Регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание

На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели». В этих условиях, на наш взгляд, актуальным представляется всесторонне рассмотреть рынок труда с позиции микроэкономики, изучить его функционирование, регулирование и современное состояние. Такова цель написания данной работы.

Работа состоит из  1 файл

Регулирование рынка труда.docx

— 145.80 Кб (Скачать документ)

Итак, если государственное регулирование  рынка труда оказывается недостаточно эффективным методом для улучшения ситуации с занятостью в стране, то каким же образом можно улучшить ее? В первую очередь такой мерой должна стать активная государственная политика и в сфере занятости, и в сфере доходов. Необходимо отойти от старых методов решения проблемы – материальной поддержки нетрудоустроенного населения и перейти к новым, более эффективным. Такие новые пути развития рынка труда предложил Президент России, в своем недавнем выступлении в марте 2011 года Дмитрий Медведев отметил, что при переходе к инновационной экономике неизбежно трансформируется и рынок труда. Неэффективные рабочие места с маленькой зарплатой будут заменены новыми, отвечающими современным требованиям. Также он отметил, что необходимо сделать государственную политику в сфере занятости более гибкой, при этом поддержка безработных должна стать более адресной. Особым инструментом государственной политики должны стать региональные антикризисные программы, направленные на снижение уровня безработицы.

В целях  развития рынков труда и повышения  территориальной мобильности рабочей  силы предусматривается:

- формирование  механизмов, мотивирующих органы  государственной власти субъектов  России на осуществление мер  по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных программ содействия занятости;

- осуществление  комплекса мер по регулированию  рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов России и зарубежных стран;

- осуществление  дополнительных мероприятий по  содействию трудоустроенности в республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферах экономической деятельности, развития малого предпринимательства и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;

- осуществление  комплекса мер по устранению  экономических ограничений, сдерживающих  перемещение российских граждан  по территории страны (иногородних работников) в целях осуществления трудовой деятельности;

- использование  информационных коммуникационных  технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.

В целях  решения проблем, возникающих при  перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как  совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается  расширить содействие безработным  гражданам и членам их семей в  переезде в субъекты России, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе  в сельскую местность, в целях  трудоустройства, а также в осуществлении  их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых расходов и размеры  оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

Логично предположить, что реальное развитие рынка труда РФ пойдет не по одному пути, а будет проходить в той или иной степени во всех трех обозначенных направлениях, а так же по возможным путям, нерассмотренным в настоящей работе.

Поэтому будем надеяться, что общий  синергетический эффект приведет к  более быстрому и комплексному развитию рынка труда нашей страны.

В качестве же собственных рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования рынка труда предложены мероприятия по повышению занятости населения:

- Опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения;

- Профориентация выпускников школ;

- Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

- Организация стажировки выпускников;

- Помощь при переезде в другую местность для замещения рабочих мест.

 Прежде  всего, необходимо осуществлять  меры, направленные на развитие  человеческих ресурсов, развитие человеческого потенциала, конкурентоспособность региона, следует этому и всячески способствовать, развивать в людях активную жизненную позицию, а не позицию иждивенчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в рамках курсового проекта были решены следующие задачи:

Раскрыто понятие «рынок труда», определяемое как совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи труда, обучения работников и использования их в процессе производства.

В рамках работы было установлено, что  рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда государством.

Первостепенная проблема нашей  экономики на пути реформ – это  формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

Уровень формирования российского  рынка труда определяется прежде всего степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения.

Современная российская экономика  идёт по пути перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании  сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

Анализ современного состояния  рынка труда в условиях современной  экономики позволяет сделать вывод, что в настоящее время происходит существенное ухудшение трудового потенциала нации, поэтому крайне важна и необходима активная политика государства по преодолению столь пагубных для российской экономики кризисных процессов.

Список  использованных источников

 

1. Диссертация «Трансфомация регионального рынка труда в условиях экономического кризиса»-Гуськова И.В..

2. Буфетова, А.Н. Веселая, Л.С. «Основы экономики» НГУ, 2005 г

3. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. М.: ИД «Дашков и К0». 2000.

4. Вишневская Н.Т. Реформа законодательства о защите занятости на рынке труда. Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 10.

5. ЖеребинВ.М. «Занятость и самозанятость населения: соотношение и перспективы». // Народонаселение, 2003 №3

6. Карташов  С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. М.: Финстатинформ. 1998.

7. Кашепов А.В. Экономика и занятость. М.: ИМЭИ. 1999.

8. Котляр  А.З. О понятии рынка труда  // Вопросы экономики, 1998 . №1.

9. Нарышкина А. «Рынок труда в России: Кесарю кесарево, а слесарю слесарево». // Время новостей, 2002 г N°121, 10 июля

10. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения. 1991.

11. Рофе А.И. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2003 г.

12. Рофе А.И. Экономика труда. М.: КНОРУС, 2010.

13. Руденко  Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынка труда / Под ред. проф. Ю.Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен»., 2004.

14. Рынок  труда как фактор устойчивого  развития региона/ Под ред. Г.А. Резник. Пенза. ПГУАС. 2004.

15. Экономика  труда: Учебник // под ред. Архипова  А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2009.

16. Экономика  труда: рыночные и социальные  аспекты: учебно-методический комплекс  для подготовки магистров; под  общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС. 2010

17. Экономика  и социология труда: учебник  учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М. 2009

18. Экономика  труда: Учебник / Под ред проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристъ. 2002.

19. Экономика  труда. М.: КНОРУС, 2010. С.138

20. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: изд-во МГУ. 1996. С. 32

 


Информация о работе Регулирование рынка труда