Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 21:05, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Введение 2
Глава 1. Теория приватизации 3
1.1 Сущность приватизации 3
1.2 Формы и способы приватизации 6
1.3 Экономическое содержание приватизации 7
Глава 2. Практические аспекты приватизации 12
2.1 Цели приватизации 12
2.2 Этапы приватизации в России 14
2.3 Процесс приватизации предприятия 21
Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ 30
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 30
3.2 Положительные и отрицательные черты процесса
приватизации в России 35
3.3 Оценка и уроки приватизации в РФ 40
3.4 Перспективы приватизации 43
Заключение 46
Список литературы
Пожалуй, самая лучшая оценка результатов приватизации в России дана большой семеркой Запада, которая была готова поддержать наш успех и выделяла финансовые средства для прямой помощи частному бизнесу в России. Многие частные фирмы Запада проявили похвальные дальновидность и прозорливость, вкладывая свои капиталы в экономику России, несмотря на неотработанность многих законов и юридических правил в отношении иностранного капитала. И если в стране, где пока сохраняется неблагополучие в экономике, что-то (и причем очень важное) решительно меняется к лучшему, это вселяет надежду, вызывает интерес.
Тем не менее, по официальным данным, темпы приватизации госсобственности в России в последние годы замедлились. Получить реальные данные о всем процессе приватизации, включая жилищную и садово-огородную сферы, пока не представляется возможным. Процесс этот приобрел весьма широкий и неоднозначный характер. Многие публикуемые или сообщаемые Госкомимуществом данные носят противоречивый характер, очень часто меняются и плохо поддаются научной обработке и анализу. Вместе с тем ясно, что наиболее высокие темпы приватизации характерны для торговли, общественного и бытового обслуживания населения. В одном только 1993 г. было приватизировано около 60 тыс. предприятий этой сферы, что составляло более 70% всех приватизированных за указанный год предприятий вообще.
Однако число фермерских хозяйств в последние годы не увеличивается. По официальным данным, после бурного роста числа фермерских хозяйств в 1991—1994 гг. (в 1991 г. они составляли всего 4,4 тыс., в 1992 г. — 49 тыс., а в 1993г. — 183 тыс.) это число стабилизировалось на уровне 270—280 тыс. в 1994—1997 гг. Наряду с процессом создания новых фермерских хозяйств происходит процесс их разрушения из-за трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшением финансового положения и т. д. Практически сегодня оба эти процесса взаимно компенсируют друг друга. Средний размер фермерского участка стабилизировался на уровне 43—44 га.
Однако главное движение в процессе приватизации происходит в промышленности. В целом по промышленности России более 40% занятых работает на приватизированных предприятиях, что представляет собой главный вклад в экономическую реформу, системную трансформацию России.
В легкой и пищевой промышленности уже более половины государственных предприятий перестали быть государственными. Но здесь велик процент приватизации по пути акционирования, что, строго говоря, является скорее разгосударствлением, а не приватизацией. В результате акционирования на первом этапе создавалась не частная, а все-таки коллективная собственность, собственность работников данного предприятия, своего рода колхоз в промышленности и в других несельскохозяйственных отраслях.
Практика показала, что переход государственной собственности в руки трудовых коллективов — это лишь первый шаг, уход от государственной, но не создание частной собственности. Он не приводит к формированию частной собственности, реального собственника. В результате разгосударствления формируются не более чем предпосылки для последующего формирования такого собственника внутри предприятия через перераспределение и концентрацию акций у ограниченного числа акционеров. В условиях отсутствия зрелого рынка и мощного частного сектора в России, по существу, создавался на первом этапе приватизации сектор акционерных предприятий, которые не являются ни государственными, ни частными и работают по принципу группового эгоизма.
Хуже обстоит дело с приватизацией в отраслях тяжелой индустрии: в машиностроении, металлургии, химической и добывающей промышленности. Именно в этих отраслях в России работают особо крупные предприятия, приватизация которых порождает самые трудные проблемы и на деле, как правило, направляется в русло того же акционирования. Приватизация крупных предприятий, или большая приватизация, является делом более сложным и длительным.
К 1997 г. в России было приватизировано свыше 55% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Негосударственным сектором стало производиться сегодня не менее 70% ВНП страны.
В 1993 г. удельный вес предприятий в ходе малой приватизации, приватизированных путем выкупа арендованного имущества, составил 31%; предприятий, проданных по коммерческому конкурсу, — столько же и на аукционе — 7%; приватизированных посредством акционирования — 29%. Не получила сколько-нибудь значительного распространения продажа с инвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидированных предприятий. На долю этих форм пришлось всего лишь 2% приватизированных предприятий.
Таким образом, на первом этапе приватизации в России фактически не были развиты инвестиционные торги — важная форма увязки приватизации с экономическим ростом страны. Впоследствии они получили более широкое развитие.
Важным вопросом всего процесса приватизации в России является оценка капитала, подлежащего разгосударствлению и приватизации. Основные фонды в процессе приватизации оценивались по балансовой стоимости без учета фактически изменившейся их стоимости в связи с либерализацией цен с января 1992 г. Это означало занижение их реальной стоимости.
Реальная стоимость приватизационных чеков, выпущенных на сумму 'А старой балансовой стоимости основных фондов (1,5 трлн руб.), также была занижена, что не только умаляло доход их держателей, но и также создавало благоприятные условия наживы всевозможных криминальных структур. Установлены далеко не единичные факты, когда комитеты по управлению имуществом продавали государственное или муниципальное имущество частным предприятиям и лицам по чисто символической цене, а тысячи ваучеров за бесценок скупали богатые ловкачи, представители теневых или мафиозных структур. И в то же время продажа государственной собственности в частные руки, как правило, осуществлялась по рыночной цене. Если цена была низка, то это лишь чаше всего отражало низкий спрос потенциальных инвесторов на ее приобретение. Не следует забывать, что низкокачественные советские заводы и другие объекты приватизации в новых рыночных условиях не могли стоить дорого. Они требовали крупных вложений до приведения их состояния в соответствие новым требованиям рыночного спроса.
В обществе сильны настроения и против продажи государственной собственности иностранному капиталу. Широко распространено мнение, что среди новых собственников-капиталистов преобладают выходцы из старой партийно-хозяйственной номенклатуры, которые накопили свои капиталы нелегально тем не менее одной из наиболее важных современных черт в развитии российской приватизации является увеличение числа иностранных инвесторов, приобретающих акции предприятий на чековых аукционах. Госкомимущество РФ подготовило проект постановления Правительства, согласно которому иностранные инвесторы, выразившие желание участвовать в чековых аукционах, могут приобретать акции предприятий за приватизационные чеки без согласования с Министерством финансов РФ. Известно, что по ранее принятому Закону об иностранных инвестициях для покупки ценных бумаг иностранными физическими и юридическими лицами требовалось разрешение Минфина.
В заключение нельзя не сказать о серьезных противоречиях, имеющихся в принципиальном подходе к приватизации. Среди специалистов есть сторонники бесплатной раздачи государственного имущества трудовым коллективам (О. Богомолов, П. Бунич, Л. Пияшева, Б. Пинскер и др.). По иному пути происходит приватизация в Москве. Ее антиподом является приватизация в Нижнем Новгороде, которая осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации. По мнению Госкомимущества РФ, люди, бесплатно получившие собственность, работать лучше не стали, там же, где предприятия выкупались за плату, эффективность их работы значительно возросла.
Сопротивление процессу приватизации оказывала и правящая российская элита, не утратившая своей тяги к социалистическим «ценностям». Так, не без покровительства со стороны премьер-министра 65% госсобственности в топливно-энергетическом комплексе страны были выведены из приватизационного процесса в первой половине 1993 г., предпринимались попытки отменить уже принятые решения о приватизации (Балтийский завод), закрепить контрольный пакет акций за федеральным правительством и т. д.
В
качестве положительного результата следует
отметить тот факт, что параллельно
процессу приватизации шло интенсивное
образование новых частных
Приватизационные процессы в стране продолжаются. Но механизм передачи государственной собственности в частные руки, по моему мнению, несовершенен, а это может привести к огромным потерям государственных финансовых средств. Считаю, что механизм несовершенства искусственно заложен в законодательство, при этом коррупция, взяточничество, рейдеры, гринмейл увеличивают финансовые и моральные потери государства.
«Главная цель приватизации состоит в том, чтобы при продаже государственной собственности органы государственной власти в лице чиновников выступали выразителем интересов государства и общества, получая максимально возможную прибыль при продажах и пополняя бюджеты всех уровней финансовыми средствами. Но иногда этого не происходит, и на глазах у всего общества государственное имущество распродается, делится между "своими" или продается на аукционах в интересах заинтересованных лиц. Думаю, стало очевидным то, что без здоровой и эффективной системы контроля государственных средств, ресурсов, собственности и финансов нельзя достичь успехов в экономике.» 13
В соответствии с такой сложившейся ситуацией в сфере приватизации государственного имущества и государственных пакетов акций в ОАО, иногда ведущей к значительным потерям для государственных бюджетов всех уровней, необходимо пересмотреть и проанализировать все законодательство, касающееся этой сферы, для исключения в нем коррупционных факторов. Такие меры значительно ускорят приближение к поставленной высшим руководством страны задаче - удвоению ВВП.
«Глава РСПП Александр Шохин, ссылаясь на опросы ВЦИОМ, напомнил, что 58% представителей отечественного бизнеса не против того, чтобы пересмотреть некоторые приватизационные сделки 90-х годов. В то же время предлагаемая мера, по мнению бизнесменов, ударит по наиболее эффективным российским предприятиям.
До
этого момента о пересмотре
итогов «первой волны»
не вспоминали с 2005 года,
когда эту тему подняла
Счетная палата. Тогда
ведомство Сергея Степашина
подсчитало, что за 10
лет бюджету был нанесен
ущерб в 905,61 млрд. рублей.
И основная часть нарушений
– «нечеткое описание
и недооценка активов»...».14
3.2
Положительные и отрицательные
черты приватизации
в России
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.
Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.