Роль спроса на деньги в монетарной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации экономической системы. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Меняется только то, в каких пропорциях они используются. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи какого-либо общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ. 5

Представления о денежно-кредитной политике разными 6 экономическими школами.
Цели и задачи монетарной политики. 7
1.3. Участие Центрального Банка в монетарной политике. 9

ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС 12

СПРОС НА ДЕНЬГИ. ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ 14

3.1. Подходы к определению спроса на деньги 14
3.2. Спрос на деньги в монетарной политике 16
3.2.1.Спрос на деньги для сделок 17
3.2.2.Спрос на деньги со стороны активов 18
3.2.3.Общий спрос на деньги 19

4. РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая роль спроса.docx

— 151.24 Кб (Скачать документ)

Равновесие на денежном рынке  достигается в точке пересечения  общего спроса на деньги и общего предложения  денег. [7]

 

 

 

 

 

 

5.РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Неотъемлемым компонентом  процесса развития экономической системы Республики Беларусь, совершенствования форм и методов государственного регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В последние годы его основными тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей и ориентиров, увеличение эффективности используемых инструментов денежно-кредитного регулирования, повышение прозрачности.

С 2000 г. этот процесс осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, пришедшим на смену ранее действовавшим законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и «О Национальном Банке Республики Беларусь». В 2006 году была принята редакция Банковского кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки  дальнейшего повышения эффективности денежно-кредитной политики.

Согласно ст. 4 Банковского  кодекса денежно-кредитная политика Республики Беларусь является составной  частью единой государственной экономической  политики. В соответствии с этим законодательно закрепленным принципом  выработка и осуществление мер  кредитно-денежной политики осуществляется Национальным Банком в тесном взаимодействии с Правительством Республики Беларусь в составе единого комплекса  скоординированных действий, направленных на достижение прогнозных параметров социально-экономического развития. [8]

Основным положением Указа  Президента РБ №597 от 19.11.2010 года является следующее:

Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного  экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности, и курса по отношению  к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и  безопасности функционирования платежной  системы.

В главе №3 данного указа  отмечены следующие прогнозные пункты:

-В 2011 году денежно–кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

-Приоритетная цель денежно–кредитной политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

-Применение и развитие инструментов денежно–кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.   -Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

-По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10% годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору: 11 — 13% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках: 9 — 11% годовых.

-Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты. Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

 
 -В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26%, рублевой денежной массы: 27 — 29%, широкой денежной массы: 25 — 28 %. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей.

Денежно–кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении  макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться  в соответствующих пропорциях.[13]

  Достижение этих целей рассматривается как основа для повышения уровня и качества жизни населения и служит определяющим моментом при разработке экономических программ и прогнозов. Учитывая, что одним из ключевых  условий  достижения поставленных целей  служит проведение  соответствующей монетарной политики, Национальный банк традиционно декларирует стратегическую направленность денежно-кредитной политики на достижение прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных приоритетов и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Первостепенное значение Национальный банк Республики Беларусь, как и большинство центральных  банков, придает обеспечению ценовой  стабильности. По этой причине в  качестве конечной цели монетарной политики, ежегодно фиксируемой Основными  направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, выступает  снижение уровня инфляции. При этом в целях повышения прозрачности ориентиров и формирования позитивных инфляционных ожиданий в Основных направлениях отражается конкретный целевой уровень, т. е. параметр снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, на предстоящий год.

Вместе  с  тем  с  учетом  ограниченности  механизма  воздействия  на  инфляцию  монетарными  инструментами для достижения конечной цели денежно-кредитной политики используется механизм, основанный на промежуточных  целевых ориентирах. Начиная с 2000 г. в качестве промежуточного ориентира  денежно-кредитной политики применяется  валютный курс. 

Таким  образом,  в  перспективе  сохранится  тесная  взаимосвязь  между  параллельно  развивающимися процессами укрепления банковского  сектора Республики Беларусь и совершенствования  денежно-кредитного регулирования  в рамках развития общеэкономического механизма. Взаимно дополняя друг друга, эти процессы  будут  содействовать  повышению  эффективности  денежно-кредитной  политики  и  экономическому росту  страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Монетарная политика, как уже выяснилось, имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного  механизма кредитно-денежной политики:

1) изменение величины  реального предложения денег  в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;

2) изменение ставки процента  на денежном рынке;

3) реакция совокупных  расходов (в особенности инвестиционных  расходов) на динамику ставки  процента;

4) изменение объема выпуска  в ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).

Целью данной курсовой работы было раскрытие понятий и закономерностей  последнего пункта вышеперечисленных  механизмов. Эта цель раскрыта и  изложена выше. В заключение можно  отметить, что обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности совокупного спроса к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода. Отметим также необходимость учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой AS.

Поддержание Центральным  Банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения  другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике  начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги (реальный ВНП - один из параметров спроса). При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение  денег. Но это приведет к падению  совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

  В зависимости от  вида обращаемых денег можно  выделить два основных типа  систем денежного обращения: 

а) системы обращения металлических  денег, когда в обращении находятся  полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все  функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

б) системы обращения кредитных  и бумажных денег, которые не могут  быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Воздействуя различными методами на объем денежной массы и возможности  кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через  ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Банкаускi вестнiк, красавiк 2002 «Реальный спрос на деньги: Проблемы его измерения и повышения»  стр. 6-11
  2. Грегори Мэнкью - «Принципы Экономики» стр. 699-707
  3. «Принципы экономики» 7 издание, авторы Karl Case, Ray Fair(самостоятельный перевод)
  4. курс лекций «ДКБ» Д.Э. Круг. Глава5  «Спрос на деньги»
  5. Курс лекций «Macroeconomics: an Introduction» глава №7, автор- Charles R. Nelson, интернет издание 2011 - http://www.econ.washington.edu/user/cnelson/Chap07.pdf (самостоятельный перевод)
  6. Макроэкономика, курс лекций - С.Г. СЕРЯКОВ, тема 10, глава1 «Спрос на деньги»
  7. Новикова         стр. 4-11
  8. Статья первого заместителя председателя Правления Национального банка РБ  Алымова Ю.М. «Республика Беларусь: Эволюция денежно-кредитной политики и перспективы развития банковского сектора».
  9. учебник «Manifesto of the New Economy», автор-Alexander Dolgin (самостоятельный перевод)
  10. http://www.economy-web.org/?p=203 – блог экономического факультета БГЭУ
  11. http://www.nbrb.by/
  12. http://economics.wideworld.ru/macroeconomics_1/12/3/
  13. http://law.sb.by/1010/
  14. http://ychet.narod.ru/shkola/ep-lekcia52.htm
  15. http://walw.ru/makro/index.php?80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль спроса на деньги в монетарной политике