Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа
На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели». В этих условиях, на наш взгляд, актуальным представляется всесторонне рассмотреть рынок труда с позиции микроэкономики, изучить его функционирование, регулирование и современное состояние. Такова цель написания данной работы.
Анализ тенденций развития российского и регионального рынков труда убеждает в том, что многие особенности и проблемы отражают незавершенность формирования рыночной экономики. Отсутствие научного обоснования трансформации рынка труда может стать препятствием на пути дальнейшего развития экономики и требует дальнейшего научного исследования.
Развитие рыночных отношений в сфере занятости населения заметно тормозится атрофированной к восприятию рынка психологией общества, устаревшими мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики. Тем не менее, реформирование в системе трудоустроенности Российской Федерации находится в процессе - формируется российская модель рынка труда, учитывая истрико-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики (которая также находится в стадии становления).
Характеризуя в целом состояние рынка труда в Российской Федерации, важно знать, как проявляются на нем отдельные составляющие - спрос и предложение. Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния «стабильности», характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию «неопределенности», а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу.
Что касается второй стороны рынка труда- предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости населения. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу.
Таким образом, мы видим, что на рынке труда РФ имеет место дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы как товара. Рассмотрим роль государства в решении данной проблемы.
Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет «утечки мозгов». Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.
Многие выпускники вузов в течение длительного времени лишены возможности трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, на наш взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.
Изучение роли и значения государственного регулирования рынка труда на основе источниковедческого и статистического анализа показало, что существуют административные, включающие трудовое законодательство страны, правовые и экономические методы регулирования рынка труда [1].
Основные направления государственного регулирования рынка труда РФ представлены на рис.2.1.1.
Государство на рынке |
Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров |
Правовое обеспечение |
Социальная поддержка |
Рис.2.1.1 Направления государственного регулирования рынка РФ*
*-разработано автором
Регулирование
социально-трудовых отношений
В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фондов занятости в регулировании рынка труда. Государственный фонд занятости осуществляет выплаты: пособия по безработице, компенсации материальных затрат лицам, в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности, стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.
Специализированными органами, обеспечивающими функционирование рынка труда, являются:
- Федеральная служба занятости Российской Федерации;
- Служба по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и социального развития РФ;
- органы социального партнерства (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, примирительные органы по урегулированию коллективных трудовых споров);
- коммерческие организации, деятельность которых связана с содействием трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения (биржи труда, службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, частные посреднические агентства);
- кадровые службы предпринимателей.
Федеральная служба занятости была создана в 1991 году. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 265 тысяч центров занятости. В августе 1996 года на базе трех социальных ведомств – Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России[1].
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются бесплатно. Развитие рыночных отношений в России способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера (коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях…) Находят применение биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут являться действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.
Направления социального характера - социальное страхование безработицы, поддерживание государственного стандарта образования, профессиональный подготовки и переподготовки потенциальных продавцов услуг труда, создание новых рабочих мест, которые одновременно являются прямыми мерами государственного регулирования рынка труда. Вместе с тем названные направления регулирования социального характера могут быть обеспечены при помощи мер экономического характера: роста бюджетных ресурсов на образование и профессиональную подготовку, за счёт увеличения налоговых поступлений или расширения (ограничения) условий лицензирования образовательной деятельности. Одновременно меры экономического характера косвенно влияют на рынок труда через реструктуризацию инвестиционного процесса, проведение кредитно - денежной политики в области ипотечного кредитования, образовательных и иных форм кредитования.
В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики.
Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой [5, c.137-138].
Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г. [2, c.29].
Интересен опыт регулирования рынка труда со стороны государства в период экономического кризиса.
В условиях кризиса рост темпов инфляции ослабляет формы социальной защиты, что потребовало от Правительства РФ принятия незамедлительных мер. В частности, направления части стабилизационного фонда на социальную защиту путем увеличения пенсий по старости и инвалидности, одновременных пособий, денежных адресных льгот, проведение активной политики на рынке труда.
Большая часть средств (около 15%) была направлена в виде финансовой поддержки крупных предприятий. Предприятия не разорились, рабочие места сохранены, однако такого рода меры вызываю сомнения с точки зрения эффективности их использования, так как на таких предприятиях работают менее 15% населения [1].
Вторая часть была направлена в государственные службы занятости населения и охватила только официально зарегистрированных безработных в размере 2 млн. человек.
Основная часть экономически активного населения оказалась вне зоны государственного внимания: работающие на малых предприятиях, неформальнозанятые, незарегистрированные безработные, занятые в среднем бизнесе, то есть около 70% экономически активного населения [1].
2.2. Направления развития системы государственного регулирования рынка труда РФ
Цель
государственного регулирования российского
рынка труда – достижение определенного
обусловленного рациональными социально-
Мера, которая может применяться государством для всего вышеперечисленного - создание новых рабочих мест, в частности этому поспособствовало бы развитие малого бизнеса. Таким образом, можно добиться увеличения спроса на рабочую силу.
Для того чтобы менять ситуацию, сложившуюся на рынке труда и нужно прибегнуть к его регулированию, воздействуя на отдельные компоненты. Регулировать рынок труда можно в нескольких направлениях.
Первым направлением регулирования рынка труда становится принятие законов о минимальной зарплате работников, благодаря которым будет определен нижний ее предел. Также это законы о коллективных договорах, пособии для безработных и нетрудоспособных, о пенсиях.
Второе направление - решение вопроса об установлении минимально допустимых условий труда. В частности здесь затрагиваются такие факторы как:
- ограничение на продолжительность рабочего дня;
- принятие законов против дискриминации по каким-либо признакам,
- участие
работников предприятия в
- принятие
законов, которые бы
- принятие
законов о передаче
- принятие
законов об охране труда и
соблюдении техники
Плюсы и минусы регулирования рынка труда
Но так ли необходимо регулировать современный рынок труда? Возможно, исходя из анализа плюсов и минусов регулирования, лучшим вариантом будет положиться на саморегулирование, которое присуще рыночной системе.
Благодаря регулированию трудового рынка свобода заключения трудовых соглашений становится ограниченной. При отсутствии официального трудового соглашения работодатель самостоятельно ставит условия труда и размер заработной платы для своих работников. На сегодняшний день эту свободу ограничивают вышеупомянутые законы об условиях труда и установленном минимальном размере жалованья для наемной рабочей силы. Бесспорно, этот факт свидетельствует в пользу регулирования рынка, так как в этом случае полностью исключается фактическая эксплуатация работников работодателями. В то же время у тех, кто не является сторонниками регулирования, есть и другие доводы – эти законы увеличивают издержки работодателей и как следствие не позволяют им действовать гибко. Это в свою очередь провоцирует рост безработицы. Особенно высока ее концентрация в отдельных сферах деятельности. Причина в том, что устанавливаемый законом высокий уровень заработной платы и условия труда, которые выгодны, работникам являются невыгодными для фирм и организаций. А значит, они будут стараться избегать приема на работу тех людей, которые не имеют хорошего «послужного списка». Таким образом, люди, которые длительное время не имели работы или не обладают достаточной квалификацией остаются нетрудоустроенными.