Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
В последние годы ускорились концентрация и Централизация капитала в странах Европы, например в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, а также в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.
В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не будучи монопольными, они все свои усилия натравляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.
Все большее развитие в США получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-йоркской исследовательской фирмы link 15., Sources в 1993 г. в США полностью или частично работало на дому 39 млн. человек, в том числе 6 млн — после основной службы. По данным П. Розенблатта и др.[10], свыше 90% из 15 млн малых предприятий в США составляют семейные предприятия — те, которыми владеют (или по меньшей мере управляют) и где ведут дела представители одной семьи. При этом само понятие «изюмный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес — один из вариантов мелкого бизнеса.
Научно-технический
прогресс существенно раздвинул
рамки возможностей организации
работы на дому. Ныне надомный, семейный
бизнес насчитывает более 200 различных
видов деятельности. Сюда включаются и
традиционный надомный бизнес, и бытовое
обслуживание, различные виды ремесел,
образовательные и деловые услуги. Так,
в США лишь 4,4% всех надомных предприятий
заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной
торговлей; финансовые, бухгалтерские,
консультационные и компьютерные услуги
составляют 30% всего надомного бизнеса;
наибольшая доля — 53,8% приходится на строительство,
недвижимость, образовательные, юридические
и оздоровительные услуги.
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Для четкого выделения
отраслей непроизводственной сферы
в отчетных и других документах в
1976 году в России был введен общесоюзный
классификатор «Отрасли народного
хозяйства» (ОКОНХ), который в 1992 году
и был модифицирован
К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли национальной экономики и виды деятельности:
жилищно-коммунальное хозяйство;
непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
народное образование;
культура и искусство;
наука и научное обслуживание;
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
управление;
общественные объединения.
При классификации
отраслей непроизводственной сферы
на первый план выдвигается отсутствие
производственного процесса. Сторонники
данной классификации хотели отделить
отрасли надстройки от отраслей базиса.
В отличие от ранних этапов развития
человеческого общества, когда указанная
форма человеческой деятельности либо
вообще не существовала, либо не была включена
в рамках общественного разделения
труда в социально-
Для выделения видов
экономической деятельности в ОКОНХ
применена иерархическая
Трансформация экономических
отношений в России, создание основ
открытой модели экономики, необходимость
проведения международных экономических
сопоставлений способствовали разработке
нового российского классификатора
— «Общероссийского классификатора
видов экономической
В едином кодовом пространстве ОКДП объединил три объекта классификации:
виды экономической деятельности;
виды продукции;
виды услуг.
Принятый в ОКДП
семиразрядный код (четыре разряда
— высшие классификационные группировки
для классификации видов
Национальная специфика
экономики России в ОКДП учитывается
путем использования
Впервые термин «некоммерческая организация» введен в нашей стране Основами гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 года. В последующий период эта категория получила дальнейшее развитие. В принятой Государственной Думой Федерального собрания 21 октября 1994 года первой части Гражданского Кодекса РФ было дано достаточно подробное описание некоммерческой организации, особенностей ее образования и функционирования. Существенный вклад в понимание некоммерческой организации внес принятый Государственной Думой Федерального Собрания 8 декабря 1995 года Закон РФ «О некоммерческих организациях». В нем определяется механизм создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, формирование и использование ее имущества, права и обязанности учредителей (участников), основы управления и возможные формы поддержки некоммерческой организации органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возможная прибыль от осуществляемой деятельности не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах, таких как:
Общественная и религиозная организация,
Фонд,
Учреждение,
Некоммерческое партнерство,
Автономная некоммерческая организация,
Потребительский кооператив,
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз).
Анализ статистических данных, публикуемых Госкомстатом РФ, показывает, что численность некоммерческих организаций в нашей стране постоянно растет. Только в период с 1 января 1995 г. по 1 января 1996 г. число некоммерческих организаций в России увеличилось на 17 процентов.
Глава 2
Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.
Следовало определить
порядок государственного прекращения
субсидирования различных отраслей
и разработать налоговые
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:
недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
трудности с получением банковских кредитов;
усиление давления криминальных структур;
нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Не случайно 2-я
Всероссийская конференция
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России