Роль международных резервова в монетарной политике. Межстрановое сравнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – проанализировать значение международных резервов стран БРИК и стран G7, а также их динамику, структуру и управление.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать сущность понятия монетарная политика, инструменты монетарной политики;
рассмотреть направления монетарной политики;
исследовать сущность понятия международные резервы;
рассмотреть составляющие международных резервов и процесс управления международными резервами;
проанализировать динамику международных резервов стран БРИК и G7;
проанализировать динамику международных резервов РФ некоторых других стран в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1. Монетарная политика. Сущность, инструменты 5
1.2. Направления монетарной политики 6
1.3. Международные резервы 6
1.4. Роль международных резервов в период валютного кризиса 11
ГЛАВА 2 18
2.1. Анализ международных резервов стран БРИК и G7 18
2.2. Причины глобального экономического кризиса 2008-2009 гг 22
2.3. Динамика золотовалютных резервов России и ряда других стран и в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)

        При слабости национальной банковской системы и набеге вкладчиков на банки у последних, как отмечалось, возникает желание перевести свои сбережения в валютные финансовые инструменты из-за недоверия к национальной валюте, даже если никаких проблем с обслуживанием внешнего долга не возникает. При отсутствии ограничений на вывоз капитала финансовые активы, номинированные в национальной валюте, будут переводиться в иностранные активы, так что внутригосударственный банковский кризис может перерасти в валютный.

        В Таиланде, например, девальвация бата в июле 1997 года произошла в момент, когда валютные резервы, составлявшие 31 млрд долл., сократились до 1.4 млрд долл., а в год, предшествующий кризису, дефицит по балансу текущих операций составил более 8% ВВП, что по международным стандартам является очень высоким показателем. Поэтому на первый взгляд можно было бы предположить, что валютный кризис в Таиланде был результатом только фиксации обменного курса на уровне, несовместимом с другими ориентирами макроэкономической политики.

        Однако повышение реального курса  бата было незначительным и  не могло объяснить глубины  таиландского кризиса, хотя сам  факт поддержания фиксированного  курса внес свой вклад в  кризис. Дело в том, что обязательство  центрального банка поддерживать фиксированный обменный курс воспринимается международными инвесторами как определенная гарантия от риска девальвации. А эта гарантия, в свою очередь, способствовала и разрастанию внутренних долгов, ослабивших национальную кредитную систему, и росту внешней задолженности частного сектора.

        Так, значительный дефицит бюджета  при фиксированном валютном курсе  является одним из примеров  несогласованности макроэкономической  политики и режима валютного  курса. Во многих развивающихся  странах дефицит бюджета финансируется полностью или частично путем эмиссии денег. Как известно, в реальном выражении правительство, кроме долговых заимствований и эмиссии денег, получает еще один важный источник финансирования бюджетного дефицита – инфляционный налог. Если для этого необходима слишком высокая инфляция, то это может привести к тому, что цены неторгового сектора начнут расти быстрее, чем цены торгового сектора. Тогда реальный валютный курс будет снижаться, что означает удорожание (укрепление) национальной валюты. Продолжительное укрепление может привести к завышению стоимости национальной валюты. Это, в свою очередь, приведет к росту импорта и сокращению экспорта и, следовательно, к дефициту (или сокращению излишка) торгового баланса, сокращению золотовалютных резервов и росту внешних заимствований свыше долгосрочного равновесного уровня, а в последствие, к девальвационному кризису.17

ГЛАВА 2

    1. Анализ международных резервов стран БРИК и G7

      Для анализа были выбраны 2 группы стран: страны БРИК и страны G7–«большой семерки». Данные представлены в виде долларов США, поскольку статистические данные представлены в этой валюте. Для анализа были использованы данные Росстата, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда, а также Центрального Банка Российской Федерации. Состояние международных резервов данных стран оценивалось при помощи таких показателей, как объем импорта, наличие или же отсутствие дефицита бюджета и сумма, составляющая внешний долг.

      Как уже было сказано ранее, существует несколько методов определения  оптимального размера золотовалютных запасов.

    • согласно концепции МВФ, количество золотовалютных запасов должно составлять объем трехмесячного импорта страны;
    • объёмы резервов должны составлять объем трехмесячного импорта страны плюс выплаты по внешним государственным заимствованиям страны;
    • резервы должны покрывать годовой объём внешнего долга.

      При этом примем к сведению, что золотовалютный запас должен составлять не менее 8% ВВП, позволять государству обходиться без внешних заимствований в течение года и быть достаточным для предотвращения резких девальваций и ревальваций национальной валюты.

      Анализ  данных таблицы 1 показывает, что большинство стран G7, за исключением Италии и Японии, не способно покрыть объем импорта в течение трех месяцев за счет имеющихся объемов золотовалютных резервов. И напротив, в развивающихся странах БРИК достаточность резервов в несколько раз выше порогового показателя. Это является знаком того, что таким крупнейшим экономикам, как Германия и Франция, нужно срочно принять меры по сокращению государственных задолженностей. 

      Таблица 1

      Соотношение золотовалютных резервов и объёмов импорта 

      Годовой объем импорта (млрд. долл) Трехмесячный  объем импорта (млрд. долл) Объем золотовалютных резервов/трехмесячный объем импорта (%%)
    Страны БРИК
    Бразилия 136 34 6,59
    Россия 197 49 7,49
    Индия 232 58 4,84
    Китай 922 231 9,85
    Страны G7
    Германия 1022 256 0,69
    Италия 359 90 1,45
    Канада 305 76 0,73
    Великобритания 474 119 0,56
    США 1445 361 0,37
    Япония 491 123 8,58
    Франция 532 133 0,64
 

      Теперь рассмотрим состояние золотовалютных резервов с точки зрения государственных  долгов и обратимся к таблице 2: 

      Таблица 2

        Соотношение золотовалютных  резервов и государственных  долгов 

Страны  БРИК
  Золотовалютные  резервы млрд. долл.) Долговые  обязательства (млрд. долл) Долговые  обязательства/золотовалютные активы
Бразилия 224,2 216 0,96
Россия 411,7 478 1,16
Индия 280,7 232 0,83
Китай 2270 347 0,15
Страны G7
Германия 176 5028 28,6
Италия 130 1854 14,3
Канада 56,2 833 14,8
Великобритания 65,74 9088 138,2
США 134 13450 100,4
Франция 85,4 5021 58,8
Япония 1053 2132 2
 

      Из  таблицы видно, что долговые обязательства всех стран БРИК, за исключением России, меньше их золотовалютного запаса. Очевидно, что лидером в данном случае является Китай, резервы которого в 6,5 раз превышают внешний долг государства.

      Что же касается долговых обязательств стран «большой семерки», мы видим, что они во много превышают имеющиеся на сегодняшний момент резервы. Более того, достаточно тяжелая ситуация наблюдается в США и Великобритании, где внешний долг стран превышает объем золотовалютных резервов соответственно в 100 и 138 раз. Что же, ситуация выглядит весьма не «безоблачной». Более того, в поведении США наблюдается наращивание долга, а это ещё больше отягощает финансовое положение страны.

      Теперь  сопоставим золотовалютные резервы  и ВВП. По таблице 3 видно, что среди развитых стран лишь Япония обладает достаточными резервами, а среди стран БРИК достаточность резервов вполне очевидна. 
 
 

      Таблица 3

      Соотношение золотовалютных резервов и ВВП

Страны  БРИК
  ВВП (млрд. долл) Золотовалютные  резервы на 3 кв. 2009 года (млрд. долл) Размер  золотовалютных запасов  по отношению к  ВВП (%%)
Бразилия 1782 224,2 15,1
Россия 1255 411,7 32,8
Индия 1243 280,7 22,6
Китай 4758 2270 47,7
Страны G7
Германия 3235 176 5,4
Италия 2090 130 6,2
Канада 1319 56,2 4,3
Великобритания 2198 65,74 3
США 14270 134 0,9
Франция 2635 85,4 3,2
Япония 5049 1053 20,9
 

      Как было сказано ранее, золотовалютные резервы, являются и инструментом покрытия дефицита бюджета. Вполне очевидно, достаточный объем резервов позволяет пользоваться внешними заимствованиями на более выгодных условиях и более длительный срок.

      Итак, как мы видим из таблицы 4, если в  странах БРИК ситуация с дефицитом  бюджета благополучна, то в развитых странах она достигает критического уровня.

      Таблица 4

        Соотношение золотовалютных  резервов и дефицита  бюджета. 

Страны  БРИК
  Дефицит бюджета (млрд. долл) Золотовалютные  резервы на 3 кв. 2009 года (млрд. долл) Объемы  недостающих резервов (млрд. долл)
Бразилия   224,2  
Россия 102 411,7  
Индия 100 280,7  
Китай 165 2270  
Страны G7
Германия 142 176  
Италия 108 130  
Канада 32 56,2  
Великобритания 312 65,74 -246,26
США 1701 134 -1567
Франция 216 85,4 -130,6
Япония 383 1053  

      Более того, эта критичность касается и  самих стран БРИК, поскольку большая часть международных резервов этих стран хранится в долларах и евро. И любой кризис в Европе или США обесценит эти резервы. Возникает вопрос, как не допустить этого? И ответ на этот вопрос весьма очевиден. Странам БРИК нужно стимулировать внутреннее потребление. Конечно, они снизят свои темпы роста, но получат новые стимулы внутреннего развития, менее зависимые от внешнего. 18

    1. Причины глобального экономического кризиса 2008-2009 гг

Информация о работе Роль международных резервова в монетарной политике. Межстрановое сравнение