Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное
государственное
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый
университет)
Кафедра «Микроэкономика»
Курсовая
работа
на
тему:
«Роль
и значение малого бизнеса,
и его положение в современной
экономике России.»
Выполнил:
студент группы Э1-2
Матнишян Д.Е.
Научный руководитель:
Карамова
О.В..
Москва
2010
Содержание
Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в
Как убедительно
показала мировая практика, именно
малые предприятия позволяют
в кратчайшие сроки осуществить
структурную перестройку
Предприятия малого
бизнеса являются гибкой и динамичной
формой реализации предпринимательской
деятельности, позволяющей свободно
выразить деловой и творческий потенциал,
иметь определенные заработки для
достойного образа жизни. Создание сети
подобных предприятий способствует
обеспечению занятости
Одной из популярных
в 80-х годах в США была книга
Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал:
«Переходные этапы в экономике являются
временем, когда расцветает предпринимательство.
Сейчас мы переживаем такой период». В
50-х годах создавалось около 93 000 компаний
в год, а сегодня, каждый год создается
более 700 000. Большинство из них относятся
к малому бизнесу. Предприятие малого
бизнеса, по определению Управления малого
бизнеса, - это независимо управляемая,
не доминирующая в области своей деятельности
фирма, отвечающая определенным стандартам
размеров в плане количества работников
и годового объема поступлений. Существует
и другое определение, более адаптированное
к Российским условиям: «малый бизнес»
— это предпринимательская деятельность,
осуществляемая субъектами рыночной экономики
при определенных установленных законами,
государственными органами или другими
представительными организациями критериях,
конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным
критерием, на основе которого предприятия
различных организационно-правовых форм
относятся к субъектам малого предпринимательства,
является в первую очередь средняя численность
работников, занятых за отчетный период
на предприятии. Так в США к малым и средним
компаниям относят фирмы с числом занятых
до 500 человек в обрабатывающей промышленности,
в оптовой торговле до 100 человек, в розничной
торговле и других отраслях до 50 человек.
В ряде научных работ под малым бизнесом
понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним собственником. Как
правило, наиболее общими критериями,
на основе которых предприятия относятся
к малому бизнесу, является:
Размеры собственного капитала или совокупных активов;
Положение на рынке.
Этот критерий используют в тех случаях,
когда в рамках поддержки малого
бизнеса государство
Таким образом, установлены
несколько критериев (численность
работников, размеры капитала, положение
на рынке, величина активов), при соответствии
которым предприятие может
В нашей стране, согласно
принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону
“О государственной поддержке
в промышленности, строительстве и на
транспорте — 100 человек;
в оптовой торговле — 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании
— 30;
в других отраслях и при осуществлении
других видов деятельности — 50 человек.
Несовершенство критерия численности
рабочих, да и других критериев также,
очевидно. Например, на электростанции,
где многомиллионные основные фонды приводятся
в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных критериев выделения
малых предприятий, позволяющих безошибочно
сортировать предприятия, не существует.
Поэтому представляется целесообразным,
ориентируясь точно на численность работников,
определять по каждой отрасли, с учетом
специфики производства, какие предприятия
нельзя относить к малым. В случае возникновения
спорных вопросов, решать их в индивидуальном
порядке.
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1).
Как видно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.
Таблица 1.1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах[6].
|
К сожалению, за последние
годы существенного изменения
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
О масштабах деятельности малого предпринимательства в России в 2004 г. дают представление данные табл. 1.2.(приложение)
Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80%, оптовой торговле — 86%, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы.
Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России