменией — 18 субъектов. Многие регионы России сохраняют большую зависимость от поставок черных и цветных металлов из стран СНГ.

    Продукция нефтехимического комплекса в значительных объемах направляется в Москву, Красноярский край, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую области. Поставки из СНГ продовольственных товаров и сырья для их производства занимают значительный удельный вес в потреблении Москвы, Санкт-Петербурга, Брянской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областей. По продукции машиностроения в 38 субъектах РФ (или 48%) импорт превышает экспорт.

    В то же время сохраняются традиционные производственные связи. Страны — участницы  СНГ остаются основными потребителями  продукции российских регионов: Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Алтайского края, Республики Мордовии, Калужской, Липецкой, Курской, Омской, Тверской, Томской, Ярославской областей. Это свидетельствует о высоком уровне интеграционных связей. В целях сохранения и повышения эффективности интеграционного потенциала администрации субъектов РФ разрабатывают согласованные программы (прогнозы) торгово-экономического и кооперационного сотрудничества со странами СНГ на перспективный период.

    Постоянно возрастает роль действующих межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ в координации согласованных мероприятий по расширению и углублению торговых, экономических, научно-технических, культурных, инфраструктурных и других взаимовыгодных связей. В последние годы значительное место во внешнеторговом обороте и международном сотрудничестве России занимают страны Европейского Союза, США, Китай и Япония (табл. 3).

    Таблица 3.

    

СЕМИНАР №7. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

     Понятие и экономическая  эффективность территориального разделения труда.

     В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются  определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

     Наряду  с закономерностями размещения производительных сил большое значение и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.

     Также в теоретическом обосновании  размещения производства важную роль грают многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга - экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

     1.Закономерности  размещения производительных сил. 

     Закономерности  размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

     Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает  рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях нарождающегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

     Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоит в следующем:

     - рациональное, наиболее эффективное  размещение производства;

     - комплексное развитие хозяйства  экономических районов, всех субъектов  Федерации; 

     - рациональное территориальное размещение труда между регионами в пределах их территорий;

     - выравнивание уровней экономического  социального развития регионов.

     Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий вплоть до готового продукта. Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления