Роль свободных экономических зон в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в обосновании императивности становления, развития,, и функционирования свободных экономических зон в России с учетом мирового опыта и национальной специфики как приоритетного инструмента адаптивного включения страны в процесс экономической глобализации.

Содержание

Введение……………………………….……………………………………........
3
1 Роль свободных экономических зон в мировой экономике………………..
5
1.1 Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях……………………………………………………

5
1.2 Разновидности свободных экономических зон и их основные черты…...
6
1.3 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон..
10
2 Свободные экономические зоны в экономике………………………………
13
2.1 История развития свободных экономических зон в России……………
13
2.2 Основы становления особых экономических зон на территории Российской Федерации……………………………….…………………………

16
2.3 Статус резидента особой экономической зоны……………………………
23
3 Характеристика особой экономической зоны «Алабуга» ……………….....
25
Заключение……………………………….………………………………………
29
Список использованных источников……………………………….………….
30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа СЭЗ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

 

2.1 История  развития свободных экономических  зон в России

 

 

Мировой опыт успешного  функционирования свободных экономических  зон в середине 90-х годов привлек  пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Первые попытки по пропаганде и созданию свободных  экономических зон были предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.

По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР".

К началу 90-х годов  государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования  свободных экономических зон  в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

- отсутствием четкого понимания  реальных целей и задач СЭЗ;

- огромностью отводимых территорий  для СЭЗ: на долю формально  созданных "свободных зон"  приходилось более одной трети  территории России;

- массовой раздачей льгот и  привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

- стремлением местных властей  к суверенитету через создание  СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях  в РСФСР", в котором целая  глава была посвящена свободным  экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация  всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского  правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики, способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических  зон путем урезания и лишения  их ряда привилегий. В печати, высказываниях  официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

- опасениями, что будет образовано  слишком большое число различных  СЭЗ;

- свободные экономические зоны - это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;

- уменьшением управляемости  СЭЗ со стороны центральных  властей, их чрезмерной самостоятельностью  и формированием новых региональных  элит.

Несмотря на сдерживание процессов  развития свободных экономических  зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.

В апреле 1997 года Государственная  Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных  экономических зонах", который  не был утвержден Президентом  РФ. К концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.

Создание и функционирование СЭЗ  в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия четкого единого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования.

Большие перспективы для активизации  деловых связей с государствами  Азиатско-Тихоокеанского региона, в  том числе с такими странами, как  Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный  экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Целью создания СЭЗ ''Находка'' являлось расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ "Находка" располагается  в административных границах г. Находки  и Партизанского района Приморского  края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В 1997 году в этой зоне имелось 470 совместных предприятий. В пределах зоны действовали льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользовались правовой защитой. Разрешалось создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления - административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет  специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса.

Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Предполагалось создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны.

2.2 Основы становления  особых экономических зон на  территории Российской Федерации

 

 

Система офшоров является одной из наиболее эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала любого государства.

Кроме того, снижение налогового бремени посредством льготных налоговых  юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффективно осуществлять национальную экономическую деятельность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста.

До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существовало.

Появление зон офшорного типа в России приходится на середину 1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов.

Большинство из них так  и не стали функционировать в  полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

В перспективе благодаря  отечественным и иностранным  инвестициям ОЭЗ должны стать  основным стимулом развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.

В январе 2006 г. Правительство  РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о создании особых экономических зон.

Постановлениями Правительства  РФ в декабре 2005 г. особого статуса  по результатам конкурса были удостоены  разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели новых материалов в Томске. Кроме того, в Липецке будут производить бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) - автокомпоненты и высокотехнологичные продукты нефтехимии.

Особые экономические зоны, создаваемые на территории нашего государства, подразделяются на промышленно-производственные и технико-внедренческие.

Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.

Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Подобные зоны созданы в Дубне, Москве, Санкт-Петербурге и Томске.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в мировой экономике