Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:05, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Введение 2
Глава 1. Теория приватизации 3
1.1 Сущность приватизации 3
1.2 Формы и способы приватизации 6
1.3 Экономическое содержание приватизации 7
Глава 2. Практические аспекты приватизации 12
2.1 Цели приватизации 12
2.2 Этапы приватизации в России 14
2.3 Процесс приватизации предприятия 21
Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ 30
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 30
3.2 Положительные и отрицательные черты процесса
приватизации в России 35
3.3 Оценка и уроки приватизации в РФ 40
3.4 Перспективы приватизации 43
Заключение 46
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теория
приватизации
1.1 Сущность
приватизации
1.2 Формы и способы
приватизации
1.3 Экономическое содержание приватизации 7
Глава 2. Практические
аспекты приватизации
2.1 Цели приватизации
2.2 Этапы приватизации
в России
2.3 Процесс приватизации предприятия 21
Глава 3. Результаты
и уроки приватизации в РФ
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 30
3.2 Положительные и отрицательные черты процесса
приватизации
в России
3.3 Оценка и
уроки приватизации в РФ
3.4 Перспективы
приватизации
Заключение
Список литературы
Введение
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.
Процесс
приватизации в нашей стране продолжается
до настоящего времени, но не носит массовый
характер, большая часть государственного
и муниципального имущества приватизирована
в 90-х годах прошлого века.
Глава 1. Общая характеристика приватизации
1.1
Сущность приватизации
«Понятие приватизации появилось сравнительно недавно. Сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 г. в одной из публикаций, подготовленных для периодического бюллетеня «Reason Foundation». Уэбстер в своем словаре понятие «приватизация определяет как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную.»1
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
«В
экономическом смысле под приватизацией
понимается «преобразование отношений
собственности путем передачи или продажи
на различных условиях государственной
и муниципальной собственности частным
и коллективным хозяйствующим субъектам».
В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский под приватизацией
предприятия понимают инициированный
государством и оформленный соответствующими
законодательными органами процесс ограничения
правомочий государства как субъекта
собственности, хозяйствования и/или управления;
под приватизацией экономики - происходящий
в рамках национальной хозяйственной
системы процесс сокращения масштабов
государственного сектора, а также структурное
перераспределение прав собственников
в пользу частного капитала за счет уменьшения
удельного веса государства в производстве
валового национального продукта.»2
Объективные причины развития приватизационного
процесса носят как макроэкономический,
так и микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования
производственной деятельности государственных
предприятий в условиях административно-командной
экономики обусловила их высокие планово-координационные
издержки. Между тем механизм рынка осуществляет
такое согласование с гораздо меньшими
издержками. Следовательно, приватизация
обусловлена не только переходом страны
в целом от «административно-командной»
системы к «социальному рыночному хозяйству»,
но и позитивным стремлением предприятий
к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
- формирование слоя мелких и средних собственников;
- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- перераспределение экономических основ власти.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная
приватизация. Основные доводы в её
пользу сводятся к следующему: так
как при государственной
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1.
сбережения, необходимые для приобретения
в частную собственность
2.
требуется время, чтобы рынок
начал хорошо функционировать
и определил рыночную
3.
монополизированную
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация
с одной стороны, должна стать
элементом экономической
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Достижение
социальной справедливости, повышение
экономической эффективности
Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих, как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
«Приватизация
призвана возродить частную
1.2
Формы и способы
приватизации
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.