Роль инноваций в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:13, реферат

Описание

Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень технологии, восприимчивость к новым технологическим системам, наличие трудовых ресурсов, их образовательные и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование
к инновациям и внедрению современных
технологий в экономику. 4
§1. Роль науки и инноваций. 4
§2. Основные цели и задачи
научно-технического развития. 6
§3.Стратегические приоритеты
и этапы научно-технического развития. 8
Глава II. Применение науки для
развития и стабилизации экономики. 13
§1. Роль государства в развитии
научно-технической сферы.
Современная ситуация. 13
§2. Направление государственной
научно-технической политики
на среднесрочный период. 16
Заключение 20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конференция по экономике.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

§2. Основные цели и задачи научно-технического развития.

Динамика современных  процессов мировой экономики  во многом определяется их инновационностью, присутствием фактора науки в  расширенном воспроизводстве, все  возрастающей наукоемкостью экономического прогресса.

В ходе анализа  выявлено, что одним из недостатков, свойственных российской экономике  до начала рыночных реформ, был излишний уклон научных исследований и  технических разработок в сторону  оборонной промышленности, при очень  слабой наукоемкости потребительской сферы.

Экономические потрясения, выпавшие на долю России при  смене политического режима и  в результате экономических реформ 90-х годов, привели к резкому  снижению объема производства. При  этом наибольший спад пришелся на высокотехнологичное производство. Характеризуя современное состояние высокотехнологического комплекса России, можно сделать вывод о слабой инновационной активности промышленных организаций, их низкой конкурентоспособности.

Рисунок 1 - Доля инновационно-активных промышленных предприятий в 1989-2006 гг. (%)

Важнейшей характеристикой  жизнеспособности экономики в современных  условиях является состояние и результативность науки, передовых технологий, технологической  базы. По этим показателям Россия заметно  отстает от многих стран (рисунок 2).

Рисунок 2 – Удельные веса стран  в показателях мировой науки

Как показали исследования, состояние в научно-технической  сфере не позволяет России конкурировать  на ряде мировых рынков наукоемкой продукции, масштаб присутствия  России здесь является более чем скромным. Во многих отраслях промышленности отечественная продукция является неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.

Таблица 1 - Позиция  отраслей российской промышленности на мировом рынке

Позиция на рынках Отрасли промышленности
Сильные на внешних рынках Нефтяная промышленность

Газодобывающая

Металлургия

Базовые химические и нефтехимические производства

ОПК (военная  авиация, средства ПВО, судостроение)

Слабые  на внешних и внутренних рынках, при сильных позициях зарубежных конкурентов Электротехника 

Станкостроение

Приборостроение

Автомобилестроение 

Строительно-дорожное машиностроение

Фармацевтика

При этом место  России в мировых инновационных  процессах пока не соответствует  имеющемуся в стране потенциалу. Россия имеет конкурентные преимущества в виде обширной ресурсной и территориальной базы,  высокого интеллектуального и образовательного уровня, научно-технических заделов в реализации примерно 12 макротехнологий из числа определяющих потенциал развитых стран. 

Как показывает зарубежный опыт, одной из важных движущих сил,  определяющих инновационное  развитие промышленности, является процесс  выбора приоритетов. Определение государством списка приоритетных направлений связано, прежде всего, с теми производственно-технологическими направлениями развития экономики, которые рассматриваются на этом этапе развития как определяющие для технической и технологической модернизации экономики.

К числу приоритетных направлений развития науки и  техники Российской Федерации наряду с фундаментальными исследованиями отнесены семь направлений, в целом соответствующих мировым тенденциям: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.

При этом  государство  декларирует три группы приоритетов: критические, прорывные и социально-ориентированные  приоритеты. В тоже время правительство  не акцентирует внимание на тех приоритетных технологиях, которые должны осуществить прорыв на мировой рынок высоких технологий. В связи с этим особенно актуальным является вопрос выявления прорывных технологий и производств.

Под прорывными  технологиями понимаются  технологии, основывающиеся на  научных открытиях, исследованиях и изобретениях, внедрение и развитие которых ведет к новому качественному уровню в различных сферах деятельности: научно-технологической, экономической, социальной, экологической. Это в первую очередь наукоемкие технологии нового поколения, которые способствуют приумножению научного потенциала, значительному увеличению эффективности национальной экономики, обеспечивают снижение энергоемкости и ресурсоемкости и повышение конкурентоспособности создаваемой  продукции. Прорывные производства основываются на технологиях,  позволяющих производить новую конкурентоспособную продукцию, как для внутреннего, так и для внешнего рынков.

Таким образом, для улучшения инновационной  сферы важно не только развивать  существующие достижения в высокотехнологичном комплексе России, но и выявлять прорывные производства, благодаря которым возможен переход России в стадию подъема на основе увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий.  
 

§3.Стратегические приоритеты и этапы научно-технического развития.

14 сентября 2006 года Постановлением Правительства  РФ № 563 создана Правительственная  комиссия по вопросам развития  промышленности и технологий. Появление  данного органа вполне логично  ввиду проведенных за последние  2 года масштабных изменений, главным образом, в плане организации инновационных процессов в РФ (появление государственных и смешанных фондов (венчурных, инвестиционных), способствующих внедрению научных разработок, создание особых экономических зон технико-внедренческого типа и т.п.). Главной задачей новой комиссии является «обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики по вопросам, касающимся увеличения темпов экономического роста, диверсификации структуры промышленного производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, развития научно-технического и инновационного потенциала страны, качественного изменения структуры экспорта».

Создание  комиссии, а также широкий круг вопросов, касающихся сферы науки и инноваций, входящий в ее компетенцию, свидетельствует о намерении Правительства качественно изменить структуру российской экономики, сделав развитие высокотехнологичных отраслей основой экономического роста государства. «По замыслу Минэкономразвития, доля «новой экономики» (связь, электроника, IT, точное машиностроение, космические разработки, авиа- и судостроение) должна вырасти с нынешних 5,6% ВВП до 8-10% в 2009-2010 годах». На сегодняшний день основную долю в ВВП России составляют такие отрасли, как топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, металлообработка.

Российская  академия наук является независимой  некоммерческой организацией, имеющей  государственный статус. Главным  образом РАН занимается проведением фундаментальных исследований в различных областях знаний. При этом при РАН существуют фонды, содействующие реализации наиболее перспективных научных разработок. Это Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В условиях необходимости сохранения целостности государства и стабилизации экономики в первой половине 90-х годов XX века создание этих фондов явилось единственной мерой, предпринятой для поддержки проводимых научных исследований и для содействия внедрению их результатов.

РФФИ  был образован Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 года № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ». Фонд «финансируется из государственного бюджета и поддерживает ученых на безвозвратной основе». Одним из важных направлений в работе РФФИ является создание баз данных по научным разработкам и предоставление информации о них заинтересованным сторонам. РГНФ выделился из состава РФФИ в 1994 году. Главные задачи фонда — «поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний об обществе». Финансируется РГНФ за счет ассигнований в размере 0,5% от средств из федерального бюджета, направляемых на развитие науки. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован 3 февраля 1994 года. Начиная с 2001 года, его размер финансирования вырос с 0,5 до 1,5% средств, направляемых на науку из федерального бюджета. Фонд оказывает финансовую поддержку высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. Финансирование проектов осуществляется на паритетной основе с малыми инновационными предприятиями. Отбор проектов, поддерживаемых фондами РАН, проводится на конкурсной основе.

Другим  не менее важным органом сферы  науки и инноваций ввиду последних  изменений является Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), которое  сосредотачивает внимание на этапе  внедрения разработок, осуществляя инвестирование в инновационные проекты. В рамках МЭРТ недавно образовано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, которое также занимается Инвестиционным фондом РФ. Среди уже созданных и создаваемых типов особых экономических зон (ОЭЗ) в рамках рассматриваемой нами темы важно выделить технико-внедренческие ОЭЗ. К настоящему моменту созданы четыре таких зоны в различных субъектах РФ, имеющие свою специализацию:

§ в  Дубне — исследования в области  ядерных технологий;

§ в  Зеленограде — микроэлектроника;

§ в  Санкт-Петербурге — информационные технологии;

§ в  Томске — новые материалы.

Целью создания ОЭЗ технико-внедренческого типа является государственная поддержка  инновационных предприятий путем  предоставления резидентам ОЭЗ налоговых льгот и упрощения таможенного режима. При этом государство берет на себя обязательство по строительству инфрастуктуры ОЭЗ. Порядок финансирования создания ОЭЗ устанавливается Соглашением между Правительством РФ в лице МЭРТ, субъектом РФ и администрацией города, на территории которого создана ОЭЗ. Необходимо отметить, что срок действия ОЭЗ составляет 20 лет. Основное требование, которое предъявляется к компаниям, которые желают стать резидентами технико-внедренческой ОЭЗ, — технико-внедренческий характер их деятельности на территории такой ОЭЗ. Весной 2006 года начался прием заявок от компаний, изъявивших намерение стать резидентами данных ОЭЗ, однако, вопреки ожиданиям федеральных и стараниям местных властей, в ОЭЗ технико-внедренческого типа сейчас зарегистрировано лишь 7 резидентов.

Другой мерой  государства, направленной на качественное изменение структуры экономики  России должен стать Инвестиционный фонд РФ. Он является одним из объектов государственной поддержки при  реализации инвестиционных проектов.

В свою очередь, для инвестирования именно в инновационные  проекты, совсем недавно было создано  ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»). Интересно, что создание компании финансируется за счет средств  Инвестиционного фонда РФ. При  этом в Положении об Инвестиционном фонде РФ четко определены критерии, которым должны соответствовать проекты, претендующие на финансирование за счет средств фонда. ОАО «РВК» не соответствует данным критериям. В частности, это касается необходимости прохождения процедуры отбора проектов, предоставления 25% средств, необходимых для реализации проекта, участвующими в нем коммерческими организациями.

Через ОАО «РВК»  планируется создать 10-12 региональных венчурных фондов в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), 49% паев которых будет принадлежать государству. На сегодняшний день официально созданы и определены управляющие компании пяти региональных венчурных фондов в Москве, республике Татарстан, Пермском крае, Красноярском крае, Томской области. На эти цели из федерального бюджета выделяется 1020 млн. рублей.

Цель, которую  ставит перед собой Правительство, реализуя данные меры, — создание венчурной  индустрии в России для реализации приоритетных инновационных проектов путем привлечения частного капитала, так как это наиболее выгодный инструмент для поддержки идей малых инновационных предприятий. Однако условия функционирования фондов (высокий уровень контроля ЗПИФ со стороны ФСФР, жесткие требования к управляющей компании, в частности, продолжительный срок ее функционирования на данном рынке в России, ориентация МЭРТ на стабильную, невысокую норму доходности) скорее свидетельствуют о намерении Правительства развивать инвестиционные проекты, реализуемые стабильными российскими компаниями. Поэтому необходимо четко разграничивать обычные и венчурные инвестиции и способствовать развитию первых, если государство стремится получить значительный экономический эффект от инноваций.

Одна из отраслей, на которую Правительство делает ставку, создавая «новую» экономику, — отрасль информационных технологий. Это понятно, ввиду темпов роста, демонстрируемых в последнее время как мировой, так и отечественной IT-отраслью. С другой стороны, организация компаний данной отрасли не требует значительных вложений государственного и частного капитала, к тому же уже на данном этапе имеются российские компании, известные на мировом рынке. Примером может служить Компания «Лаборатория Касперского». Сегодня это «международная группа компаний с центральным офисом в Москве и представительствами в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии, Румынии, Японии, Южной Корее, Нидерландах и Польше. Партнерская сеть Компании объединяет более 500 компаний более чем в 60 странах мира».

Информация о работе Роль инноваций в экономике России