Роль государства на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание

Рынок труда является одним из важнейших рынков ресурсов производства. Этот рынок позволяет наемным работникам, составляющим большинство трудоспособного населения любой страны, продать свое рабочее место и навыки работодателя (владельцам фирм и организациям) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок позволяет работодателям нанять работников, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы рынка труда……………………………………..................................5
Сущность рынка труда……………………………………………………………........5
Классификация рынков труда ……………………………………………………..8
Рынок труда в конкурентной среде………………………………………………..9
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции……………………………9
Монополии и монопсонии на рынке труда………………………………………13
Причины несовершенности рынка труда………………………………...............16
2. Государственное регулирование рынка труда………………………………………………...17
2.1. Необходимость и границы государственного регулирования рынка труда………….17
2.2. Государственная политика занятости на рынке труда………………………………...20
2.2.1. Понятие и виды безработицы……………………………………………………....20
2.2.2. Государственное регулирование продолжительности безработицы…….…..…..22
2.2.3. Социальная защита пострадавших от безработицы……………………………....24
2.3. Методы государственного регулирования рынка труда………………………............26
2.3.1.МЗП как метод административного регулирования…………………..……..……28
2.4.Политика занятости в России…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….……………...36
Литература…………………………………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Роль государства на рынке труда.docx

— 198.00 Кб (Скачать документ)

2010 год был объявлен  президентом как год по борьбе  с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа  президента, направленная на устранение  последствий кризиса, напряженности  на рынке труда и снижения  уровня безработицы в стране  действует и сейчас. Всего на  поддержку региональных рынков  труда в 2010 году из бюджета  РФ было выделено 36,4 миллиарда  рублей. Большую часть средств,  отпущенных на политику занятости,  расходуется на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие  пункты28:

1. Общественные работы. В  регионах были организованы общественные  работы для тех, кто лишился  постоянного заработка. Самые  популярные виды социального  труда- уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

Вместо долгосрочных работ  власти пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице.

2. Создание новых рабочих  мест. Для этого  было выделено 6,2 млрд. на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный  бизнес. На открытие собственного дела безработные могут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных. 

4. Пособия по безработице.  В 2009 году был увеличен размер  социальных выплат. Минимальное  пособие по безработице составило  850 рублей (для тех, кто ранее  не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. Минимальный размер пособия не изменился и по сей день, величина максимального увеличилась до 4900 рублей. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду.

6. Переобучение. В 2009 году  около 200 тысяч человек прошли  переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра  социальной политики, в переобучении  в России нуждаются 10млн. человек.  Но рассчитывать на перепрофилирование  могут только граждане, зарегистрированные  в центре занятости, а их  чуть больше 2млн. Планируется  развивать это направление и  в последующие годы.

7. Содействие росту мобильности  работников. Развитие рынка жилищных  услуг, социальной аренды.

8. Более рациональное  размещение производства по территории  страны. Решение проблем моногородов.

 Все эти меры хоть  и имеют определенные недостатки  и требуют их доработки, однако  они уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % и напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственное регулирование  рынка труда представляет собой  систему мер и инструментов, используемых органами государственной власти и  местного самоуправления для достижения состояния полной занятости.

Степень присутствия государства  на рынке труда  зависит от действия ряда экономических факторов (сложившегося уровня оплаты труда; структуры экономики  страны; развития инновационного сектора  экономики; объема и структуры инвестиций; развития предпринимательства), социально-демографических  факторов (развития социальной инфрастуктуры; численности постоянного населения; половозрастной структуры населения; естественного и миграционного движения населения; уровня урбанизации экономики региона), политических факторов (представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона, страны.

Механизм  государственного регулирования рынка  труда включает три группы методов:

* экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

* организационные  методы: создание службы занятости  и трудоустройства, информационной  системы, государственной системы  профориентации, подготовки и переподготовки  кадров;

* административно  методы: регламентация порядка заключения  трудовых договоров, продолжительности  рабочего времени, сверхурочных  работ, введение обязательных  отчислений предпринимателей в  национальные фонды по обеспечению  занятости, определение квот на  трудоустройство, регулирование  периода трудовой жизни, определение  минимальной почасовой ставки  оплаты труда и др.

Государственная политика занятости  сводится к двум основным направлениям:

  • регулирование уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости);
  • социальная защите пострадавших от безработицы людей (пассивная политика занятости).

Активная политика, прежде всего, направлена на обеспечение конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности – гибкости и динамизма рабочей силы, стимулирование спроса на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики, поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости.

Пассивная политика государства  на рынке труда ограничена регистрацией людей, ищущих работу, определением пособия  по безработице и организацией системы  его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

Государственная политика на рынке труда должна быть направлена на поиск оптимального сочетания государственного регулирования с усилением рыночного регулирования социально-трудовых отношений. То есть  государству следует отдавать предпочтение организационно-экономическим, а не административным методам регулирования трудовых отношений, поскольку только таким образом можно создать реальные предпосылки для эффективного использования трудового потенциала общества

Таким образом, государственная политика должна быть направлена на усиление регулирования  рынка труда, но при условии, что  данный процесс не станет препятствовать гибкости последнего и не будет противоречить базовым принципам экономической свободы.

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003).
  2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 407 с.
  3. Боровик В.С. Занятость населения: учеб. пособие / В.С. Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А. Похвошева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с. 
  4. Буланов В.С. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие / В. С.Буланов. – М.: РАГС, 2010. – 615 с.
  5. Владимирова А.П. Экономика труда: учеб. пособие / А.П.Владимирова. – М.: Дошков и Ко, 2002. – 300 с.
  6. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учеб. пособие / Б.М.Генкин. – М.:  НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
  7. Ефимова Е.А. Регулирование рынка труда в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. – М., 2010. – Режим доступа http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3397 (17.02.2012).
  8. Зиброва Е. С.  Официальная безработица в России: последние данные [Электронный ресурс] : электрон. данные // Е.С. Зиброва М. :  2011. - URL: http://www.gazeta.ru/. (дата обращения 25.04.2012).
  9. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 412 с.
  10. Колосницына М.Г. Экономика труда: учеб.пособие для вузов / М.Г. Колосницына. – М.: Магистр, 1998. – 240 с.
  11. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева и др. – Киров: АСА, 2002. – 752 с.
  12. Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007. – 574 с.
  13. Одегов Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство: учеб. пособие / Ю.Г.Одегов, Г.Г.Руденко, П.В.Журавлев. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 448 с.
  14. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник / В.А.Павленков. – М.: МГУ, 2004. – 368 с.
  15. Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И.Рофе. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
  16. Сергеев М.А. Безработица подбирается к показателям времен дефолта [Электронный ресурс] : электрон. данные // М. А. Сергеев М. : 2009. - URL: http://www.ng.ru/ (дата обращения: 28.10.2010).

 

  1. Чапек В.Н. Рынок труда: учеб. пособие для вузов / В.Н.Чапек. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 251 с.
  2. Экономика / Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус под ред. Н.В.Шульгиной. – М.: Вильямс, 2001. -680 с.
  3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Г.Г. Мелликьян, Р.П. Колосова. – М.: МГУ, 2000. – 623 с.
  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс.]. – Режим доступа:  http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.05.2012).

 

 

1 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007. С.3.

2 Буланов В.С. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие / В. С.Буланов. – М.: РАГС, 2010. С. 35.

3 Там же. С. 37.

4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003), статья 129.

5 Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С.164-165.

6 Экономика / Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус под ред. Н.В.Шульгиной. – М.: Вильямс, 2001.С 222.

7 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.С60.

8 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.С.61.

9 Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева и др. – Киров: АСА, 2002. С.251.

10 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.С.147.

11Там же.С. 148.

12 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.С.149.

13 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.С.149.

14 Колосницына М.Г. Экономика труда: учеб.пособие для вузов / М.Г. Колосницына. – М.: Магистр, 1998. С. 127.

15 Ефимова Е.А. Регулирование рынка труда в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. – М., 2010. – Режим доступа http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3397 (17.02.2012).

16 Одегов Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство: учеб. пособие / Ю.Г.Одегов, Г.Г.Руденко, П.В.Журавлев. – М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 189.

17Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И.Рофе. – М.: КНОРУС, 2010.  С.170.

18 Феральная служба государственной статистики [Электронный ресурс.]. – Режим доступа:  http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.05.2012).

19 Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И.Рофе. – М.: КНОРУС, 2010.С. 177.

20 Адамчук В.В. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2001. С. 213.

21 Буланов В.С. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие / В. С.Буланов. – М.: РАГС, 2010.С.373.

22 Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007. С. 274-279.

23 Колосницына М.Г. Экономика труда: учеб.пособие для вузов / М.Г. Колосницына. – М.: Магистр, 1998.С.120.

24 Там же.С.121.

25Колосницына М.Г. Экономика труда: учеб.пособие для вузов / М.Г. Колосницына. – М.: Магистр, 1998. С.120.

26 Там же. С. 121.

27 Боровик В.С. Занятость населения: учеб. пособие / В.С. Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А. Похвошева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С 271.

28 Зиброва Е. С.  Официальная безработица в России: последние данные [Электронный ресурс] : электрон. данные // Е.С. Зиброва М. :  2011. - URL: http://www.gazeta.ru/. (дата обращения 25.04.2012).

 


Информация о работе Роль государства на рынке труда