Роль государства на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание

Рынок труда является одним из важнейших рынков ресурсов производства. Этот рынок позволяет наемным работникам, составляющим большинство трудоспособного населения любой страны, продать свое рабочее место и навыки работодателя (владельцам фирм и организациям) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок позволяет работодателям нанять работников, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы рынка труда……………………………………..................................5
Сущность рынка труда……………………………………………………………........5
Классификация рынков труда ……………………………………………………..8
Рынок труда в конкурентной среде………………………………………………..9
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции……………………………9
Монополии и монопсонии на рынке труда………………………………………13
Причины несовершенности рынка труда………………………………...............16
2. Государственное регулирование рынка труда………………………………………………...17
2.1. Необходимость и границы государственного регулирования рынка труда………….17
2.2. Государственная политика занятости на рынке труда………………………………...20
2.2.1. Понятие и виды безработицы……………………………………………………....20
2.2.2. Государственное регулирование продолжительности безработицы…….…..…..22
2.2.3. Социальная защита пострадавших от безработицы……………………………....24
2.3. Методы государственного регулирования рынка труда………………………............26
2.3.1.МЗП как метод административного регулирования…………………..……..……28
2.4.Политика занятости в России…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….……………...36
Литература…………………………………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Роль государства на рынке труда.docx

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Рис. 4. Монополия профсоюза на рынке труда12

 

Отраслевой профсоюз часто  выступает в качестве монопольной  власти со стороны продавца. Они  прибегают к открытой политике – стремятся привлечь в профсоюз как можно больше людей (в том числе и неквалифицированных работников), что работодателям несет угрозу забастовки.

Кривая предельной выручки  профсоюза МRPL  проходит ниже кривой спроса DL. При совершенной конкуренции заработная плата составляла бы w1 при количестве занятых L1. Монопольная власть позволяет профсоюзу добиться другой ситуации, в которой в точке T для него MCL=MRPL, тогда количество работников сократится до L2, но удастся увеличить их заработную плату до w2

 

Рис. 5 Двусторонняя монополия на рынке труда13

 
      Особая ситуация  на рынке труда складывается  в том случае, если встречаются  профсоюз-монополист и наниматель-монопсонист. Эта ситуация называется двусторонней монополией на рынке труда. В условиях совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы установилась бы на уровне w1, при этом было бы занято L1 человек. Однако фирма-монопсонист всегда будет стремиться понизить зарплату до уровня w3 путем сокращения числа занятых с L1 до L2. Профсоюз, в свою очередь, будет стремиться поднять заработную плату до w2, также сокращая предложение труда до L2.

Таким образом, при относительно незначительном различии в числе  нанятых работников желаемая ставка заработной платы у профсоюза  и монопсонии будет существенно  различаться. Каков будет уровень  заработной платы, однозначно сказать  невозможно. Все зависит от силы противостоящих монополий, не исключено  также, что ставка зарплаты приблизится  к равновесному уровню. Таким образом, двусторонняя монополия может привести к результатам, которые гораздо  ближе условиям конкурентного рынка, чем к условиям рынка, где действует  монополия с той или иной стороны.

 

 

 

 

      1. Причины несовершенности рынка труда

Рынок труда отличается множеством черт, которые делают его  несовершенным.

Кроме рыночной власти действующих на рынке субъектов  в его несовершенства вносят свой вклад:

а) Несовершенная  информация;

б) Устойчивое неравновесие;

в) Нерациональное поведение;

г) Дискриминация14.

В реальном мире работники не имеют представления о фактических данных о спросе труда. Если бы они обладали всей полнотой информации, то они имели бы более широкий выбор возможных рабочих мест. Это делает предложение труда менее эластичным. Отсюда фирмы, желающие нанять новых работников, вынуждены предлагать завышенные ставки зарплаты по сравнению с теми, которые имели бы место в условиях совершенной информации. Фирмы также не обладают полной информацией. Они могут не достоверно знать, какое количество труда доступно и какого оно качества. Это вызывает определенные трудности при принятии решений о назначении ставки зарплаты.

Устойчивое  неравновесие может существовать там, где ставки зарплаты фиксируются  на длительное время договорами. Другой вариант – это когда зарплата устанавливается централизованно. Например, ставки зарплаты учителей средних  школ в России практически никак  не зависят от того, какой предмет  они преподают. Этого не должно быть.  Поэтому, когда в стране возник большой  спрос на людей со знанием английского  языка, многие школы не могли повысить зарплаты преподавателям английского, и лишились их вовсе. Также централизованные ставки зарплаты не учитывают региональных условий на рынке труда, что особо сказывается в условиях большой страны с существенно различающимися друг от друга регионами. Устойчивое неравновесие может поддерживаться фирмами сознательно через установление зарплаты выше равновесного уровня. Фирмы желают часто прочнее “закрепить” за собой работников (особенно высококвалифицированных), предотвратить их переход на другую фирму, сформировать у них сильную мотивацию. В этом случае говорят о эффективных ставках зарплаты.

Эффективная ставка зарплаты – ставка зарплаты, превышающая  равновесную в целях усиления мотивации работников, предотвращения их ухода с фирмы, найма высококвалифицированного персонала. Далеко не всегда работники действуют рационально, т.е. сопоставляют предельные выгоды с предельными издержками и на основе этого принимают соответствующие решении на рынке труда. Во многом люди по инерции держатся за имеющиеся рабочие места. Это приводит к низкой эластичности предложения труда. Более того, если безынициативные люди согласны занимать низкооплачиваемые места, то их зарплата не возрастет, а относительно других работников – сократится. Это очень характерно для России, где люди не привыкли к мобильности на рынке труда и держатся за самые низкооплачиваемые работы, не предпринимая серьезные попытки найти новые.

На рынке труда можно  столкнуться с экономической дискриминацией, которая означает ситуацию, когда работники с одинаковыми способностями получают различные зарплаты в зависимости от национальных, половых и возрастных различий. Для простоты можно описать это явление следующим образом. Работники дискриминируемых групп получают зарплату ниже VMP или MRP, тогда как другие (недискриминируемые) – зарплату равную VMP или MRP.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что к рассмотренным  ранее факторам, обусловливающим  дифференциацию доходов в рыночной экономике, на несовершенном рынке  труда добавляются:

1. Отсутствие  рыночной власти или слабая  рыночная власть у одной из сторон на рынке труда при наличии таковой у другой стороны;

2. Незнание  лучших возможностей трудоустройства;

3. Нежелание  искать лучшую работу;

4. Экономическая  дискриминация.

Механизм  рынка труда не может самостоятельно решить эти проблемы, он нуждается в квалифицированном регулировании со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное регулирование рынка труда

2.1. Необходимость и границы государственного  регулирования рынка труда

Одна из специфических  особенностей рынка труда – значительное влияние государства. Причем это  касается не только мероприятий, специально разработанных для регулирования занятости и доходов населения, но и многочисленных мер, вовсе не имеющих своей изначальной целью воздействие на рынок рабочей силы. 

Под государственным регулированием рынка труда рассматривается система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости15. Воздействие со стороны органов государственной власти на рынок труда не должно быть постоянным, оно должно осуществляться только в том случае, если в этом есть необходимость, и быть направлено лишь на отдельные параметры данного рынка.

Государственное регулирование  рынка труда связано с реализацией  комплекса экономических и социальных задач. При этом необходимо учитывать, что рынок труда является составной  частью экономической системы. Все  изменения и процессы, происходящие на рынке труда, прямо или косвенно влияют на состояние экономики региона  и страны в целом. Через рынок  труда перераспределяется такой  важный фактор производства, как труд. Следовательно, учитывая взаимосвязь  всех ресурсов в системе производства, изменения на рынке труда непременно затронут и все другие рынки факторов производства, то есть на функционирование рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках. Практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов рынок труда функционирует неэффективно. Таким образом, государство оценивает роль механизмов рыночного саморегулирования и строит более эффективную модель регулирования рынка труда.

Вопрос о степени государственного присутствия на рынке труда является дискуссионным. С одной стороны, необходимость государственного регулирования рынка труда обусловлена наличием ситуаций, в которых действие рыночного механизма оказывается неэффективным. В научной литературе такие ситуации получили название несостоятельности рынка или фиаско рыночного механизма. Многие российские исследователи считают участие государства в регулировании рынка труда обязательным. Так например, Л.О. Ильина, считает, что «рыночная самонастройка не способна обеспечить всех выходящих на рынок труда подходящей работой».

С другой стороны, следует  помнить, что активное вмешательство  государства в функционирование рынка труда не обязательно означает его эффективное регулирование. Так, на Западе в 80-е годы на фоне высокой безработицы ужесточилось трудовое законодательство, которому подверглись процедуры найма и особенно увольнения. В решении трудовых споров возросла роль профсоюзов. Но все это не привело к желаемым результатам. У работодателей увеличились расходы, и им пришлось сократить персонал. Гарантии занятости, таким образом, пришли в противоречие с требованиями рынка и объективной необходимостью усиления роли трудовой мобильности, способствующей структурным изменениям в экономике.

 Исследования ученых  пришли к выводу, что в странах  с жестким трудовым законодательством  темпы роста занятости оказались  самыми низкими, а там, где  уровень формальной защиты работников был ниже, удавалось успешнее справляться с шоками и безработицей. Более успешней решались и социальные проблемы. Не удивительно, что в 80-х годах в развитых странах произошел отказ от жесткого регулирования процедуры увольнений, а в качестве приоритетной становится задача повышения гибкости рынка труда, подразумевающая ослабление прямого вмешательства государства в сферу трудовых отношений.

Оптимальным будет сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования рынка труда. То есть, государственная политика на рынке труда должна быть направлена на поиск оптимального сочетания государственного регулирования с усилением рыночного регулирования социально-трудовых. Таким образом, государству следует отдавать предпочтение организационно-экономическим, а не административным методам регулирования трудовых отношений, поскольку только таким образом можно создать реальные предпосылки для эффективного использования трудового потенциала общества.

Степень присутствия государства на рынке труда зависит от действия ряда экономических факторов (сложившегося уровня оплаты труда; величины ВРП; структуры экономики региона; развития инновационного сектора экономики; объема и структуры инвестиций; развития предпринимательства), социально-демографических факторов (развития социальной инфраструктуры; численности постоянного населения; половозрастной структуры населения; естественного и миграционного движения населения; уровня урбанизации экономики региона), политических факторов (представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона, страны.16

 

2.2. Государственная политика  занятости на рынке труда

2.2.1. Понятие и виды  безработицы

Государственная политика занятости представляет собой  систему целей, принципов, взаимоувязанных  мероприятий, направленных на регулирование  спроса на труд (численности рабочих  мест), предложения труда, эффективности  использования рабочей силы. Основной целью этой политики является повышение  занятости и сокращение безработицы.

Согласно  Конвенции 122 Международной организации  труда цель формулируется как  “содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости”.

Полная  занятость означает ситуацию, в которой  все лица, желающие работать, обеспечены рабочими местами. Продуктивная (эффективная) занятость означает достижение максимально  возможного в сложившихся организационно-экономических  и технологических условиях уровня производительности труда. Свободно избранная  занятость – это занятость, при  которой люди не только сами выбирают, стоит ли им быть экономически активными (работать или не работать), но и свободны в выборе отрасли, профессии и  места работы (региона, населенного  пункта, предприятия).

Рынок труда отражает некоторые тенденции  в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Безработица - это состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.17

Безработица порождается  разными причинами. В зависимости  от продолжительности и социально  – экономических последствий  выделяют такие виды безработицы, как  фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая. 

Фрикционная безработица – это краткосрочная потеря работы при добровольных перемещениях от одного места работы к другому, вызванных несовершенством информации и издержками поиска работы. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3-6% численности экономически активного населения.

Особенности фрикционной безработицы: распространяется практически на все население в стране; она добровольна и непродолжительна;  предполагает наличие свободных рабочих мест, соответствующих уровню человеческого капитала; неизбежность  потенциальной потери рабочего места (всегда существует стремление найти работу, соответствующую предпочтениям и квалификации). Фрикционная безработица есть явление не только неизбежное, но и желательное, так как способствует более эффективному размещению работников и  подъему их производительности, всестороннему развитию личности работника (раскрытие его творческих потенций, удовлетворенность трудом).

Информация о работе Роль государства на рынке труда