Роль спроса на деньги в монетарной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации экономической системы. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Меняется только то, в каких пропорциях они используются. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи какого-либо общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ. 5

Представления о денежно-кредитной политике разными 6 экономическими школами.
Цели и задачи монетарной политики. 7
1.3. Участие Центрального Банка в монетарной политике. 9

ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС 12

СПРОС НА ДЕНЬГИ. ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ 14

3.1. Подходы к определению спроса на деньги 14
3.2. Спрос на деньги в монетарной политике 16
3.2.1.Спрос на деньги для сделок 17
3.2.2.Спрос на деньги со стороны активов 18
3.2.3.Общий спрос на деньги 19

4. РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая роль спроса.docx

— 151.24 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра банковской и финансовой экономики

 

 

 

 

 

 

                                                 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Не тему: Роль спроса на деньги в монетарной политике

 

 

 

 

Студентки 2 курса                                                                  М.О.Шемоняева

дневного  отделения                

«Финансы и кредит»                                    

 

 

Научный руководитель                                                          Д.Э. Крук

Старший преподаватель                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск-2011 г.

 

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

 

      ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

 

  1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ  ПОЛИТИКА СУЩНОСТЬ  И       ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ.                                                                                 5

 

    1. Представления о денежно-кредитной  политике разными                 6 экономическими школами.
    2. Цели и задачи монетарной политики.                                           7

           1.3. Участие   Центрального Банка  в монетарной политике.               9

 

  1. ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС 12

 

  1. СПРОС НА ДЕНЬГИ. ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ            14

 

     3.1. Подходы к определению спроса на деньги                                   14

    3.2. Спрос на деньги в монетарной политике                                     16

           3.2.1.Спрос на деньги для сделок                                                   17

           3.2.2.Спрос на деньги со стороны  активов                                  18

       3.2.3.Общий спрос на деньги                                                          19

 

4. РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ

    БЕЛАРУСЬ                                                                                                    20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         23

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    25

 

      ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                          26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации экономической системы. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Меняется только то, в каких пропорциях они используются. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи какого-либо общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной  экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она  различается по масштабам, формам и  методам воздействия государства  на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое  вмешательство государства в  экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами  объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества.

Независимо от специфики  экономического, культурного, национально-исторического  развития разных стран, в которых  более или менее успешно функционирует  смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая  роль государства в них может  быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

  • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
  • поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
  • перераспределение выгод и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;
  • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального товара;
  • стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
  • предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной  стороны, направлены на поддержание  и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой - на корректировку  и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию  ее негативных сторон. Таким образом, экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

Как известно, существуют две  группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается  в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Финансовые и кредитные  методы государственного регулирования  экономики при их рассмотрении в  комплексе образуют денежно-кредитную (монетарную) политику государства. Под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и займа, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данной проблемы посвящена эта курсовая работа.

В данной курсовой работе я  ставлю перед собой цель рассмотреть  подробно сущность и функционирование монетарной политики, влияние на нее  государства; спрос на деньги и его  место в монетарной политике; и  последняя часть работы будет  посвящена развитию монетарной политики в Республике Беларусь.

В экономической литературе реальный спрос на деньги определяется как спрос на реальные денежные остатки. Так например, британский экономист  Дж. М. Кейнс и американский экономист  М. Фридман считали, что для людей  важно не количество денег, находящееся  на руках, а то, сколько товаров  можно приобрести на это количество денег, то есть для людей важна  реальная покупательная способность  денег. Например. Если человек увеличивает  средний запас хранимых на руках  наличных денег в связи с увеличением  количества потребляемых им продукции, работ, услуг, то его реальный спрос  на деньги возрастает. Если же он делает это для того, чтобы компенсировать рост цен на потребляемые им продукцию, работы и услуги (оставив количество их потребления без изменения), то его реальный спрос на деньги не изменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ .

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства  на экономику. Она базируется на теоретические представления экономистов о роли денег в экономике и их влияние на основные макроэкономические параметры: рост, занятость, уровень цен, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор в процессе воспроизводства, а сама теория стала неотъемлемой частью макроанализа. [5]                                                   

Теоретической основой денежно-кредитной  политики служит теория современного монетаризма. Она представляет некое соединение кейнсианских и неоклассических идей и представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели. Основные положения современного монетаризма можно резюмировать следующим образом:

  • «Деньги важны», они находятся в экономике и играют в ней  важную роль. Деньги - главный, центральный элемент экономической системы, который  определяет состояние  экономической конъюнктуры и весь ход процесса воспроизводства;
  • ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог успешного развития экономики;
  • поскольку спрос на деньги зависит от нескольких факторов и не подвержен значительным колебаниям, основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;
  • все нарушения макроэкономического равновесия – следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;
  • денежная масса – экзогенная (задаваемая извне) величина;
  • рыночная экономика способна саморегулироваться, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.
  • Налогово-бюджетная политика является неэффективной, и основное внимание должно уделаться на монетарной политике;
  • рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расти ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП». [12]                                                   

 

 

1.1.Представления о денежно-кредитной политике разными экономическими школами

 

Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике не одинаковы. Разногласия возникли из-за причин нестабильности совокупного  спроса; совокупного предложения; взаимосвязи  и взаимозависимости инфляции и  безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики.

Наиболее общим методом  кейнсианской школы стала концепция  активной макроэкономической политики государства. Она предназначена  для стабилизации внутренней нестабильности экономики.

В классической модели макроэкономическая политика государства более пассивна. Так, у классиков экономика внутри страны стабильна и сама приходит к состоянию долгосрочного равновесия с помощью саморегулирования. Инструментами “саморегулирования” являются: гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Классики утверждали, что государственное вмешательство в экономику усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть минимизировано. [4]

В кейнсианской модели основным уравнением макроэкономического тождества  является известное  всем уравнение (1) совокупных расходов:

                             Y = C + i + G + Xn                           (1)                                                        

В этом уравнении совокупные расходы  определяют величину номинального ВНП.

В классической модели основным уравнением равновесия экономики является уравнение  обмена (2):

                                       MV=PY                                  (2)

Здесь величина MV показывает совокупные расходы покупателей, а РY - общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВНП.

Оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике а следовательно взаимосвязаны.

В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная  по отношению к фискальной, так  как у денежно-кредитной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВНП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В классической же модели  изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос а значит и на номинальный ВНП.                                                        

Выше были рассмотрены  вкратце  мнения и положения основных экономических  школ

Информация о работе Роль спроса на деньги в монетарной политике