Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа
На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели». В этих условиях, на наш взгляд, актуальным представляется всесторонне рассмотреть рынок труда с позиции микроэкономики, изучить его функционирование, регулирование и современное состояние. Такова цель написания данной работы.
- занятые одновременно в
- нелегальная занятость.
Спрос и предложение на рабочую силу на рынке труда зависит от цены на последнюю. Данная зависимость представлена на рисунке 1.1.1.
Рис.1.1.1 Спрос и предложение на рынке труда
Как видно из рисунка 1.1.1, спрос на рабочую силу уменьшается с ростом предложения и кривые спроса и предложения имеют вид аналогичный для товаров не являющихся рабочей силой. Таким образом, зависимость спроса и предложения от цены на товар – рабочую силу – не отличается от зависимости для других товаров. Точка пересечения кривых спроса и предложения определяет равновесную цену рабочей силы, представляющую собой размер заработной платы, при которой число людей, готовых заниматься определенной работой, и число рабочих мест совпадают. Несмотря на то, что на привлекательность места работы оказывают влияние также безопасность труда, коллектив и другие факторы это не является отличительной чертой спроса и предложения на рабочую силу, так как можно провести аналогию на любой другой товар, обозначив выше перечисленные параметры «качеством предложения».
Особенностью спроса на рабочую силу, является тот факт, что в условиях рыночной экономики он формируется на микроэкономическом уровне – главным образом под влиянием инвестиций, цены на основной капитал, производительности труда. Спрос на рабочую силу зависит от спроса на производимую продукцию или услугу, то есть является производным от спроса на товар. Цена спроса на рабочую силу определяется предельной производительностью труда, то есть приращением объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда при неизменности других условий производства.
Таким образом, проанализировав понятие рынка труда, а также рассмотрев его классификацию, мы пришли к выводу, что данная категория представляет собой сложную структуру, в которой наблюдаются тесные взаимосвязи между ее составными элементами, по многим принципам своего функционирования он представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.
1.2. Формы и методы государственного регулирование рынка труда
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Процесс
регулирования рынка труда
Когда мы
говорим о государственном
Основные
цели государственного регулирования
рынка труда заключается в
наиболее быстром вовлечении безработных
в процесс трудовой деятельности,
предоставлении рабочих мест каждому
желающему стимулировании структурной
перестройки и ускорения
Объектом
воздействия государства
Государство может проводить на рынке труда политику двух типов — пассивную и активную.
Пассивная
политика ограничивается
Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя — потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.
При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать половозрастную структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень их квалификации, доход семьи, получаемый от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов). Важная задача государства — обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.
Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.
По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.
По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии.
Ко второй
группе относятся такие меры, как
регулирование демографической
ситуации, увеличение государственных
закупок, уменьшение налогового бремени,
ускорение амортизации и др., т.е.
рычаги, стимулирующие деловую
По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.
По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные — направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.
Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.
Государственное
регулирование целесообразно
Макроуровень
Региональный уровень
Микроуровень
Рис.1.2.2. Уровни Государственного регулирования рынка труда*
Рис. 1.2.1 Уровни государственного регулирования рынка труда*
*-разработано автором
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие задачи:
1. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях.
2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального малого бизнеса.
На микроуровне
регулирование рынка труда
В заключение данной главы следует отметить, что политика регулирования рынка труда как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
- стимулирование
структурной перестройки и
- наиболее
быстрое вовлечение
- предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать рыночную ситуацию труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда.
Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости населения в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
2.1. Механизм государственного регулирования рынка труда РФ
Рынок труда в Российской Федерации как органическая часть рыночной экономики формируется в беспрецедентной обстановке - после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлись продуктом.
В последние годы много научных работ было посвящено особенностям развития рынка труда в переходной экономике России. По мнению многих ученых переходные период завершен, хотя и эта постановка является достаточно спорной, в настоящее время мы переживаем мировой финансово-экономический кризис, который откладывает отпечаток на функционирование рынка труда в России и ее регионах, обостряя накопившиеся проблемы, которые были смягчены в период экономического роста.