Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:13, реферат
Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень технологии, восприимчивость к новым технологическим системам, наличие трудовых ресурсов, их образовательные и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование
к инновациям и внедрению современных
технологий в экономику. 4
§1. Роль науки и инноваций. 4
§2. Основные цели и задачи
научно-технического развития. 6
§3.Стратегические приоритеты
и этапы научно-технического развития. 8
Глава II. Применение науки для
развития и стабилизации экономики. 13
§1. Роль государства в развитии
научно-технической сферы.
Современная ситуация. 13
§2. Направление государственной
научно-технической политики
на среднесрочный период. 16
Заключение 20
Список литературы
В частности, в законопроекте «О передаче технологий» предлагается установить порядок и условия, определяющие особенности распоряжения правами на технологии, принадлежащие Российской Федерации, обеспечение практического применения (внедрения) технологий. Закон восполнит пробелы правового регулирования отношений, связанных с экспортом гражданских технологий, а также с передачей прав на технологии, принадлежащие Российской Федерации.
Актуальной является проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.
В качестве одного из инструментов решения проблемы разработан проект федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
Целью
Программы является обеспечение
структурных преобразований государственного
сектора науки и высшего
В технологической сфере основной проблемой, требующей решения, является дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и со стороны предложения – стимулирование исследовательских и конструкторских организаций.
Меры по стимулированию технологической модернизации экономики лежат не только в русле собственно научной или инновационной политики, но затрагивают другие блоки, такие как промышленная политика, политика в области стандартов и регламентов, налоговая политика, политика в области внешней торговли и т.д.
В настоящее время различные стимулирующие меры «разбросаны» по разным целевым программам, отраслевым стратегиям, по различным ведомствам. Целесообразно объединить и в определенной степени упорядочить принимаемые решения, создать инструменты более эффективной координации усилий различных ведомств.
Первым
шагом должны стать принципы «мягкой»
координации, взаимного обмена информацией,
создание единых методологических и методических
подходов к проблемам совершенствования
технологий, создании системы мониторинга
результатов и формирование на этой основе
Программы технологической модернизации.
Заключение
Существует распространенное заблуждение о тождественности экономики знаний и инновационной экономики. На самом деле первая больше второй на величину производимых знаний: инновационная экономика может строиться вообще на заемных знаниях, тогда как экономика знаний обеспечивает ими сначала свою страну со всеми вытекающими долгосрочными конкурентными преимуществами. Инновационная экономика ограничивается тем, что делает ставку не на производство инноваций, а на их внедрение в производство. Это немедленно сужает проблему до темпов научно-технического прогресса производства. Однако успешное внедрение иностранного знания сохраняет опасность внешней зависимости национальной экономики от такого знания. Опт многих стран показывает, что нам сегодня необходимо сознательно строить сразу высшую ступень инновационной экономики - экономику знаний. В такой экономике производство знаний не только предшествует внедрению, а является в ряде случаев экономически самодостаточным явлением: созданные инновации можно продавать и как товары. Тогда как купленные инновации годятся только для внедрения их в производство, имея перспективу бесконечных трат на приобретение новых инноваций.
Переход в экономику знаний мешает рутинная организация и раздробленная система создания инноваций конкурирующими за бюджетные средства отрядами ученых – академическими, отраслевыми и вузовскими. Экономика знаний требует иной организации производства. Поскольку все производство страны поднять в одночасье на инновационный уровень невозможно, то лучше применить точечную инновационную стимуляцию экономического взлета, когда ресурсы концентрируются в направлении главного научного прорыва.
Главный урок мирового
опыта: выход из кризиса можно и нужно
превратить в резкий подъем производства
на базе принципиальной организационно-структурной
перестройки экономики. Кризис – это не
только угроза, это еще и шанс быстрого
прорыва в будущее. Мы должны воспользоваться
свалившимся на наши головы шансом и в
короткие сроки воздвигнуть конструкции
экономики знаний, где решающую роль играют
инновации.
Список
литературы