Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:05, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Введение 2
Глава 1. Теория приватизации 3
1.1 Сущность приватизации 3
1.2 Формы и способы приватизации 6
1.3 Экономическое содержание приватизации 7
Глава 2. Практические аспекты приватизации 12
2.1 Цели приватизации 12
2.2 Этапы приватизации в России 14
2.3 Процесс приватизации предприятия 21
Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ 30
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 30
3.2 Положительные и отрицательные черты процесса
приватизации в России 35
3.3 Оценка и уроки приватизации в РФ 40
3.4 Перспективы приватизации 43
Заключение 46
Список литературы
г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в «индивидуальных проектах» была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 «О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества» (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Приватизационная
реформа в России в основном завершилась
уже в 1995 (Табл. 1 и 2 Приложение 1). По
данным Мирового Банка, на 1996 55% активов
бывших государственных предприятий
оказались выкуплены
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией. В 1998 г. приватизация принимала все более «точечный» характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО «Газпром», на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).
С точки зрения дальнейших системных преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли задачи рационализации использования и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционными условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций в собственность государства. Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля). Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для пост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.
Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стало развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 гг., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом падения привлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры возможности бюджетной ориентации приватизационной политики были (по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» не стало весомым стимулом для ускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов является непринятие Государственной Думой проекта закона «Об утверждении государственной программы приватизации государственного имущества в РФ». Существенно также, что в 1999 г. впервые доходы от приватизации не включены в доходную часть федерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетного дефицита. Это позволяет избегать жесткой бюджетной ориентации при принятии решений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру.
Среди
юристов и экономистов
1) спонтанная (1987 - 1991 гг.);
2) массовая (1992 - 1994 гг.);
3) денежная (1994 - 1997 гг.);
4) залоговые аукционы (1995 - 1996 гг.);
5) точечная (2001 г. - по настоящее время).
К настоящему времени Правительство не планирует масштабной приватизации в ближайшие годы. Однако к концу 2010 года государство должно распродать все лишнее имущество. Точнее имущество, которое сочтет лишним. Весьма маловероятно, что государство выпустит из своих рук то, что приносит большой доход и обеспечивает экономическую безопасность страны. Уже с 2006 года, как отмечают эксперты, началась особая приватизация — «в рамках решений создания интегрированных структур». Росимуществом уже началось формирование 29 интегрированных структур, что предусматривает внесение в уставные капиталы головных компаний акций 132 АО, преобразование в ОАО 117 унитарных предприятий, реорганизацию посредством присоединения еще восьми унитарных предприятий. Таким образом, государство пытается повысить эффективность предприятий, не лишаясь прав владения этим имуществом.»6
Эпоха
«дикого капитализма»
прошла, как и эпоха
дикой капитализации.
Своих собственников
получило практически
все имущество
в стране, и надеяться
на новую волну
передачи в частную
собственность не приходится.
Можно было бы сказать,
что правовой институт
приватизации умирает
в глазах общественности,
привлекая все меньше
и меньше внимания. Только
изредка рынок оживляется
благодаря приватизации.
Правительство РФ и
власти субъектов федерации
продолжают процесс
приватизации.
2.3
Процесс приватизации
предприятия
Первым шагом для приватизации Государственного и муниципального предприятия является утверждение Правительством Российской Федерации прогнозного плана (программы) приватизации на очередной год. Что касается регионов, то в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Руководителю предприятия следует обратить внимание, что включение предприятия в прогнозный план приватизации влечет установление в отношении действий руководства ряда ограничений. Так, в соответствии с Законом о приватизации со дня утверждения программы приватизации федерального имущества и до момента государственной регистрации созданного ОАО унитарное предприятие только с согласия собственника может совершать сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия или составляет более чем 5 млн руб. Также согласие собственника требуется на получение кредитов, создание других обществ и т.д.
«План приватизации является важнейшим документом приватизируемого предприятия или имущества, сроки его правового статуса, его правовое положение в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» полностью зависят от этого плана. Статья 1 Закона гласит, что "особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Следовательно, если приватизация проходит в другие сроки, чем в сроки утвержденного плана приватизации, то можно поставить под сомнение продажу акций любого предприятия.»7
Руководство предприятия должно провести инвентаризацию имущества, прав на результаты научно-технической деятельности и обязательств предприятия.
При проведении инвентаризации необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1) какие виды имущества и обязательств подлежат приватизации;
2) на какую дату следует проводить инвентаризацию;
3) кто должен проводить инвентаризацию;
4) каков порядок внесения корректив в учетные регистры, связанных с исправлениями возможных ошибок, выявленных при проведении инвентаризации.
Достоверность показателей статей бухгалтерского баланса (в том числе промежуточного) подтверждается результатами полной инвентаризации имущества и обязательств организации. Исходя из этого инвентаризации должны быть подвергнуты все имущество организации независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее унитарному предприятию, но числящееся на его забалансовом учете, а также имущество, фактически находящееся на унитарном предприятии, но не учтенное по каким-либо причинам.
Конкретного порядка определения сроков проведения инвентаризации (ее начала, окончания и т.д.) законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества не содержит. Поэтому при выборе периода проведения инвентаризации приватизируемого предприятия необходимо руководствоваться общими правилами. В частности, в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, предусматривается, что инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.
Следовательно, начало проведения инвентаризации приватизируемого имущественного комплекса целесообразно устанавливать исходя из срока начала проведения приватизации, предусмотренного Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, но не ранее чем за три месяца до этой даты. В свою очередь, окончание работ по проведению инвентаризации и оформлению ее результатов должно быть не позднее этой даты. Конкретный же период (продолжительность) данных работ должен определяться в каждом отдельном случае исходя из структуры предприятия, величины имущества и других существенных факторов.
В соответствии с п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. При этом в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Кроме того, собственник (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и др.) может при необходимости обязать руководителя приватизируемого предприятия ввести в состав инвентаризационной комиссии своих представителей.
Очевидно, что важнейшая задача, решаемая в рамках проведения инвентаризации, заключается в проверке и последующем подтверждении наличия имущества предприятия и его обязательств. Другой, не менее важной задачей, является приведение балансовой стоимости имущества приватизируемого предприятия к уровню текущих рыночных цен, если последние окажутся ниже исторической стоимости (балансовой стоимости) этого имущества, а также выявление нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Третья задача связана с отражением результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
По-видимому, на этапе проверки фактического наличия активов и финансовых обязательств целесообразно разделить имущество предприятия между двумя группами - имущество, подлежащее приватизации, и имущество, не подлежащее приватизации. Определение состава имущества, не подлежащего приватизации, осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации об исключении отдельных видов активов из состава имущества, подлежащего приватизации, а также других нормативных правовых актов по приватизации.