Роль международных резервова в монетарной политике. Межстрановое сравнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – проанализировать значение международных резервов стран БРИК и стран G7, а также их динамику, структуру и управление.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать сущность понятия монетарная политика, инструменты монетарной политики;
рассмотреть направления монетарной политики;
исследовать сущность понятия международные резервы;
рассмотреть составляющие международных резервов и процесс управления международными резервами;
проанализировать динамику международных резервов стран БРИК и G7;
проанализировать динамику международных резервов РФ некоторых других стран в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1. Монетарная политика. Сущность, инструменты 5
1.2. Направления монетарной политики 6
1.3. Международные резервы 6
1.4. Роль международных резервов в период валютного кризиса 11
ГЛАВА 2 18
2.1. Анализ международных резервов стран БРИК и G7 18
2.2. Причины глобального экономического кризиса 2008-2009 гг 22
2.3. Динамика золотовалютных резервов России и ряда других стран и в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)

      Финансовые  требования Банка России и Правительства  Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, не включаются в состав международных  резервов Российской Федерации.

      Специальные права заимствования (СДР) – международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Фонде.

      Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ).

      Монетарное  золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки, монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. 9

      Управление  резервами — это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных  активов государственного сектора  в распоряжении соответствующих  органов и осуществление контроля за ними для решения определенного круга задач, стоящих перед государством. Такому органу, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно хранение официальных валютных резервов направлено на выполнение ряда задач, которыми являются:

    • поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты;
    • ограничение внешней уязвимости путем хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;
    • внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;
    • демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;
    • оказание помощи Правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;
    • поддержка в случае национальной катастрофы или в чрезвычайных обстоятельствах.10
    1. Роль международных резервов в период валютного кризиса

      Резкое  падение обменного курса и  истощение валютных резервов являются основными признаками кризиса. В  литературе под валютным кризисом, как правило, понимается падение курса национальной валюты на 25-30% и более за несколько месяцев и такое же резкое сокращение валютных резервов.

      Рассмотрим  роль международных резервов  в  период кризиса в рамках платежного баланса и государственной задолженности.

      Валютные  резервы – накопленные страной запасы иностранной валюты, которыми располагает центральный банк и финансовые органы страны, предназначенные для международных расчетов и регулирования внутреннего валютного рынка. В валютные резервы включают также золотой запас страны и другие возможные источники получения иностранной валюты.11

    Валютные  резервы используются главным образом для регулирования внешних расчетов, покрытия дефицита платежного баланса и стабилизации валютного курса на валютных рынках. Для покрытия дефицита платежного баланса обычно используются резервы иностранной валюты, однако эта возможность ограничена из-за неравномерности распределения валютных резервов.

      В большинстве стран мира основу  валютных резервов по-прежнему составляют доллары США. Также к основным резервным валютами относятся евро, английский фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк. Мировая практика показывает, что мотивы центральных банков включения той или иной валюты в состав золотовалютных резервов может быть самой разнообразной.

        Платежный баланс – это статистический документ, отражающий движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода.12

      Платежный баланс (ПБ) состоит из трех основных групп счетов: счета текущих операций, счета движения капитала и счет резервов ЦБ. Операции, приводящие к притоку иностранной валюты в страну, учитываются в кредитовой части ПБ. Операции, приводящие к оттоку иностранной валюты из страны, учитываются в дебетовой части ПБ.

      Счета текущих операций включают в себя:

    • экспорт (кредит) и импорт (дебет) товаров;
    • экспорт (кредит) и импорт (дебет) услуг;
    • доход от международных (кредит) и иностранных (дебет) инвестиций;
    • оплата труда резидентам за границей (кредит) и иностранцам (дебет);
    • односторонние трансферты в страну (кредит) и из страны (дебет).

      Счета движения капитала включают в себя:

    • счет операций с капиталом;  
    • капитальные трансферты полученные (кредит) и выплаченные (дебет); 
    • финансовый счет;
    • прямые иностранные (кредит) и международные (дебет) инвестиции;
    • портфельные иностранные (кредит) и международные (дебет) инвестиции;
    • прочие инвестиции (наличная иностранная валюта, остатки на текущих счетах и депозитах, торговые кредиты и авансы, просроченная задолженность, и т.д.)

      Счет  резервов ЦБ учитывает:

    • изменение резервных активов ЦБ;
    • золото;
    • специальные права заимствования (Special Drawing Rights) SDR;
    • иностранная валюта.13

      Кризис платежного баланса происходит, когда Центральный банк фиксирует курс валюты на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Если, к примеру, расширение денежной массы в данной стране идет быстрее, чем в других, то спрос на валюту будет превышать ее предложение, так как цены в данной стране будут повышаться по сравнению с мировыми, в результате чего будет невыгоден экспорт и выгоден импорт. Возможности поддержания фиксированного курса в такой ситуации определяются только величиной валютных резервов Центрального банка.

        Если у экономических агентов  появляется недоверие к возможности  центрального банка удерживать  курс на заданном уровне, то  они будут ожидать девальвацию  национальной валюты. Это приведет  к сдвигу кривой доходности  по иностранным активам (выраженным в единицах национально валюты) вправо и давлению на курс рубля в сторону понижения. В этих условиях центральный банк будет сдерживать курс на прежнем уровне, продавая иностранные активы. Когда давление на национальную валюту сохраняется достаточно долго, снижение международных резервов заставляет центральный банк отказаться от поддержания национальной валюты, что приводит к резкой девальвации.

      Рассмотрим  механизм, связывающий бюджетные дефициты с дефицитами по балансу текущих операций. Монетизация бюджетных дефицитов, т.е. их погашение за счет денежной эмиссии, ведет к инфляции, ухудшению условий торговли (из-за более быстрого роста внутренних цен) и дефициту по балансу текущих операций. Стандартными рекомендациями в таком случае являются сокращение бюджетного дефицита и ужесточение монетарной политики.

        Кризис платежного баланса может  произойти и без бюджетных  дефицитов: если темпы роста  цен в данной стране выше, чем  в других странах – торговых  партнерах (из-за инфляции издержек  или из-за либеральной монетарной политики), условия торговли и платежный баланс по текущим операциям ухудшаются, что рано или поздно должно привести к подрыву валютного курса.

        Основные черты этого типа  кризиса прослеживались в России  до 1998 года. Переоцененный с конца 1995 года (вскоре после введения валютного коридора) рубль подорвал конкурентоспособность экспорта (с 1997 года его рост прекратился) и ухудшил баланс текущих операций (он стал отрицательным в первой половине 1998 года), что привело к оттоку капитала в ожидании девальвации. Валютные резервы, бывшие и до кризиса не такими уж значительными (15 млрд долл. в начале 1998 г.), стали снижаться, четырехмиллиардный кредит МВФ, выданный в июле и целиком направленный на пополнение резервов, был почти полностью израсходован за четыре недели, и вынужденная девальвация все-таки была осуществлена 17 августа.

      Кризис  государственной задолженности  происходит из-за чрезмерного накопления государственного долга, когда у  инвесторов возникают сомнения в  способности правительства обслуживать свою задолженность. Потеря доверия к государству-заемщику вызывает стремление кредиторов вернуть свои вложения досрочно, что равносильно атаке на валюту и может привести к истощению резервов и валютному кризису.14

        Необходимо различать кризисы, вызванные чрезмерным ростом внешнего и внутреннего долга государства.

      Внешний государственный  долг – суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, т. е. общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в текущем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.

      Внутренний  государственный  долг – внутренняя задолженность государства банкам, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, в связи с выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия подлежащих возврату вкладов в государственных банках.15

        Если долг номинирован в иностранной валюте, связь с валютным кризисом очевидна: отток капитала в ожидании дефолта ведет к истощению резервов и девальвации. Если же обязательства правительства номинированы в национальной валюте, то инвесторы, беспокоясь о финансировании дефицита бюджета за счет сеньоража16 (что может привести к инфляции), переводят свои вложения из национальной валюты в иностранную, ускоряя тем самым девальвацию.

        Решающим фактором в таком  типе кризиса оказываются выгоды и издержки отказа от твердого курса: как только инвесторы убеждаются в том, что выгоды от девальвации для правительства (в виде обесценения долга, номинированного в национальной валюте) перевешивают издержки (рост цен, повышение стоимости обслуживания долга), они атакуют валюту, вызывая кризис. Кризис задолженности частных заемщиков, вызванный чрезмерным увеличением внешнего долга частных фирм и банков, может произойти даже когда с государственной задолженностью все в порядке. С таким кризисом столкнулись многие азиатские страны в 1997 – 1998 гг., и Индонезия является самым характерным примером. Непосредственно перед кризисом 50% всего индонезийского внешнего долга приходилось на частный сектор (конгломераты – объединения частных нефинансовых фирм), причем 79% этого долга падало на заимствования частных корпораций, а не банковской системы.

        При этом валютный кризис в  азиатских странах произошел  на фоне благоприятной макроэкономической  ситуации: высокая норма сбережений, значительный экономический рост, низкая инфляция, почти полное отсутствие бюджетных дефицитов и умеренная государственная задолженность. Как и в предыдущем случае, здесь можно различать кризис, вызванный накоплением внутренней и внешней задолженности частного сектора и банков. Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальной валюте. Это чревато банковским кризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастет, и потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов.

        Важным условием превращения  внутринационального кризиса частной задолженности в валютный является либерализация движения капитала в страну и особенно из страны, или высокая степень конвертируемости валюты по капитальным операциям. Одновременное ослабление ограничений в этих двух сферах известно под названием «двойная либерализация». Под такой либерализацией понимается снятие ограничений, с одной стороны, на деятельность национальных финансовых институтов, а с другой – на конвертируемость валюты по капитальным операциям.

Информация о работе Роль международных резервова в монетарной политике. Межстрановое сравнение