Роль спроса на деньги в монетарной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации экономической системы. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Меняется только то, в каких пропорциях они используются. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи какого-либо общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ. 5

Представления о денежно-кредитной политике разными 6 экономическими школами.
Цели и задачи монетарной политики. 7
1.3. Участие Центрального Банка в монетарной политике. 9

ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС 12

СПРОС НА ДЕНЬГИ. ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ 14

3.1. Подходы к определению спроса на деньги 14
3.2. Спрос на деньги в монетарной политике 16
3.2.1.Спрос на деньги для сделок 17
3.2.2.Спрос на деньги со стороны активов 18
3.2.3.Общий спрос на деньги 19

4. РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая роль спроса.docx

— 151.24 Кб (Скачать документ)
"text-align:justify">на монетарную политику. А что  касается спроса на деньги, то здесь  тоже  мнения классиков и кейнсианцев  не совсем сходятся.

Анализ спроса на деньги экономистов-классиков основан на постулате, в котором говорится, что деньги являются всего лишь средством обращения и как таковые держатся только для того, чтобы облегчить обмен. Деньги не имеют внутренней полезности. Существование временного лага между получением дохода и приобретением товаров и услуг вынуждает держать деньги в течение определенного периода времени. Поэтому «единственной причиной» держания денег в классической теории является наличие разрыва во времени (gap) между получением и расходованием дохода; все деньги держатся в виде «транзакционных балансов» для финансирования будущих трансакций (сделок). (Рисунок 1)        Рисунок 1   [4]

 

 

Говоря о кейнсианской школе, можно отметить, что Дж. М. Кейнс выделил три главных мотива «держания денег»: транзакционный, предосторожности и спекулятивный. Существование мотива предосторожности Кейнс объяснял тем, что какая-то  необходимость обеспечения непредвиденных расходов. Спрос на деньги для удовлетворения этого мотива, также как и транзакционного мотива, зависит от величины дохода. При исследовании спекулятивного мотива, Кейнс рассматривал всего одну возможность хранения ценности: а именно государственные облигации, которые приносят фиксированный процент. [4,10]

 

        1.2.Цели и задачи монетарной политики.

Монетарная политика связана  с изменением денежной массы. Она  полностью или частично зависит  от мер, предпринимаемых правительством или Центральным банком. А также  основывается на этих политических решениях и законодательствах. Монетарная политика направлена на повышение экономической активности страны через 2 показателя: денежные ресурсы и процентная ставка.

Экономика любой страны проходит через ряд экономических циклов. А денежно-кредитная политика стремится  обеспечить благоприятные условия для устойчивого долгосрочного экономического роста.

Когда экономика находится  в стадии рецессии, Центральный банк использует денежно-кредитную политику, чтобы стимулировать экономику  в целом. Это означает увеличение денежной массы, путем покупки государственных  облигаций, одновременно увеличивая количество денег в обращении. Центральный банк также может проводить денежно-кредитную политику сдерживающим образом, например когда инфляционное давление вызвано быстрым экономическим ростом. В этом случае Центральный банк может уменьшить денежную массу в целях предотвращения инфляции и защиты покупательной способности денег. Ограничительные меры могут включать в себя продажа государственных облигаций, повышение процентной ставки и другие. [9]

Основные цели денежно - кредитной  политики государства меняются в  зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это  государство.

Основополагающие цели денежно-кредитной  политики:

  • устойчивые темпы роста национального производства,
  • стабильные цены,
  • высокий уровень трудоустроенности,
  • равновесие платежного баланса.

Из них приоритетной является стабилизация общего уровня цен.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

  • стабильного экономического роста
  • полной занятости ресурсов
  • стабильности уровня цен
  • равновесия платежного баланса

Монетарная политика оказывает  влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

  • Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центробанка (учетная, или дисконтная политика);
  • Изменение норм обязательных резервов банков;
  • Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, облигаций займа и других ценных бумаг;
  • Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой займа одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Могут применяться также  выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм ссуды (например, потребительского) или  кредитования различных отраслей (жилищного  строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  1. Прямое ограничение размеров банковских долгов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  2. Регламентация условий выдачи конкретных видов задолженностей, в частности, установление размеров скидки, т.е. Маржи между суммой обеспечения и размером выданной кредита; ставками по депозитам и ставкам по займам и т.п.
  3. Учетная политика.

В сфере кредитно-денежного  обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - центробанк". [14,15]

 

           1.3.Участие Центрального Банка в монетарной политике.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег  в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также  решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). Тем не менее, центральные банки являются основными проводниками денежно-кредитного регулирования экономики: «Не смотря на то, что в ряде стран (США, Страна восходящего солнца, Швейцария и др.) центральные банки основаны на смешанном капитале, тем не менее, свою деятельность они строят, исходя из государственных интересов, и в соответствии с законом реализуют государственную политику, поэтому мы вправе относить их в полной мере к органам государственного управления».

Следует заметить, что 75-90% от всей денежной массы в большей  части стран составляют банковские депозиты, а денежного знака национального  банка - 10-25%. Из этого следует, что  эффективность денежно-кредитной  политики в полной мере зависит от способности воздействия государства  посредством резервного банка на кредитную деятельность частных  банков.

Регулирование денежно-кредитной  сферы проходит по следующему пути. Резервный банк определенным набором  инструментов денежно-кредитного регулирования (в зависимости от ситуации) воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем задолженностей и т. д. Вследствие этого, изменения в данных факторах отражаются на сфере производства, тем самым, способствуют достижению основных целей.

Денежно-кредитная политика, как правило, направлена либо на расширение масштабов кредитования (кредитная  экспансия) - в случае падения уровня производства, либо на ограничение (кредитная  рестрикция), т.е. нацелена на сокращение предложения денег в периоды  экономических подъемов, т.к. избыток  денежной массы так же негативен, как и ее недостаток.

Резервный банк, расширяя или  сокращая кредитование экономики, достигает  стабильного и умеренного роста  денежной массы, который, при соответствующем  росте объема производства, обеспечивает устойчивый уровень цен. Таким образом, государство стремится к обеспечению  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.  Необходимо отметить, что денежно-кредитное регулирование экономики направлено на избежание или хотя бы смягчение кризисных экономических ситуаций, таких как рост инфляции и безработицы, падение объема производства, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)]. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

Основными инструментами  в руках центрального банка, с  помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже  отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке  – это купля-продажа центральным  банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике  наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные  обязательства. Предложение ГЦБ  увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет –  спрос на ценные бумаги правительства  увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными  бумагами.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно  влияют на денежную массу, они порождают  вторичный эффект. В результате покупки  клиентами ценных бумаг сокращается  величина резервов банка и уменьшается  сумма кредитов, которую может  выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу  включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным  банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы  на большую сумму, т.е. имеет место  мультипликативый эффект.

Операции на открытом рынке  – самый распространенный метод  воздействия центрального банка  на массу денег в обращении. [15]

Центральный банк может также  влиять на денежную массу, изменяя учетную  ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у  них дефицита резервов) кредит в  центральном банке обойдется  дороже, поэтому они постараются  увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в  странах развитой рыночной экономики  механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная  ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном  банке, чтобы использовать его в  целях получения прибыли. Кроме  того, в условиях интернационализации  хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность  учетно-процентной политики.

Изменение норматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает  воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить  денежную массу, ему следует снизить  норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых  денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности  создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных  требований является самым сильным  и «грубым» инструментом в руках  центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что  изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми  посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива  обязательных резервов.

С точки зрения направления  изменения массы денег монетарная политика подразделяется на политику «дешевых» и политику «дорогих»  денег. Если в экономике наблюдается  спад, безработица и целью государства  является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение  денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы  процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что  способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения  денежного предложения на объем  производства и занятость зависят  от эластичности спроса на деньги и  спроса на инвестиции. Чем менее  эластичен спрос на деньги и более  эластичен спрос на инвестиции, тем  больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Анализ кривой совокупного  спроса позволяет нам получить представление  о количестве товаров и услуг, на который предъявляется спрос  при каждом данном уровне цен. Анализ теории предпочтения ликвидности Кейнса позволяет углубиться в причины воздействия денежно-кредитной политики на совокупный спрос.

В классической работе «Общая теория занятости, процента и денег» для объяснения факторов, определяющих процентную ставку, Джон Мейнард Кейнс  предложил теорию предпочтения ликвидности, разобранную вкратце в первой части данной работы. Эта теория является приложением теории спроса и предложения. Согласно Кейнсу, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы  уравновесить спрос на деньги и предложение  денег. Рассмотрим спрос на деньги  и предложение денег, а также  их зависимость от процентной ставки.

  1. Предложение денег.

Предложением денег управляет  Центральный банк страны. Основной инструмент изменения объема денежной массы – регулирование банковских резервов посредством покупки и  продажи государственных облигаций  на открытом рынке. Когда Центробанк приобретает гос облигации, деньги, которыми он расплачивается, помещаются в банки и увеличивают банковские резервы. Когда же Центробанк продает гос облигации, вырученные деньги изымаются из банковской системы, и банковские резервы сокращаются. Изменения в банковских резервах, в свою очередь, обуславливают возможности банков получать займы и создавать деньги. В дополнение к операциям на открытом рынке Центробанк воздействует на предложение денег, изменяя резервные требования или учетную ставку. [2]

Информация о работе Роль спроса на деньги в монетарной политике