Роль свободных экономических зон в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в обосновании императивности становления, развития,, и функционирования свободных экономических зон в России с учетом мирового опыта и национальной специфики как приоритетного инструмента адаптивного включения страны в процесс экономической глобализации.

Содержание

Введение……………………………….……………………………………........
3
1 Роль свободных экономических зон в мировой экономике………………..
5
1.1 Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях……………………………………………………

5
1.2 Разновидности свободных экономических зон и их основные черты…...
6
1.3 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон..
10
2 Свободные экономические зоны в экономике………………………………
13
2.1 История развития свободных экономических зон в России……………
13
2.2 Основы становления особых экономических зон на территории Российской Федерации……………………………….…………………………

16
2.3 Статус резидента особой экономической зоны……………………………
23
3 Характеристика особой экономической зоны «Алабуга» ……………….....
25
Заключение……………………………….………………………………………
29
Список использованных источников……………………………….………….
30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа СЭЗ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели.

Вопросы налогообложения резидентов ОЭЗ урегулированы ст. 36 Закона N 116-ФЗ и законодательством Российской Федерации по налогам и сборам. Именно в вопросах налогообложения содержатся основные различия между промышленно-производственными и технико-внедренческими особыми экономическими зонами.

Резиденты особых экономических  зон с марта 2006 г. на пять лет освобождаются  от всех местных налогов. До этого  должны быть приняты законы субъектов  Российской Федерации и соответствующие  нормативные акты муниципальных  образований, освобождающие резидентов ОЭЗ от всех местных налогов - земельного налога, транспортного налога и налога на прибыль в части, которая идет в местный бюджет (4%).

Согласно действующему законодательству в течение пяти лет с момента постановки на учет резидент ОЭЗ освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Но в таком случае остается неурегулированным вопрос - будет ли выкупленный участок, ставший частной собственностью, территорией ОЭЗ? Ведь по Закону N 116-ФЗ ею могут быть лишь территории, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Налоговые послабления для резидентов ОЭЗ касаются и налога на прибыль. Ускоренная амортизация предусмотрена для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. В отношении основных средств к общей норме амортизации такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также им предоставлено право перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут переносить убытки только в размере 50% налоговой базы.

Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном - в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Для резидентов технико-внедренческой  зоны предусмотрены льготы по уплате единого социального налога - для  них действует ставка 14%. Резиденты  промышленно-производственной зоны подчиняются  общим правилам, предусмотренным  налоговым законодательством для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон имеют право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ). В данном случае необходимо определиться, кто является "работающим физическим лицом". Следует ли к ним относить только лиц, работающих по трудовому договору? И подпадают ли под льготное налогообложение лица, заключившие авторский или гражданско-правовой договор? Данная коллизия может быть разрешена двумя способами. Налогоплательщик либо применяет различные ставки ЕСН в зависимости от характера выплат, либо отстаивает свое право на льготу в суде, применяя п. 7 ст. 3 НК РФ, которая обязует все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика.

Однако, пожалуй, главной льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, будет являться так называемая "дедушкина оговорка" - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона N 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

Помимо указанных шести территорий в пределах Российской Федерации ОЭЗ действуют в Калининградской и Магаданской областях.

В Магаданской области  на основании Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" и Закона Магаданской области от 15.06.1999 "Об особой экономической зоне в Магаданской области" ОЭЗ создана с целью развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

На территории области  установлен особый налоговый режим, который предполагает освобождение от уплаты налогов до 31 декабря 2006 г. в части, поступающей в федеральный  бюджет (за исключением поступлений  в ПФР и ФСС РФ).

Данный Федеральный закон будет действовать до 31 декабря 2014 г. Участники ОЭЗ в Магаданской области с 1 января 2007 г. и до указанной даты освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Подобные льготы предоставляются в том случае, если участники особой экономической зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляются ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Принятие Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) направлено на обеспечение дальнейшего экономического развития Калининградской области и преемственности особого режима, введенного Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский Союз, а стран Балтии - в НАТО сложилась принципиально новая геополитическая, военно-стратегическая и экономическая ситуация и остро встал вопрос о принятии комплекса правовых мер для решения проблем обеспечения территориальной целостности, государственного и экономического суверенитета Российской Федерации.

В рамках Закона N 16-ФЗ решаются вопросы о признании юридических  лиц резидентами ОЭЗ, действия соответствующего специального таможенного режима, налогообложения и валютного контроля в особой экономической зоне, а также особенностей въезда в Калининградскую область, выезда из нее и порядка пребывания на ее территории.

Согласно ст. 21 данного  Закона срок функционирования особой экономической зоны на территории Калининградской области составляет 25 лет.

Особенности налогообложения  касаются лишь налога на прибыль и  налога на имущество организаций. В  связи с принятием Закона N 16-ФЗ НК РФ был дополнен ст. ст. 288.1 и 385.1.

В течение первых шести  лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся, - 12%.

Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.

Основной проблемой организации  особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие теоретического научно разработанного базиса. Следует также заметить, что до недавнего времени вопрос функционирования ОЭЗ был излишне политизирован в ущерб его экономической сути.

 

 

2.3 Статус резидента  особой экономической зоны

 

 

В августе 2005 года вступил  в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об особых экономических зонах). Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот. На территориях особых экономических зон будет действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Однако не успел Закон об особых экономических зонах вступить в силу, как заговорили о том, что особые экономические зоны будут использоваться в качестве лазеек для ухода компаний от налогов.

Особые экономические  зоны бывают двух типов:

1) промышленно-производственные, где осуществляется деятельность  по производству и (или) промышленной  обработке товаров (продукции)  и их реализация;

2) технико-внедренческие,  резиденты которых осваивают высокие технологии, в том числе занимаются созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения.

В зависимости от типа особой экономической зоны различается  и круг лиц, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на этой территории в качестве резидентов. Резидентами особых экономических зон могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, при соблюдении следующих условий. Коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Она должна заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих особых экономических зон (ст. 9 Закона об особых экономических зонах).

Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданное в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.

Иностранные юридические  лица не могут быть резидентами особых экономических зон, поскольку в Законе об особых экономических зонах содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны может осуществляться посредством создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор.

Требование государственной  регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ, в которой установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54). Таким образом, чтобы стать резидентом особой экономической зоны, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента.

Но сможет ли филиал или  представительство коммерческой организации, зарегистрированные на территории промышленно-производственной особой экономической зоны, воспользоваться льготами, преимуществами и гарантиями, составляющими особый режим предпринимательской деятельности? Ответ на этот вопрос содержится в самом понятии резидента особой экономической зоны как коммерческой организации. Филиал, представительство являются не юридическим лицом, а обособленными его подразделениями, расположенными вне места его нахождения (ст. 55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями и не могут стать резидентами особой экономической зоны.

Во избежание превращения  особых экономических зон в офшорные зоны установлен запрет на создание их резидентами филиалов и представительств за пределами территорий особых экономических зон (п. 4 ст. 10 Закона об особых экономических зонах).

Круг хозяйствующих  субъектов, которые признаются резидентами  технико-внедренческих особых экономических  зон, намного шире. Резидентами этих зон могут быть, помимо коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственная регистрация  индивидуального предпринимателя  осуществляется по месту его жительства. Следовательно, учитывая требование о регистрации резидента на территории особой экономической зоны, индивидуальный предприниматель должен проживать (постоянно или преимущественно) на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, на которой собирается осуществлять предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в мировой экономике