Роль свободных экономических зон в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в обосновании императивности становления, развития,, и функционирования свободных экономических зон в России с учетом мирового опыта и национальной специфики как приоритетного инструмента адаптивного включения страны в процесс экономической глобализации.

Содержание

Введение……………………………….……………………………………........
3
1 Роль свободных экономических зон в мировой экономике………………..
5
1.1 Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях……………………………………………………

5
1.2 Разновидности свободных экономических зон и их основные черты…...
6
1.3 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон..
10
2 Свободные экономические зоны в экономике………………………………
13
2.1 История развития свободных экономических зон в России……………
13
2.2 Основы становления особых экономических зон на территории Российской Федерации……………………………….…………………………

16
2.3 Статус резидента особой экономической зоны……………………………
23
3 Характеристика особой экономической зоны «Алабуга» ……………….....
25
Заключение……………………………….………………………………………
29
Список использованных источников……………………………….………….
30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа СЭЗ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

В российской истории  начала 1990-х годов в целях обеспечения  ускоренного социально-экономического развития, создания благоприятных условий  для привлечения иностранного капитала и технологий, совершенствования  передовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике предпринимались попытки создать зоны со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности - свободные экономические зоны. Правовое регулирование создания и функционирования этих зон осуществлялось не законом, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Это привело к тому, что свободные экономические зоны трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территории свободной экономической зоны, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. В результате цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.

Чтобы избежать использования  особых экономических зон как  средства оптимизации налогообложения, Законом об особых экономических зонах установлено требование об обязательном заключении резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В обязанности резидента промышленно-производственной особой экономической зоны согласно соглашению входит ведение на этой территории промышленно-производственной деятельности в течение всего срока действия соглашения и осуществления капитальных вложений в объеме, предусмотренном соглашением, но не менее 10 млн. евро. Капитальные вложения в размере не менее 1 млн. евро должны быть осуществлены резидентом в течение года с момента заключения соглашения. В обязанности органов управления особыми экономическими зонами входит заключение с резидентом договора аренды земельного участка, необходимого для ведения промышленно-производственной деятельности.

По условиям соглашения о ведении технико-внедренческой  деятельности в обязанности резидента  входит осуществление технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны в течение всего срока действия соглашения, а в обязанности органов управления особыми экономическими зонами - заключение с резидентом договора аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на территории этой зоны. Требований к объему инвестиций, осуществляемых резидентом технико-внедренческих особых экономических зон, закон не предъявляет.

Для приобретения статуса  резидента особой экономической  зоны хозяйствующим субъектам необходимо пройти регистрацию в реестре резидентов особых экономических зон. Регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов этих зон осуществляют органы управления особыми экономическими зонами. Они регистрируют лицо в течение 3 дней со дня подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В подтверждение произведенной регистрации выдается свидетельство установленного образца.

Регистрация в качестве резидента особой экономической  зоны носит формальный характер и  не должна требовать от хозяйствующего субъекта совершения каких-либо дополнительных действий или представления дополнительных документов, за исключением тех, которые необходимы для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Органы управления особыми  экономическими зонами в течение  дня, следующего за днем регистрации  резидента особой экономической  зоны, обязаны проинформировать налоговые и таможенные органы о регистрации и представить им копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Таким образом, круг хозяйственных  субъектов, которые могут претендовать на звание резидента особой экономической зоны и использование особого режима предпринимательской деятельности, ограничен. Возможно, такие меры позволят значительно сократить опасность злоупотребления благоприятным правовым режимом, создаваемым на территориях особых экономических зон.

 

 

 

 

3 Характеристика особой экономической зоны «Алабуга»

 

 

22 апреля 1998 г. принят Закон Республики  Татарстан «О Свободной экономической  зоне «Алабуга». Во исполнение  этого Закона Кабинет Министров  Республики Татарстан Постановлением от 10 ноября 1998 года принял решение о создании Свободной экономической зоны «Алабуга». Постановлением определены границы СЭЗ, утвержден пакет документов, регламентирующих механизм функционирования зоны.

В связи с изменением ряда законов  Российской Федерации и упразднением свободных экономических зон. Правительство Республики Татарстан, с целью сохранения инвестиционной привлекательности промышленной площадки «Алабуга» приняло Постановление от 13.10.2003 года №540 «О создании государственного учереждения «Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки «Алабуга» (ДИП на ТПП «Алабуга").

ДИП на ТПП «Алабуга» является правопремницей администрации Свободной экономической  зоны «Алабуга» и создана в  районе, имеющем развитую транспортную и производственную инфраструктуру. Авиационное сообщение промышленной площадки «Алабуга» (ПП «Алабуга") осуществляется через международные аэропорты «Казань» и «Нижнекамск». Задействована железнодорожная связь промышленной площадки с крупными железнодорожными узлами Российской Федерации. Через сеть автомобильных дорог ПП «Алабуга» имеет выход на автомагистраль федерального значения «Москва — Казань — Уфа — Челябинск». Через глубоководную транспортную систему обеспечен доступ к Черному и Балтийскому морям с апреля по ноябрь месяцы.

ДИП на ТПП «Алабуга» создана  с целью формирования максимально  благоприятного правового, инвестиционного  и налогового режимов, способствующих решению следующих задач:

  • привлечение инвестиций для создания современного автомобильного производства;
  • производство импортозамещающей продукции, в том числе используемой в автомобилестроении;
  • создание экспортоориентированных производств.

Основная специализация предприятий, созжающихся на территории ПП «Алабуга»  — автомобилестроение. В рамках программы создания производства комплектующих изделий для сборки автомобилей предполагается создание ряда совместных предприятий с участием ведущих мировых компаний. Сооружение объектов инженерной инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, транспортное и коммуникационное обустройство территории ПП «Алабуга») будет вестись в привязке к создаваемым предприятиям.

Помимо автомобилестроения ПП «Алабуга»  открыта для любых высокоэффективных  и быстро окупаемых инвестиционных проектов с участием иностранных и отечественных инвесторов, направленных на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственно-технического и потребительского назначения.

Стартовые инвестиции для организации  новых производств на территории ПП «Алабуга» предполагается финансировать за счет привлечения средств внешних инвесторов, в том числе иностранных. В последующие годы источники финансирования инвестиций расширятся за счет собственных средств предприятий, а также реинвестирования суммы налоговых льгот, остающейся в их распоряжении.

ПП «Алабуга» призвана способствовать интеграции российской экономики в  систему международных связей, притоку  в регион иностранных инвестиций, современных зарубежных технологий.

На части территории ПП «Алабуга» распологается особая экономическая зона, созданная в декабре 2005 года в соответствии с федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской федерации»

В настоящее время на территории ПП «Алабуга» построены основные объекты внешнего электро- , газо- и  водоснабжения, а также сеть основных инженерных коммуникаций. Современная система связи, использующая оборудование фирмы «Алкатель", обеспечивает качественную местную, междугороднюю и международную телефонную связь, в том числе и спутниковую, услуги электронной почты, доступ в Интернет.

Высокая строительная готовность значительной части объектов инфраструктуры, применение в ходе их строительства современных  высокоэффективных технологий с  использованием экономичных материалов, обеспечивающих высокое качество возводимых зданий и сооружений, позволят в максимально короткие сроки ввести в эксплуатацию основные объекты и создать тем самым необходимые условия для успешной работы предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории ПП «Алабуга».

Таким образом, наличие на территории ПП «Алабуга» незавершенных зданий и сооружений позволит инвесторам при существенной экономии капитала, вкладываемого в организацию нового производства, в короткие сроки завершить строительство производственных помещений и ввести в эксплуатацию новые производственные мощности.

Предприятиям, расположеным на территории промышленной площадки «Алабуга», предоставляются  существенные налоговые льготы. Они освобождаются от налога на землю, налога на имущество, транспортного налога и платят на 4% меньше налог на прибыль.

Это позволяет снизить себестоимость  и повысить конкурентоспособность  выпускаемой продукции, увеличив тем  самым рентабельность производства.

Дополнительные льготы и гарантии для инвесторов предусмотрены  Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999 года №284 «Об утверждении «Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан».

Таблица 1 - Перечень налоговых льгот, предоставляемых Субъекту инвестиционной деятельности на территории промышленной площадки «Алабуга»

 

№ п/п

Вид налога

Ставка налога вне  ПП «Алабуга»

Ставка налога на ПП «Алабуга»

1.

Налог на прибыль

24%

20%

2.

Налог на имущество

2,2%

0

3.

Транспортный налог

Ставка от л.с. по видам  транспортного средства

0

4.

Земельный налог

Ставка по категориям земель

 

 

28 ноября 2005 года  по итогам заседания конкурсных  комиссий Министерства экономического  развития и торговли РФ и  Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами РФ по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов принято решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории промышленной площадки "Алабуга" (Елабужского района).

Особая экономическая  зона промышленно-производственного  типа "Алабуга" размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. километров.

Территория  Елабужского района и г.Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза.

Основными отраслями  специализации территориальной  экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Территория  Особой экономической зоны промышленно-производственного  типа на территории Елабужского района Республики Татарстан "Алабуга" расположена  около г. Елабуга Елабужского  района РТ, в 25 км от г.Набережные Челны, и в 40 км г. Нижнекамск.

18 января 2006 года  подписано Соглашение о создании  ОЭЗ ППТ "Алабуга" в Елабужском  районе Республики Татарстан  между Правительством РФ, Правительством  РТ и Администрацией г.Елабуга  и Елабужского района.

Управление  ОЭЗ "Алабуга" на территории Елабужского района РТ будет осуществляться Территориальным органом Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. В соответствии с Постановлением РФ от 13 декабря 2005 года № 758 утверждено положение о Наблюдательном совете ОЭЗ, который осуществляет контроль за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также утверждает и рассматривает перспективные планы развития ОЭЗ. Кроме того, на основе конкурсного отбора будет сформирована республиканская управляющая компания. Данные структуры будут координировать работу с резидентами ОЭЗ "Алабуга" на территории Елабужского района РТ.

С целью создания условий для  успешной реализации программы использования  мощностей Елабужского автомобильного завода руководством республики Татарстан было решено организовать свободную экономическую зону на территории его промышленной площадки.

 

Заключение

 

 

Мировой опыт создания свободных  экономических зон говорит о  том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Так сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.

Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в мировой экономике