Роль государства на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание

Рынок труда является одним из важнейших рынков ресурсов производства. Этот рынок позволяет наемным работникам, составляющим большинство трудоспособного населения любой страны, продать свое рабочее место и навыки работодателя (владельцам фирм и организациям) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок позволяет работодателям нанять работников, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы рынка труда……………………………………..................................5
Сущность рынка труда……………………………………………………………........5
Классификация рынков труда ……………………………………………………..8
Рынок труда в конкурентной среде………………………………………………..9
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции……………………………9
Монополии и монопсонии на рынке труда………………………………………13
Причины несовершенности рынка труда………………………………...............16
2. Государственное регулирование рынка труда………………………………………………...17
2.1. Необходимость и границы государственного регулирования рынка труда………….17
2.2. Государственная политика занятости на рынке труда………………………………...20
2.2.1. Понятие и виды безработицы……………………………………………………....20
2.2.2. Государственное регулирование продолжительности безработицы…….…..…..22
2.2.3. Социальная защита пострадавших от безработицы……………………………....24
2.3. Методы государственного регулирования рынка труда………………………............26
2.3.1.МЗП как метод административного регулирования…………………..……..……28
2.4.Политика занятости в России…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….……………...36
Литература…………………………………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Роль государства на рынке труда.docx

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Сезонная безработица вызывается сезонным характером некоторых работ (сельскохозяйственные работы, переработка овощей, фруктов, сплав леса и др.).Сезонно работают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономики. отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. по степени добровольности она близка к фрикционной.

Структурная безработица  возникает в результате профессионально-квалификационного, территориального несоответствия между частью трудоспособного населения, ищущих работу и свободными вакансиями в результате структурных преобразований.

Структурная безработица, в  отличие от фрикционной, более продолжительная  и дорогостоящая; охватывает работников, обладающих низкой квалификацией или  устаревшей профессией; возвращение  работника в общественное производство предполагает специальную переподготовку и переквалификацию работников.  Однако эти два типа безработицы объединяет то, что их наличие в экономике любой страны является неизбежным. Фрикционная и структурная безработица являются естественным резервуаром трудовых ресурсов, необходимым для обеспечения долгосрочного экономического роста. Издержки, связанные с существованием этих типов безработицы, значительно меньше получаемого эффекта: совершенствование человеческого капитала, развитие личности наемных работников, замена устаревших технологий, прирост ВВП.

Совокупность структурной  и фрикционной безработицы некоторые  экономисты считают естественным уровнем безработицы, то есть это объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические факторы), не связанный с динамикой экономического роста.

Институциональная безработица обусловлена несовершенством некоторых правовых норма, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску новой работы и создать возможность жить на пособие по безработице.

Наиболее разрушительные последствия приносит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. Такого рода безработица потрясла мир в период Великой депрессии 1930-х гг, в меньших масштабах в России в 2009 году во время разразившегося финансового кризиса уровень безработицы составил 8,4%.18

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

Государственная политика занятости  сводится к двум основным  направлениям:

- регулирование уровня  и продолжительности безработицы;

- социальная защита пострадавших  от безработицы.

 

   2.2.2. Государственное  регулирование продолжительности  безработицы

Реализуя  политику занятости, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

Макроэкономические  меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса. Так, целенаправленная фиксированная  политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством  увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного  спроса и занятости.

Микроэкономические  меры - это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно  рынка труда. С их помощью можно  уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы.

Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.19

К активным мерам относятся:

а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных  структур для этих целей, использование  единых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработице и об имеющихся  вакансиях.

б) Субсидирование образования путём проведения государственных  программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное  законодательство, дающее всем индивидам  равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине  отсутствия необходимой квалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств.

В этих целях разработана нормативно-правовая база профессионального обучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профессиональной подготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы, несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе, недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии.

д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

е) Помощь в открытии собственного бизнеса  для безработных (консультации, безвозвратные  ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес - инкубаторов»). Так, в Японии, США, Южной Корее создаются значительные государственные фонды льготного кредитования малого и среднего частного бизнеса. Разрабатываются и программы, поощряющие занятия бизнесом лицами, потерявшими работу.

Однако  в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс  идет довольно медленно.

ж) Создание новых рабочих мест в государственном  и частном секторах, в том числе  путем организации общественных работ.  Крупномасштабные общественные работы были впервые организованы в  США в Великую депрессию. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

з) стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнительные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей (прежде всего сферы услуг).

Информационная  и организационная помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные названные выше меры - прежде всего на борьбу со структурной  безработицей.

Вместе  с тем субсидии занятости и  общественные работы могут использоваться и для сокращения циклической  компоненты - в этом случае они используются не для узких целевых групп  населения, а для всех, кто ищет работу.

Активные  меры призваны помочь человеку вернуться  или вновь войти в состав рабочей  силы. Найти работу и дать возможность  самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье (а также платить  налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.

 

2.2.3. Социальная защита пострадавших от безработицы

Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных  мер. К ним относятся:

а) Выплата  пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие безработным в течение первых трёх месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца - 60 %, и ещё полгода - в размере 45%. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше средней заработной платы по региону. Если же человек не работал больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере минимальной заработной платы. В Германии пособие по безработице  составляет примерно 60% (для бессемейных) или 67% (для имеющих семьи) последнего заработка и платится от 6 до 24 месяцев.20

б) Предоставление льгот и субсидий трудящимся с  низкими доходами в целях борьбы с бедностью. Ярким примером данного  метода является отрицательный подоходный налог. Впервые его предложила леди Райс-Уильямс, английский политический писатель 1940х годов. Популярность концепция приобрела после выхода книги М.Фридмена «Капитал и свобода». Этот метод представляет собой выплату денежных субсидий низкооплачиваемым работникам, когда их доход падает ниже гарантированного минимума.

То  есть, если человек зарабатывает за год 50000 долл. в год, то он платит положительный  подоходный налог. А если его заработок  меньше этой суммы, то этой семье предоставляется  финансовая поддержка. То есть, эта  семья не должна платить налоги со своего дохода, и к тому же, получает отрицательный подоходный налог  в форме дополнительного дохода.

При этом отрицательный подоходный налог  снижается по мере увеличения трудового  дохода. Отрицательный подоходный налог направлен на повышение стимулов к труду тех слоев населения, доходы которых в основном составляют государственные субсидии, и для которых выход на работу при традиционной системе налогообложения не принесет существенного увеличения в доходах.

в) Досрочные пенсии - выход на пенсию людей предпенсионного возраста с их согласия раньше определенного законодательством срока (но не ранее чем за два года). Досрочная пенсия назначается по предложению службы занятости безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях). Выплата государственных пенсий таким гражданам производится до достижения ими пенсионного возраста за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением расходов из Государственного фонда занятости населения. В ряде стран программы раннего выхода на пенсию рассматриваются как возможность получить дополнительные вакантные рабочие места, чтобы в перспективе в случае обострения ситуации на рынке труда обойтись без увольнений и сокращений. И работодатели, и профсоюзы считают, что справедливее уволить на досрочную пенсию пожилого человека, предоставив ему до наступления пенсионного возраста существенные финансовые льготы, чем сократить молодого работника, не имеющего на них никаких прав.

г) бесплатное медицинское обслуживание

д) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.

С чисто  экономической точки зрения данные мероприятия неэффективны, так как они не побуждают людей больше трудиться - наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.

 

2.3. Методы (инструменты) государственного  регулирования рынка труда

Осуществляя регулирование  трудовых отношений, государство использует систему механизмов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач, конкретных обстоятельств, сложившихся в экономике, накопленного опыта регулирования и т.д.

Условно выделяют три группы инструментов:   административные, экономические и организационные.

Административные  (законодательные) методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеют целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Примером административных методов является законодательное регулирование трудовых отношений и миграций, лицензирование деятельности предприятий и организаций, квотирование рабочих мест, установление минимального размера оплаты труда и др.

Устанавливая правила функционирования рынка, трудовых отношений, государство тем самым обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. В Российской Федерации в качестве правовой базы регулирования трудовых отношений выступают Конституция РФ, Трудовой кодекс от 30.12.2001 г, ФЗ «О Занятости населения в РФ» в ред. От 20.04.1996 г. (включая последующие внесения изменений), а также международные правовые акты. В частности Всеобщая декларация прав человека 1948 г. , конвенции и рекомендации Международной организации труда, посвященные отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости.

В странах с развитыми  формами рыночных отношений административные методы в обычных условиях используются мало, но в критических ситуациях (во время войны, экономического кризиса) их роль усиливается.

На трудовые отношения  также могут повлиять меры государственного административного воздействия  на другие рынки, например, при антимонопольном  регулировании, установление режима функционирования естественных монополий, ограничении  или запрете импорта тех или  иных товаров.

Информация о работе Роль государства на рынке труда