Результаты и уроки приватизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теория приватизации 3

1.1 Сущность приватизации 3

1.2 Формы и способы приватизации 6

1.3 Экономическое содержание приватизации 7

Глава 2. Практические аспекты приватизации 12

2.1 Цели приватизации 12

2.2 Этапы приватизации в России 14

2.3 Процесс приватизации предприятия 21

Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ 30

3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 30

3.2 Положительные и отрицательные черты процесса

приватизации в России 35

3.3 Оценка и уроки приватизации в РФ 40

3.4 Перспективы приватизации 43

Заключение 46

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

    В соответствии с Федеральным  законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) проведение оценки является обязательным при определении стоимости объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, подлежащих приватизации. Оценку может проводить только оценщик (юридическое и (или) физическое лицо), имеющий соответствующую лицензию.

    Что касается выявления сомнительной задолженности по обязательствам перед приватизируемым унитарным предприятием (дебиторская задолженность), то инвентаризационная комиссия должна осуществить проверку полноты и обоснованности ранее начисленного резерва по сомнительным долгам. Если данный резерв унитарным предприятием не начислялся, то следует сформировать его.

    Напомним, что сомнительным долгом для целей  бухгалтерского учета  признается задолженность, по которой истекли  сроки платежа, предусмотренные  договором, а при отсутствии таковых в договоре - сроки нормального документооборота, но не более трех месяцев. В бухгалтерском учете суммы начисления (доначисления) резерва будут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При выявлении невостребованного резерва (излишне начисленного) производится обратная запись (Дебет 63, Кредит 91).

    В процессе проведения инвентаризации могут  быть выявлены различные  отклонения, наиболее существенными среди  которых являются недостачи и потери от порчи имущества, излишки имущества, снижение стоимости имущества.

    В бухгалтерском учете  суммы недостач и  порчи имущества  списываются со счетов учета по фактической  себестоимости. Одновременно испорченные запасы приходуются по ценам возможного использования. Указанная операция отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов учета запасов; незавершенного производства; основных средств; вложений во внеоборотные активы, других счетов учета активов. Оприходование испорченных ценностей отражается по дебету счетов учета запасов (счет 10 «Материалы») и кредиту счета 91.

    Излишки имущества приходуются  по рыночной стоимости (ценам) с отражением этих сумм в бухгалтерском  учете по дебету счетов учета товарно-материальных ценностей, основных средств, денежных средств, других видов активов  и кредиту счета 91.

    «Списание потерь от снижения стоимости имущества (моральный износ, снижение рыночных цен и т.п.) может осуществляться следующим образом. На первом этапе следует произвести списание указанных потерь за счет ранее начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанная операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" и кредиту счетов учета материально-производственных запасов. При этом списание части стоимости запасов за счет ранее начисленного резерва должно носить сугубо адресный характер (т.е. не допускается списание стоимости запасов за счет резервов, начисленных для других видов, наименований ценностей). На втором этапе производится списание суммы превышения размера уценки над ранее начисленным резервом, а при его отсутствии - всей суммы уценки на уменьшение финансовых результатов. В бухгалтерском учете указанная операция отражается по дебету счета 91 и кредиту счетов учета материально-производственных запасов (счета 10, 16, 40, 41).»8

    Результатом проверки является акт (результаты) инвентаризации и  прилагаемый к  нему перечень обязательств предприятия, существующих на дату завершения инвентаризации.

    Следующий шаг - формирование промежуточного баланса в объеме и по формам годовой  бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказами Минфина России от 22.07.2003 N 67н и от 31.10.2000 N 94н. При этом пояснения должны быть составлены по всем статьям баланса.

    Промежуточный баланс подлежит проверке аудиторской организацией, выигравшей соответствующий конкурс. По результатам проверки составляется акт, на основании которого соответствующие изменения вносятся в учетные данные предприятия.

    В состав документов, представляемых в  ответственное за принятие решения об условиях приватизации предприятия ведомство, помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса входят оформленный в соответствии с законодательством план земельного участка, а также правоустанавливающие документы на земельный участок. Оформление этих документов - одно из самых важных мероприятий при подготовке к приватизации, проведение которого целесообразно поручить юристам - специалистам по недвижимости.

    Итак, все необходимые  мероприятия проведены, и надлежащим образом  оформленные документы (акты (результаты) инвентаризации, промежуточный  баланс, планы земельных участков) направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

    На  основании представленных документов государственные и муниципальные осуществляется расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП. Расчет производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.

    Согласно  Закону N 178-ФЗ балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

    В настоящее время  действуют два  основных порядка  оценки стоимости  чистых активов:

    - для акционерных  обществ (кроме  акционерных обществ,  осуществляющих страховую  и банковскую деятельность) - утвержден совместным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N N 10н, 03-6/пз;

    - для страховых  организаций, созданных  в форме акционерных  обществ, - утвержден  совместным Приказом  Минфина России  и ФКЦБ России  от 12.09.2003 N N 83н, 03-158/пз.

    «Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП равна или превышает 100 тыс. руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, принимается равной 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава ОАО (на практике проект разрабатывается и представляется в ответственный орган предприятием).»9

    На  региональном уровне (например, в Москве) состав мероприятий по подготовке к приватизации и  порядок их проведения часто повторяют  федеральные.

    Ответственный орган принимает  решение об условиях приватизации предприятия. Решением определяется способ приватизации - преобразование унитарного предприятия в ОАО. Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия; перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия. Наконец, утверждается устав ОАО, назначается единоличный исполнительный орган общества, определяется количественный и персональный состав совета директоров; назначаются члены ревизионной комиссии.

    Составляется  передаточный акт, подписываемый  ответственным лицом  органа, принявшего решение об условиях приватизации унитарного предприятия. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

    После государственной  регистрации ОАО  передаточный акт  подписывается представителем принимающей стороны - единоличным исполнительным органом ОАО.

    Решение об условиях приватизации, два экземпляра устава, передаточный акт, а  также заявление  на государственную  регистрацию представляются в инспекцию ФНС  России для регистрации ОАО. От уплаты государственной пошлины за регистрацию преобразования предприятие освобождается.

    В течение одного месяца со дня государственной  регистрации ОАО  общество должно зарегистрировать выпуск акций в  региональном отделении  ФСФР России.

    Руководитель общества осуществляет мероприятия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс регистрируются обременения (ограничения) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

    Отдельно  следует остановиться на социальных аспектах приватизации унитарного предприятия. Законом о приватизации установлено, что ОАО, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарного предприятия. Изменения коллективного договора возможны через три месяца после государственной регистрации общества. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации продолжаются с согласия работников.

    «Акции ОАО, созданного в результате приватизации, могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяется органом, уполномоченным принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала акционерного общества, инвестиционного спроса и т.д.»10

    В случае отчуждения 75% акций соответствующего акционерного общества Правительством Российской Федерации или  органами государственной  власти субъектов  Российской Федерации может быть принято решение об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами – «золотая акция», которая позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на некоторые решения общего собрания акционеров, например о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, о реорганизации и ликвидации ОАО, о совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность.

    В отношении обществ, 25% голосующих акций  которых принадлежит  государству или  муниципальному образованию, действует правило  о необходимости  сохранения соответствующей  доли участия в  уставном капитале при  осуществлении дополнительного выпуска акций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ

3.1 Итоги приватизации  государственной  собственности в  РФ

     По  мнению многих специалистов, несмотря на политическое противостояние исполнительной и представительной ветвей власти в 1992—1998 гг., нанесшее огромный ущерб не только приватизации, но и всей экономической реформе в стране, и как следствие на невыполнение ранее намеченных проектировок темпов приватизации, именно в области приватизации в России произошли самые важные и серьезные перемены на пути от командной к рыночной экономике. По полному праву утверждается частная собственность, собственниками уже стали десятки миллионов людей, на некоторых приватизированных предприятиях уже начались структурные преобразования, осваиваются современные технологии, обновляется продукция.

     В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура  собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.11

Информация о работе Результаты и уроки приватизации в РФ