Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России..docx

— 69.17 Кб (Скачать документ)

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, — недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

3. Перспективы развития  малого бизнеса  в России

Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует  оградить малый бизнес от бюрократии. сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно  уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно  для начинающих предпринимателей б  первую очередь в таких видах  деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская

На наш взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых  предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит  в области подготовки и повышения  квалификации предпринимателей. В сфере  малого бизнеса работают около 8 млн человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Работники предприятий  этой сферы нередко не знают и  не используют свои права. Весной и осенью 2002 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок было проведено масштабное целевое обследование административных барьеров. Было установлено, что среднее число проверок всех видов на одном предприятии с 2004 по 2006 г. сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.

С 2005 по 2008 г. на 42% уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого и среднего предпринимателя. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обошлись предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77% всех лицензий и разрешений, находящихся у руководителей фирм, выданы на срок меньше предписанных законом пяти лет.

В соответствии с  Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее время является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей

больше волнует  поведение конкурентов, чем поведение  чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции, учитывать этот фактор им придется постоянно.

Заключение

Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно  развитых стран, но в нашей стране имеются большие резервы для  его дальнейшего роста.

Осуществляемая в  настоящее время в России система  государственной поддержки развития малого предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

В ряде промышленно  развитых стран накоплен положительный  опыт государственной поддержки  малого бизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимо использовать все полезное и приемлемое из опыта этих стран.

В развитии малого бизнеса  России имеется множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

У малого бизнеса  в России имеются широкие перспективы  дальнейшего развития и повышения  эффективности деятельности малых  предприятий. Осуществить их — наша задача.

 

Список  используемой литературы

1) Блинов А. Условия  регулирования малого бизнеса, 1999  

2)Борисов С. Коррупционные  издержки увеличиваются с каждым  годом в геометрической прогрессии. Коммерсант. 2005

3) Васильева Е.Н.  проблемы малого предпринимательства.  М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.

4)Власов В.С. проблемы  развития малого предпринимательства  в России. М.

5) Гражданкина В.Д.  Экономика малого предприятия.  -М.: ГроссМедиф: РОСБУХ, 2008

6) ГорфинкельВ.Я. Малый бизнес. 2007

7)Грибов В.Д. Основы  бизнеса: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 160 с.

8)Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992

9)Замулин О. Оттепель. Эксперт. 2003. №13

10)Заславская О. Плата за лояльность. Известия. 2005.

11)История боязни. Деньги. 2005 №39

12)Конституция РФ

13)Котлер Ф. основы маркетинга: Пер. с англ. СПб.: Коруна; Литера Плюс 1994.

14)Кочетков г.Б. Роль и место предпринимательства в инновационной экономике// США-Канада: экономика, политика, культура. 2006.

15)Малые предприятия.  М.: Ось-89, 1996

16)Разумнова И.И. Семейный и надомный бизнес: опыт США 2001

17)Рубе В.А. Институциональные  аспекты организации малого бизнеса  в развитых странах и в России: Учеб. пособие. М.: ИНФРАМ-М, 2004.

18)Рунов А.В. Механизмы развития….

19)Российский статистический  ежегодник . 2005.

20)Смирнов К. Участковый  приходит дважды. Деньги. 2003

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России