Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России..docx

— 69.17 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый  университет) 

Кафедра «Микроэкономика»

Курсовая  работа 
 

на  тему: 
 

    «Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России.» 
     
     

                    Выполнил:

                    студент группы Э1-2

                    Матнишян Д.Е.

                    Научный руководитель:

                    Карамова О.В..      

Москва 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

Глава 1 Значение малого бизнеса  в современной  экономике

1.     Понятие и критерии выделения малого бизнеса

2.     Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах

3.    Классификации организаций социально-культурной сферы

Глава 2 Проблемы

1.     Проблемы малого бизнеса в России

2.     Государственная поддержка малого бизнеса в России

3.     Перспективы малого бизнеса

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Как убедительно  показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют  в кратчайшие сроки осуществить  структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской  деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для  достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы  и потребительских услуг. Предприятия  малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая  свободное развитие и многообразие форм собственности,

Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период». В 50-х годах создавалось около 93 000 компаний в год, а сегодня, каждый год создается более 700 000. Большинство из них относятся к малому бизнесу. Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям: «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. 
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Размеры собственного капитала или совокупных активов;

Положение на рынке. Этот критерий используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения . Величина активов.

Таким образом, установлены  несколько критериев (численность  работников, размеры капитала, положение  на рынке, величина активов), при соответствии которым предприятие может приобрести статус малого.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 
в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; 
в оптовой торговле — 50; 
в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30; 
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. 
Несовершенство критерия численности рабочих, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. 
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
 
 

2. Доля малого бизнеса  в современной  экономике России  и зарубежных странах

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики  многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия  приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1).

Как видно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%. 

Таблица 1.1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах[6].

страна Число малых  и средних фирм Численность занятых, млн. чел. Доля малых  и средних фирм, %
Тыс. ед. В расчете на 1 тыс. жителей В общей численности  занятых В ВВП
Великобритания

Германия

Италия

Франция

Страны ЕС

США

Япония

Россия

2930

2290

3920

1980

15777

19300

6450

836,6

46

37

68

35

45

74,2

49,6

5,65

13,6

18,5

16,8

15,2

68

70,2

39,5

8,1

49

46

73

54

72

54

78

9,6

50-53

50-54

57-60

55-62

63-67

50-52

52-55

10-11

К сожалению, за последние  годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2004 — начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г.) — 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о  том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

О масштабах деятельности малого предпринимательства в России в 2004 г. дают представление данные табл. 1.2.(приложение)

Во всем мире предприятия  малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Малые и средние  фирмы США производят 40% ВНП и  половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80%, оптовой торговле — 86%, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России