Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России..docx

— 69.17 Кб (Скачать документ)

В последние годы ускорились концентрация и Централизация  капитала в странах Европы, например в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК  Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, а также в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не будучи монопольными, они все свои усилия натравляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Все большее развитие в США получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-йоркской исследовательской фирмы link 15., Sources в 1993 г. в США полностью или частично работало на дому 39 млн. человек, в том числе 6 млн — после основной службы. По данным П. Розенблатта и др.[10], свыше 90% из 15 млн малых предприятий в США составляют семейные предприятия — те, которыми владеют (или по меньшей мере управляют) и где ведут дела представители одной семьи. При этом само понятие «изюмный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес — один из вариантов мелкого бизнеса.

Научно-технический  прогресс существенно раздвинул  рамки возможностей организации  работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля — 53,8% приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги. 

3.    Классификации организаций  социально-культурной  сферы

Для четкого выделения  отраслей непроизводственной сферы  в отчетных и других документах в 1976 году в России был введен общесоюзный  классификатор «Отрасли народного  хозяйства» (ОКОНХ), который в 1992 году и был модифицирован применительно  к условиям рыночной экономики России. ОКОНХ представляет собой группировки  видов деятельности по отраслям в  соответствии с их функциями в  общей системе общественного  разделения труда. Согласно ОКОНХ отрасли  национальной экономики с точки  зрения характера общественного  разделения труда и участия в  создании совокупного общественного  продукта и национального дохода разделяются на сферу материального  производства и непроизводственную сферу. К сфере материального  производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Остальные  виды деятельности, в процессе которых  материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (11).

К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли  национальной экономики и виды деятельности:

жилищно-коммунальное хозяйство;

непроизводственные  виды бытового обслуживания населения;

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

народное образование;

культура и искусство;

наука и научное  обслуживание;

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;

управление;

общественные объединения.

При классификации  отраслей непроизводственной сферы  на первый план выдвигается отсутствие производственного процесса. Сторонники данной классификации хотели отделить отрасли надстройки от отраслей базиса. В отличие от ранних этапов развития человеческого общества, когда указанная  форма человеческой деятельности либо вообще не существовала, либо не была включена в рамках общественного разделения труда в социально-экономический  процесс развития общества, в развитом обществе этим отраслям выделяется значительная часть фонда общественного труда  в живой и овеществленной форме. Таким образом, можно считать, что  производство продуктов социально-культурного  назначения в некоторых случаях  можно включать в непроизводственную сферу (соответственно, в социально-культурную сферу и даже отрасль культуры) (17).

Для выделения видов  экономической деятельности в ОКОНХ  применена иерархическая классификация. В классификаторе используется пятиразрядный  код. Каждый из последующих уровней  группирует виды деятельности по более  глубокой специализации в общественном разделении труда. Допускается сокращение длины кода отраслей, имеющих большое  количество группировок. Отрасли сферы  материального производства группируются по первому знаку кода — «1-8» (существует исключение на ряд отраслей). Отрасли  непроизводственной сферы деятельности собираются по первому знаку «9». (Учитывая, что основная часть некоммерческих организаций в соответствии с  ОКОНХ относится к непроизводственной сфере, они также могут собираться по первому знаку — «9»).

Трансформация экономических  отношений в России, создание основ  открытой модели экономики, необходимость  проведения международных экономических  сопоставлений способствовали разработке нового российского классификатора — «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг» (сокращенная  форма записи — ОКДП). Он разработан в рамках «Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития российской экономики». Данный классификатор в отличие от ОКОНХ более полно охватывает сферы деятельности статистических единиц, то есть информационное обеспечение распределяется на ранее не учтенные статистическим наблюдением области сферы услуг — основной области создания и функционирования некоммерческих организаций, в том числе и в СКС. ОКДП, утвержденный в 1993 году, построен на основе международных классификаций видов экономической деятельности и продукции (МСОК ООН, 3-я ред. и КОП) и представляет собой интегрированный классификатор продукции по видам деятельности по критерию производственного происхождения (5).

В едином кодовом  пространстве ОКДП объединил три  объекта классификации:

виды экономической  деятельности;

виды продукции;

виды услуг.

Принятый в ОКДП семиразрядный код (четыре разряда  — высшие классификационные группировки  для классификации видов экономической  деятельности и три низших разряда  — для классификации продукции  и услуг) позволяет проводить  международные сопоставления, в  том числе и по некоммерческим организациям.

Национальная специфика  экономики России в ОКДП учитывается  путем использования номенклатурных позиций общесоюзных классификаторов  экономической информации бывшего  Союза ССР ОКОНХ, ОКП (классификатор  продукции), классификаторов услуг, а также других видов источников информации, связанных с экономикой России. Важной основой классификации  видов экономической деятельности в непроизводственной сфере является степень их коммерциализации и отнесения  к коммерческому или некоммерческому  сектору. Так как в некоммерческом секторе представлена основная часть  некоммерческих организаций, ориентированных  на социальную деятельность, следует  уделить внимание содержанию этой категории (9).

Впервые термин «некоммерческая  организация» введен в нашей стране Основами гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 года. В последующий период эта категория  получила дальнейшее развитие. В принятой Государственной Думой Федерального собрания 21 октября 1994 года первой части Гражданского Кодекса РФ было дано достаточно подробное описание некоммерческой организации, особенностей ее образования и функционирования. Существенный вклад в понимание некоммерческой организации внес принятый Государственной Думой Федерального Собрания 8 декабря 1995 года Закон РФ «О некоммерческих организациях». В нем определяется механизм создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, формирование и использование ее имущества, права и обязанности учредителей (участников), основы управления и возможные формы поддержки некоммерческой организации органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возможная прибыль от осуществляемой деятельности не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Некоммерческая организация  может быть создана в различных  организационно-правовых формах, таких  как:

Общественная и  религиозная организация,

Фонд,

Учреждение,

Некоммерческое партнерство,

Автономная некоммерческая организация,

Потребительский кооператив,

Объединение юридических  лиц (ассоциация и союз).

Анализ статистических данных, публикуемых Госкомстатом РФ, показывает, что численность некоммерческих организаций в нашей стране постоянно  растет. Только в период с 1 января 1995 г. по 1 января 1996 г. число некоммерческих организаций в России увеличилось  на 17 процентов.

Глава 2

Проблемы

1. Проблемы малого  бизнеса в России

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать  и обучить менеджеров, способных  работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции  и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.

Следовало определить порядок государственного прекращения  субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и  если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных  фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.

Большинство этих проблем  в полной мере относятся и к  малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же, что были отмечены еще  в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

недостаточность начального капитала и собственных оборотных  средств; 

трудности с получением банковских кредитов;

усиление давления криминальных структур;

нехватка квалифицированных  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

ограниченные возможности  получения лизинговых услуг;

отсутствие должной  социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Не случайно 2-я  Всероссийская конференция малых  предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

Дело в том, что  среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после  налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России