Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России..docx

— 69.17 Кб (Скачать документ)

Справедливости ради следует отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым своим клиентом персонального менеджера.

Увеличивается время  обслуживания клиентов, предпринимаются  шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.

Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.

На какие же цели используют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти одна треть — на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде случаев, — земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные средства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности — результаты НИОКР, программное обеспечение и др.

Существенной проблемой  для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет, и площади можно приобретать только через чиновников.

Непомерна также  тяжесть арендного бремени. Более  чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и более. О каком развитии малого бизнеса может идти здесь речь?

Другая проблема развития малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, —  взаимодействие предпринимателей с  местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Особенно неудовлетворительно  поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих  прав предпочитают малые предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат.

Помимо обращения  к посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для  решения своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% — к вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских объединений.

Неблагополучно в  малом предпринимательстве и  с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.

Подводя некоторый  итог исследованиям малого бизнеса  в России, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

Определенную роль в решении проблем малого бизнеса  сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием  Закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых разработок с 2002 по 2005 г. включительно, показали, что есть определенные, но еще не достаточные положительные изменения.

Так, несколько сократилось  число проверок и время, которое  эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним данным, 73% руководителей  малых предприятий затрачивают  на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50%.

Упрощение процедуры  лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привело к тому, что удельный вес  предприятий малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.

За эти годы заметно  возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.

Остается еще много  проблем, препятствующих дальнейшему  развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и  аренда помещений и земли, как  для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2003 по 2005 г. увеличился в 11 раз. С этим полностью согласен президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.

Можно также сделать  вывод о том, что на федеральном  уровне для малого и среднего бизнеса  в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят  о том, что за указанные три  года предпринимательская среда  в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Необходимо также  упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого и среднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — закон рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс. малых предприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятие там очень просто.

У нас закрыть  предприятие чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в малом бизнесе России существенно расходятся. Эту проблему необходимо разрешить.

То, что главным  тормозом роста малого бизнеса в  стране стала отечественная бюрократическая  система (а точнее — коррупция  и административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г.[21] По результатам  исследования, такой фактор, как  общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти 46%. В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает табл. 2.3.

Таблица 2.3. Что мешает развитию бизнеса в России, %

Налогообложение 62,67
Административные  барьеры 60,89
Коррупция 52,22
Общая политическая и экономическая нестабильность 50,09
Неразвитость  судебной системы 46,89
Нехватка  квалифицированных кадров 45,83
Недостаток  инвестиционных ресурсов 38,12
Изношенность  основных фондов предприятий 34,67
Неразвитость  и изношенность инфраструктуры 34,22
Низкий  платежеспособный спрос на продукцию  и услуги 25,78

2. Государственная  поддержка малого  бизнеса в России

Масштабы развития малого бизнеса в России и его  вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы  государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одну из важнейших  проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

В портфелях большинства  российских банков займы малому предпринимательству  составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%'. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма минимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс.. у Оргрэсбанка — 100 тыс. долл.

Российские банки  выдают малым предприятиям небольшие  кредиты под более высокие  проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке  проценты под кредиты на сумму  до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а  до 30 тыс. руб. — 36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России