Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью изучения в моей работе будет исследование существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям региона и регионального управления;
проанализировать современное состояние региональной политики в России;
изучить деятельность министерства регионального развития как основного субъекта управления регионом;
Введение ............................................................................................................................................ стр. 2-3
I Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ…стр. 4-14
1.1 Понятие региона………………………………………………………………………..….стр. 4-8
1.2 Понятие регионального управления……………………………………..……стр. 8-9
1.3 Современная региональная политика в РФ…………………………....…стр. 10-12
1.4 Министерство регионального развития как основной
субъект управления регионом……………………………………………………..…...стр. 12-14
II Анализ региональной модели управления в Калининградской
области…………………………………………………………………………………………….…стр. 15-21
2.1 Общая характеристика регионального управления в
Калининградской области……………………………………………………………..…..стр. 15-17
2.2 ОЭЗ как основа создания региональной системы управления...стр. 18-20
2.3 Проблемы реализации региональной модели управления
в Калининградской области, основные пути их решения……………..стр. 20-21
Заключение…………………………………………………………………………………………стр. 22
Список источников………………………………………………………………….…………стр. 23
Функции исполнительной власти
осуществляет администрация субъекта.
Это может быть единоличный губернатор,
либо президент субъекта федерации.
Губернатор или президент субъекта
Федерации назначается
В субъектах федерации существует свое правительство. В тех случаях, когда его назначает губернатор, глава правительства действует под руководством губернатора, а правительство решает в основном вопросы оперативного управления.
Один из самых сложных вопросов управленческой деятельности субъекта федерации связан с соблюдением ее границ. Субъект обычно стремится расширить границы собственного управления, захватывает "куски" федеральных полномочий и вмешивается в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему двух- и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие — субъекту. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние договоры о распределении полномочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов федерации. В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.12
В Российской Федерации, в основном, создана нормативно-правовая база для осуществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако остается не решенным ряд проблем реализации региональной политики.
Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.
Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.
Важнейшим инструментом влияния
на социально-экономическое
Нестабильность доходной части региональных и местных бюджетов усиливается в связи со слабой урегулированностью трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также с повышенной зависимостью от налога на прибыль организаций.
Отсутствуют механизмы ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям - получателям трансфертов. Недостаточна мотивация органов власти регионов и муниципалитетов к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала.
Законодательно не установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, основанный на едином методологическом подходе, учитывающем объективные потребности той или иной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.
Достижение базовой цели,
решение задач и проблем
1.4 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
Министерство регионального
развития Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, административно-
Правовой основой деятельности Министерства является указ Президента РФ № 1168 от 13 сентября 2004 г. "О Министерстве регионального развития Российской Федерации"
В настоящее время Министром регионального развития является Басаргин Виктор Федорович. Заместители министра: Ашлапов Н.И., Круглик С.И., Осинцев Ю.В., Панов Р.Ю., Рейльян Ю.У., Токарев В.А., Травников М.А., Юрпалов С.Ю. Помощники министра: Гвоздева С.Н.,Голованов С.Ю.
Минрегионом России в настоящее время разработан проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации и направлен в Правительство Российской Федерации от 05.08.09 Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации определяет цели и задачи региональной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. Основные тезисы концепции: региональная политика в Российской Федерации – законодательно оформленная система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства.15
При объективных предпосылках
для межрегиональной
Задачами региональной политики в концепции определены: сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан Российской Федерации в реализации своих социальных и экономических прав, обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий, равнодоступность и качество публичных услуг.
Региональная политика строится с учетом многонационального, полиэтнического состава населения страны с присущими для него различиями жизненных укладов, традиционных видов деятельности, способов природопользования, особенностей культуры и быта населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить соответствующие возможности для сохранения этого уникального многообразия.
II АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
Регион был образован в 1945 году после решения Потсдамской конференции о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу.
7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР", а 4 июля 1946 года ее административный центр был переименован в Калининград, область - в Калининградскую.
Калининградская область
обеспечивала с момента своего создания
военно-стратегические, политические
и хозяйственно-экономические
За послевоенный период регион
стал играть важную роль в народном
хозяйстве страны, обеспечивая существенный
вклад в экономику за счет рыболовства
и рыбного хозяйства, машиностроения,
целлюлозно-бумажного
Общий экономический спад
90-х годов, который в Калининградской
области был глубже, чем в целом
по России удалось преодолеть за счет
мер, принимаемых федеральным
В настоящее время в
Калининградской области идет активное
формирование системы документов, направленных
на реализацию в регионе федеральных
целей. Эта система включает Стратегию
развития Калининградской области
на период действия режима Особой экономической
зоны - до 2031 года, Программы социально-
Информация о работе Региональное управление: структура, функции и методы