Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса в современной экономике
1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2. Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3. Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1. Проблемы малого бизнеса в России
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
3. Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
Справедливости ради следует отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым своим клиентом персонального менеджера.
Увеличивается время обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.
Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.
На какие же цели используют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти одна треть — на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде случаев, — земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные средства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности — результаты НИОКР, программное обеспечение и др.
Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет, и площади можно приобретать только через чиновников.
Непомерна также тяжесть арендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и более. О каком развитии малого бизнеса может идти здесь речь?
Другая проблема развития малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.
Особенно неудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат.
Помимо обращения
к посредникам из властных структур
14% респондентов заявили, что для
решения своих проблем
Неблагополучно в малом предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.
Подводя некоторый итог исследованиям малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
Определенную роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием Закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых разработок с 2002 по 2005 г. включительно, показали, что есть определенные, но еще не достаточные положительные изменения.
Так, несколько сократилось число проверок и время, которое эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним данным, 73% руководителей малых предприятий затрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50%.
Упрощение процедуры лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привело к тому, что удельный вес предприятий малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.
За эти годы заметно возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.
Остается еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и аренда помещений и земли, как для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2003 по 2005 г. увеличился в 11 раз. С этим полностью согласен президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.
Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.
Необходимо также
упорядочить процедуру
У нас закрыть
предприятие чрезвычайно
То, что главным
тормозом роста малого бизнеса в
стране стала отечественная
Таблица 2.3. Что мешает развитию бизнеса в России, %
Налогообложение | 62,67 |
Административные барьеры | 60,89 |
Коррупция | 52,22 |
Общая политическая и экономическая нестабильность | 50,09 |
Неразвитость судебной системы | 46,89 |
Нехватка квалифицированных кадров | 45,83 |
Недостаток инвестиционных ресурсов | 38,12 |
Изношенность основных фондов предприятий | 34,67 |
Неразвитость и изношенность инфраструктуры | 34,22 |
Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги | 25,78 |
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России существуют
различные организационные
Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.
В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%'. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма минимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс.. у Оргрэсбанка — 100 тыс. долл.
Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. — 36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.
Информация о работе Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России