Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании императивности становления, развития,, и функционирования свободных экономических зон в России с учетом мирового опыта и национальной специфики как приоритетного инструмента адаптивного включения страны в процесс экономической глобализации.
Введение……………………………….……………………………………........
3
1 Роль свободных экономических зон в мировой экономике………………..
5
1.1 Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях……………………………………………………
5
1.2 Разновидности свободных экономических зон и их основные черты…...
6
1.3 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон..
10
2 Свободные экономические зоны в экономике………………………………
13
2.1 История развития свободных экономических зон в России……………
13
2.2 Основы становления особых экономических зон на территории Российской Федерации……………………………….…………………………
16
2.3 Статус резидента особой экономической зоны……………………………
23
3 Характеристика особой экономической зоны «Алабуга» ……………….....
25
Заключение……………………………….………………………………………
29
Список использованных источников……………………………….………….
30
Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели.
Вопросы налогообложения резидентов ОЭЗ урегулированы ст. 36 Закона N 116-ФЗ и законодательством Российской Федерации по налогам и сборам. Именно в вопросах налогообложения содержатся основные различия между промышленно-производственными и технико-внедренческими особыми экономическими зонами.
Резиденты особых экономических зон с марта 2006 г. на пять лет освобождаются от всех местных налогов. До этого должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации и соответствующие нормативные акты муниципальных образований, освобождающие резидентов ОЭЗ от всех местных налогов - земельного налога, транспортного налога и налога на прибыль в части, которая идет в местный бюджет (4%).
Согласно действующему законодательству в течение пяти лет с момента постановки на учет резидент ОЭЗ освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Но в таком случае остается неурегулированным вопрос - будет ли выкупленный участок, ставший частной собственностью, территорией ОЭЗ? Ведь по Закону N 116-ФЗ ею могут быть лишь территории, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Налоговые послабления для резидентов ОЭЗ касаются и налога на прибыль. Ускоренная амортизация предусмотрена для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. В отношении основных средств к общей норме амортизации такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также им предоставлено право перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут переносить убытки только в размере 50% налоговой базы.
Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном - в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.
Согласно ст. 10 Закона
N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять
предпринимательскую
Для резидентов технико-внедренческой зоны предусмотрены льготы по уплате единого социального налога - для них действует ставка 14%. Резиденты промышленно-производственной зоны подчиняются общим правилам, предусмотренным налоговым законодательством для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон имеют право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ). В данном случае необходимо определиться, кто является "работающим физическим лицом". Следует ли к ним относить только лиц, работающих по трудовому договору? И подпадают ли под льготное налогообложение лица, заключившие авторский или гражданско-правовой договор? Данная коллизия может быть разрешена двумя способами. Налогоплательщик либо применяет различные ставки ЕСН в зависимости от характера выплат, либо отстаивает свое право на льготу в суде, применяя п. 7 ст. 3 НК РФ, которая обязует все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика.
Однако, пожалуй, главной льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, будет являться так называемая "дедушкина оговорка" - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона N 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.
Помимо указанных шести территорий в пределах Российской Федерации ОЭЗ действуют в Калининградской и Магаданской областях.
В Магаданской области на основании Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" и Закона Магаданской области от 15.06.1999 "Об особой экономической зоне в Магаданской области" ОЭЗ создана с целью развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.
На территории области установлен особый налоговый режим, который предполагает освобождение от уплаты налогов до 31 декабря 2006 г. в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением поступлений в ПФР и ФСС РФ).
Данный Федеральный закон будет действовать до 31 декабря 2014 г. Участники ОЭЗ в Магаданской области с 1 января 2007 г. и до указанной даты освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Подобные льготы предоставляются в том случае, если участники особой экономической зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляются ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.
Принятие Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) направлено на обеспечение дальнейшего экономического развития Калининградской области и преемственности особого режима, введенного Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский Союз, а стран Балтии - в НАТО сложилась принципиально новая геополитическая, военно-стратегическая и экономическая ситуация и остро встал вопрос о принятии комплекса правовых мер для решения проблем обеспечения территориальной целостности, государственного и экономического суверенитета Российской Федерации.
В рамках Закона N 16-ФЗ решаются
вопросы о признании
Согласно ст. 21 данного Закона срок функционирования особой экономической зоны на территории Калининградской области составляет 25 лет.
Особенности налогообложения касаются лишь налога на прибыль и налога на имущество организаций. В связи с принятием Закона N 16-ФЗ НК РФ был дополнен ст. ст. 288.1 и 385.1.
В течение первых шести
лет с момента включения
Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.
Основной проблемой
2.3 Статус резидента особой экономической зоны
В августе 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об особых экономических зонах). Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот. На территориях особых экономических зон будет действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Однако не успел Закон об особых экономических зонах вступить в силу, как заговорили о том, что особые экономические зоны будут использоваться в качестве лазеек для ухода компаний от налогов.
Особые экономические зоны бывают двух типов:
1) промышленно-производственные,
где осуществляется
2) технико-внедренческие, резиденты которых осваивают высокие технологии, в том числе занимаются созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения.
В зависимости от типа особой экономической зоны различается и круг лиц, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на этой территории в качестве резидентов. Резидентами особых экономических зон могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, при соблюдении следующих условий. Коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Она должна заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих особых экономических зон (ст. 9 Закона об особых экономических зонах).
Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданное в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.
Иностранные юридические лица не могут быть резидентами особых экономических зон, поскольку в Законе об особых экономических зонах содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны может осуществляться посредством создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор.
Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ, в которой установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54). Таким образом, чтобы стать резидентом особой экономической зоны, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента.
Но сможет ли филиал или представительство коммерческой организации, зарегистрированные на территории промышленно-производственной особой экономической зоны, воспользоваться льготами, преимуществами и гарантиями, составляющими особый режим предпринимательской деятельности? Ответ на этот вопрос содержится в самом понятии резидента особой экономической зоны как коммерческой организации. Филиал, представительство являются не юридическим лицом, а обособленными его подразделениями, расположенными вне места его нахождения (ст. 55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями и не могут стать резидентами особой экономической зоны.
Во избежание превращения особых экономических зон в офшорные зоны установлен запрет на создание их резидентами филиалов и представительств за пределами территорий особых экономических зон (п. 4 ст. 10 Закона об особых экономических зонах).
Круг хозяйствующих субъектов, которые признаются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, намного шире. Резидентами этих зон могут быть, помимо коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Государственная регистрация
индивидуального
Информация о работе Роль свободных экономических зон в мировой экономике