Роль государства на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание

Рынок труда является одним из важнейших рынков ресурсов производства. Этот рынок позволяет наемным работникам, составляющим большинство трудоспособного населения любой страны, продать свое рабочее место и навыки работодателя (владельцам фирм и организациям) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок позволяет работодателям нанять работников, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы рынка труда……………………………………..................................5
Сущность рынка труда……………………………………………………………........5
Классификация рынков труда ……………………………………………………..8
Рынок труда в конкурентной среде………………………………………………..9
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции……………………………9
Монополии и монопсонии на рынке труда………………………………………13
Причины несовершенности рынка труда………………………………...............16
2. Государственное регулирование рынка труда………………………………………………...17
2.1. Необходимость и границы государственного регулирования рынка труда………….17
2.2. Государственная политика занятости на рынке труда………………………………...20
2.2.1. Понятие и виды безработицы……………………………………………………....20
2.2.2. Государственное регулирование продолжительности безработицы…….…..…..22
2.2.3. Социальная защита пострадавших от безработицы……………………………....24
2.3. Методы государственного регулирования рынка труда………………………............26
2.3.1.МЗП как метод административного регулирования…………………..……..……28
2.4.Политика занятости в России…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….……………...36
Литература…………………………………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Роль государства на рынке труда.docx

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Экономические методы – это комплекс  государственных методов финансирования кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, которые способствуют сохранению, развитию, созданию рабочих мест. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные. С помощью данных методов государство создают экономические стимулы у участников рынка труда и таким образом корректируют их поведение и достижение полной занятости. Это реализуются через налогообложение фонда оплаты труда, предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места, финансирование мероприятий в области содействия занятости, государственные заказы, поощрение самозанятости. Государство может увеличить количество рабочих мест, используя средства государственного бюджета, за счет которого содержится общественный сектор. Финансируя армию, полицию, фундаментальные научные исследования, увеличивая число чиновников государство создает новые рабочие места в общественном секторе. Государство предоставляет общественные блага не только за счет общественного, но и частного сектора – через систему государственного потребления, государственных закупок, увеличивая тем самым спрос на труд в соответствующих отраслях. Например, если государство хочет повышать квалификацию и уровень подготовки государственных служащих, вузы, осуществляющие подготовку и повышение квалификации чиновников, получат соответствующий госзаказ, позволяющий, в частности, увеличить спрос на труд преподавателей.

Организационные методы применяются с целью создания социально-экономических условий для участников рынка труда. Эти методы реализуется в результате работы биржи труда.  

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наемными работниками, как правило, владеющее базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и  предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия.21

Биржа труда позволяет упорядочить  наем предприятиями рабочей силы. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение  права на получение пособия по безработице. Биржи труда называются по-разному: бюро, контора, центр занятости, центры трудоустройства и др. В России это центр занятости населения. Кроме трудоустройства, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям. В компетенцию биржи труда входит также профориентация молодежи. Направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется или ожидается спрос предпринимателей.

В наиболее развитых странах мира биржи труда  представляют собой мощные информационные центры, оснащенные современной вычислительной техникой. На бирже труда концентрируется  информация о наличии вакантных  рабочих мест не предприятиях, в  учреждениях информация может поступать  как в обязательном порядке, так  и на добровольных началах. Компьютерная картотека вакансий позволяет оперативно реагировать на запросы лиц, ищущих работу, предлагать им возможные варианты.

 

2.2.1. МЗП как метод административной  политики

Первые законы о МЗП  появились в Австралии (1894г.), где  ее размер устанавливал комитет по заработной плате и Новой Зеландии (1896г.). В 1909 году их примеру последовала Великобритания, парламент которой принял закон о МЗП. В Норвегии, Франции, Австрии, Аргентине, Чехословакии, Германии, Бельгии закон защищал в основном прислугу и иных домашних работников.

В ряде стран, например США, России, минимальная заработная плата  определяется законодательно. Во Франции  МЗП устанавливается путем трёхсторонних, а в Японии – двухсторонних  переговоров и закрепляется коллективными  договорами. В Канаде установление величины МЗП занимается кабинет  министров после консультаций с  трёхсторонним совещательным органом, в компетенцию которого входит  широкий круг проблем по трудовым отношениям.

Во многих странах мира государство  вводит уровень минимальной  заработной платы, пытаясь таким  образом бороться с нищетой. Ее установление  главный инструмент социальной защиты наемных работников на рынке труда. Работодатель, независимо от вида деятельности фирмы и формы ее собственности, не имеет права оплачивать труд работника  по ставке ниже минимальной заработной платы. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию  по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета, при несоблюдении этого соотношения минимальная заработная плата перестает выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчетную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда.

Величина МЗП регулярно  пересматривается, при этом ее величина постоянно подтягивается к уровню средней заработной платы, которая  растет быстрее, поскольку определяется, как правило, ежегодно и следует  за ростом цен и производительности труда. Соотношение между минимальной  и средней заработной платой в  разных странах колеблются от 40% до 70%. Например, в США оно установлено  на уровне 40-50%и распространяется на 90% наемных работников. В развитых странах это соотношение составляет от 28,8% в Испании и до 51,1% в Нидерландах  и 55,3% во Франции; в переходных экономиках стран Центральной и Восточной  Европы – примерно 30% от средней  заработной платы. В России наблюдается  заниженный уровень оплаты труда22.

За рубежом накоплен немалый  опыт использования данного способа  регулирования трудовых отношений. Он получил отражение в различных  теориях и моделях.

Дж. Стиглер предложил простую модель конкурентного рынка труда, в соответствии с которой превышение минимальной зарплатой равновесного уровня приводит к вынужденной безработице (рис. 6).

До введения минимальной  зарплаты точка равновесия – (W0, L0). При новом уровне оплаты труда Wmin готовы трудиться L1 работников, фактически же нанимают только Lmin человек. График предложения труда теперь имеет вид ломаной линии, и безработица(U) составляет (L1-Lmin) человек. Так что в результате оказывается, что благие намерения государства приводят к возникновению новой социальной проблеме.

 

Рис. 6. Эффект минимальной  заработной платы 

на конкурентном рынке  труда23

 

Однако эта теория не нашла  подтверждения на практике - значительного снижения  занятости в ответ на рост минимальной заработной платы не происходит. Поэтому вполне естественным выглядит предположение, что в экономике действуют два сектора – первый, где действует законодательный минимум зарплаты, и второй, где зарплата устанавливается ниже (это так называемый «вторичный»  рынок труда – мелкие фирмы, нанимающие рабочих без контрактов и гарантий, часто временно, с нарушением законодательства).

Модель двухсекторного рынка хорошо объясняет, почему не наблюдается резкого роста безработицы с введение законодательного минимума зарплаты (рис. 7).

 

  

Рис. 7. Модель двухсекторного рынка24

Пусть в отсутствии обязательного  минимума и при свободной конкуренции  в обоих секторах экономики установилась равновесная зарплата W0 и занятость L=L0A+ L0B. Затем в первом секторе вводится минимальная зарплата Wm, и в результате занятость падает до LmA. В этом секторе (L1A-LmA) работников готовы трудиться за зарплату Wm, но мест для них нет. Дальше часть безработных, а именно (L0A-LmA), которые не претендуют на более высокие заработки, а согласны на прежнюю зарплату W0, ищут себе место в секторе В (L1B-L0B=L0A-LmA). Тем самым, кривая предложения в этом секторе сдвигается вправо ровно на величину (L0A-LmA). Но, поскольку график спроса на труд имеет отрицательный наклон, работу здесь получают не все желающие, а только (L2B-L0B) человек. То есть занятость во втором секторе слабее, и часть людей (L1B-L2B) все-таки останется без работы25.

Модель двухстороннего рынка  показывает, что рост заработной платы  для одних работников оборачивается  ее снижением для других или же ростом безработицы, а скорее всего  и тем и другим одновременно.

Еще одно объяснение отсутствию явно выраженного эффекта минимальной  зарплаты на занятость дают О. Ашенфельтр и Р. Смит. Они отмечают тот факт, что многие наниматели продолжают платить некоторым работникам зарплату ниже установленного минимума, но в этом случае возможные штрафы выступают в роли своего рода налога на заработную плату, уменьшая тем самым спрос (рис. 8).

 

Рис. 8. Модель дискриминирующего нанимателя26

 

В результате введения обязательного  минимума Wm часть работников – Lm – человек – получают именно такую зарплату. Однако занятость не сокращается так резко – ещё (L1-Lm) работников  продолжают трудиться, но каждый следующий работник получает все более низкую зарплату. Это модель дискриминирующего нанимателя, то есть фирма не обязательно платит всем служащим одинаковую зарплату. Окончательный результат – сокращение занятости – будет зависеть как от эластичностей спроса и предложения, так и от величины штрафов, грозящих нанимателю за нарушение закона.

Сторонники  и противники МЗП говорят о  разных эффектах, к которым приводит введение МЗП.

Отрицательные эффекты:

  •  МЗП снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат фирмами во время экономических спадов, приводит к неэффективности экономики, безработице, бедности, росту цен и дисфункции в целом;
  • Скорее наносит ущерб малому бизнесу, чем крупному;
  • Сокращает спрос рабочей силы (путём сокращения рабочего дня либо путём сокращения рабочих мест);
  • Приводит к инфляции цен, поскольку бизнес стремится компенсировать потери, заложив их в цену;
  • Поощряет некоторых работников за счёт беднейших и наименее производительных;
  • МЗП менее эффективна в борьбе с бедностью и наносит больше ущерба бизнесу, чем иные методы;
  • Демотивирует беднейшие слои населения, в том числе и в получении дополнительного образования, гарантируя им возможность получить работу.

Положительные эффекты:

  • Увеличивает стандарты уровня жизни для беднейших и наиболее уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни;
  • Мотивирует и вдохновляет работников усердней трудиться (в отличие от социальных программ и других подобных платежей);
  • Стимулирует потребление путём увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения;
  • Стимулирует усердие у тех, кто получает мало, так как работодатель требует с них больше за большие деньги;
  • Сокращает социальные расходы государства из-за увеличения доходов беднейших слоев населения;

Сравнительный анализ американских штатов показал, что  ежегодный и средний фонд заработной платы компаний, а также уровень  занятости рос быстрее в штатах, где установлена МЗП. Однако, исследование британского рынка показало, что цены растут быстрее в секторах регулируемых МЗП, чем в иных секторах.

 

2.4. Политика занятости  в России

В России политика занятости  в современных условиях пока не имеет  четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в  основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным. Основным документом, регулирующим взаимоотношения на рынке труда, является закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1 с последующими изменениями.

Политика занятости имеет  многоуровневый характер: общегосударственная  политика занятости, политика занятости  в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости  на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.

Для увязки целей и задач  политики занятости на разных уровнях  разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости. Создана Федеральная государственная  служба занятости населения. Для  финансирования мер по программе  занятости создан Государственный  фонд занятости населения. На региональном уровне субъектами РФ ежегодно принимаются  территориальные программы содействия занятости населения.

К основным чертам российской политики занятости можно отнести27:

  1. Законодательные гарантии поддержки безработных не соответствуют финансовым возможностям страны.
  2. В России преобладает пассивная политика занятости: на ее реализацию направляется до 70% финансовых средств.
  3. Отсутствие прямой зависимости между официальным статусом безработного и правом на получение различных льгот и гарантий, предоставляемых в рамках системы социального обеспечения.
  4. Ограничение максимального срока пребывания на учете в службах занятости 18 месяцами.
  5. Низкий размер минимального пособия по безработице.
  6. Отсутствие взаимодействия региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки.

Информация о работе Роль государства на рынке труда