Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:32, реферат
Несмотря на огромные запасы лесного сырья, Россия импортирует довольно значительные объемы целлюлозно-бумажной продукции. Ввоз обусловлен как экономической целесообразностью использования импортного сырья на предприятиях, расположенных на значительном расстоянии от отечественных поставщиков, так и отсутствием российского сырья надлежащего качества. Значительные объемы ввоза приходятся на сорта высококачественной бумаги, не производимые в России. Основными поставщиками импортных товаров ЛПК на российский рынок являются Германия, Финляндия, Италия, на долю которых приходится около 40% от совокупного импорта ЛПК.
Введение……………………………………………………………………….3
Российский экспорт продукции лесного сектора ……………………... 5
Экспорт на экологически чувствительные рынки……………………...24
3. Пути повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса России на мировом рынке……………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...34
Библиографический список………………………………………………….36
РЕФЕРАТ
по дисциплине
СЕРТИФИКАЦИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОДУКЦИИ
Тема: «Российский экспорт продукции лесного сектора и тенденции его развития на экологически чувствительных рынках»
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
3. Пути повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса России на мировом рынке……………………………………….32
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….36
Введение
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) входит в число ведущих отраслей российской экономики. В последнее время он переживает период серьезных преобразований, направленных на стимулирование углубленной переработки лесного сырья, импортозамещение и совершенствование лесоуправления.
Лесопромышленный комплекс включает в себя лесозаготовительное, деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное и лесохимическое производства. Основную долю в структуре продукции ЛПК занимают целлюлозно-бумажная (43,4%) и деревообрабатывающая промышленность 38,3%) (рис. 1).
Рис.1. Структура продукции
Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам древесины. На ее долю приходится 22% мирового леса, что составляет 82,1 млрд м3, из которых более половины пригодны для рубки. Следом за Россией идут Бразилия, Канада и США. Ежегодный прирост леса в России составляет более 900 млн м3, а установленная расчетная лесосека для рубки леса главного пользования (спелые и перестойные древостои) – около 570 млн м3. При этом, по данным Рослесхоза, рубка леса главного и промежуточного пользования находится на уровне 185 млн м3. Другими словами, уровень использования расчетной лесосеки не превышает 33%, что значительно меньше аналогичных показателей в развитых странах. Это обусловливает наличие ресурсных возможностей для значительного увеличения объемов рубки и экспорта леса. Кроме того, следует учитывать, что в отличие от запасов полезных ископаемых запасы леса являются восстановимыми.
Несмотря на огромные запасы лесного сырья, Россия импортирует довольно значительные объемы целлюлозно-бумажной продукции. Ввоз обусловлен как экономической целесообразностью использования импортного сырья на предприятиях, расположенных на значительном расстоянии от отечественных поставщиков, так и отсутствием российского сырья надлежащего качества. Значительные объемы ввоза приходятся на сорта высококачественной бумаги, не производимые в России. Основными поставщиками импортных товаров ЛПК на российский рынок являются Германия, Финляндия, Италия, на долю которых приходится около 40% от совокупного импорта ЛПК.
За последние 15 лет доля России в мировой торговле лесоматериалами снизилась с 18 до 2%. Эффективность использования лесных ресурсов в сравнении с развитыми странами остается крайне низкой. В Финляндии на лесопромышленный комплекс приходится около 20% добавленной стоимости в промышленности, в Канаде – 12%, в России – меньше 2%. Причина такого отставания состоит в производстве продукции с низкой глубиной переработки: в России только 20% изготовленной древесины идет на глубокую переработку, в скандинавских странах – 85%.
1. Российский экспорт продукции лесного сектора
Россия является нетто-экспортером продукции ЛПК. Продукция лесопромышленного комплекса традиционно является одной из значительных составляющих экспортного потенциала России. По стоимостным показателям экспорт товаров ЛПК почти в 2,5 раза превышает их импорт. Вместе с тем, по объему экспортной выручки Россия существенно отстает от лидеров мирового рынка. Сегодня российские экспортеры лесной продукции, находясь на ведущей позиции по экспорту круглых лесоматериалов в натуральных показателях, зарабатывают на продаже в десять раз меньше, чем американские, в семь раз меньше, чем шведские и в шесть – чем финские экспортёры. Около 60% стоимости экспорта ЛПК приходится на необработанные лесоматериалы (круглый лес) и дешевые продукты деревообработки. Таким образом, структуру экспорта российского леса можно в целом охарактеризовать как неэффективную. Россия поставляет на экспорт в виде необработанной древесины около 30% вырубленного леса, и только около 5% российского леса экспортируется в виде готовых материалов.
Россия экспортирует
продукцию лесопромышленного
На мировом рынке лесопродукции Россия исторически входит в число главных поставщиков. В начале 1960-х гг. она занимала первое место в мире по вывозу круглого леса и второе (после Канады) по вывозу пиломатериалов. В то же время менее выгодное по сравнению с зарубежными странами экономико-географическое положение основных лесных районов не позволяло России значительно укрепить позиции на мировом рынке. В результате к началу 1980-хх гг. по экспорту древесины Россию опередили США и Малайзия, значительно увеличилось отставание от Канады в экспорте пиломатериалов, а по поставкам продукции с более высокой добавленной стоимостью страна по-прежнему была очень далека от лидеров.
В начале 1990-х гг. вывоз большинства лесобумажных товаров из России значительно сократился, что было связано с многочисленными внутренними проблемами, а также снижением спроса со стороны перестраивающих свою экономику стран Восточной Европы, которые выступали крупными импортерами этих товаров, и прекращением экспорта по «идеологическим» ценам во многие развивающиеся страны. Так, важной причиной уменьшения экспорта пиломатериалов стало резкое снижение качества продукции, вызванное прекращением контроля над ним со стороны государства и тяжелым положением российских лесопильных заводов. Одновременно уменьшение потребностей внутреннего рынка привело к увеличению экспортных ресурсов по-прежнему конкурентоспособных на мировом рынке товаров (например, фанеры, газетной бумаги). Кроме того, в условиях кризиса неплатежей и гиперинфляции экспорт для многих предприятий стал единственным надежным источником финансовых средств. В результате в середине 1990-х гг. экспорт лесопродукции из России приобрел устойчивую тенденцию к росту. На внешние рынки стало поставляться в среднем порядка 30% выпускаемых лесобумажных товаров, в то время как в конце 1980-х гг. данный показатель составлял примерно 10%.
К середине 1990-х гг. российские поставщики заняли свою нишу в сегменте наиболее дешевой продукции (преимущественно на рынках развивающихся стран), однако она была весьма ограниченной по объемы. К тому же именно в этом секторе в развивающихся странах разворачивалась основная конкурентная борьба с местными производителями, которые активно лоббировали свои интересы в правительственных кругах. Многократная девальвация рубля в 1998-99 гг. обусловила снижение себестоимости производства и повышение конкурентоспособности российского экспорта, в результате чего объемы экспортных поставок лесопродукции резко возросли (табл. 1).
Таблица 1. Экспорт важнейших видов лесопродукции из России
К 2002 г. потенциал ценовых конкурентных преимуществ российских экспортеров, полученных за счет девальвационного эффекта, в значительной мере был исчерпан, на что наложилось ухудшение внешней конъюнктуры. В сложившихся условиях российские экспортеры на только не сократили, но даже несколько увеличили свою долю на мировом рынке. Это стало следствием улучшения качества выпускаемой российскими предприятиями продукции, совершенствования логистической базы, проведения грамотной маркетинговой политики и т.д. Данные процессы проявились в деятельности только лишь группы ведущих компаний, в то время как значительная часть продуцентов остается в стороне от них, однако компании-лидеры сейчас представляют собой достаточно мощные структуры, они обеспечивают основную часть производства и экспорта лесопродукции, активно расширяются, в т.ч. путем организации новых производств и строительства новых заводов.
К 2004 г. более половины всей производимой в стране продукции ЛПК направляется за границу.
Таблица 2. Доля экспорта в производстве (%)
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
Лесоматериалы необработанные |
42,4 |
53,4 |
51 |
46,1 |
54,1 |
Фанера клееная |
65,8 |
64,5 |
64,2 |
60,9 |
64,4 |
Целлюлоза древесная |
82,4 |
83,7 |
85,1 |
82,9 |
77,6 |
Бумага газетная |
69 |
67,4 |
68,6 |
66 |
65,5 |
Большая часть доходов предприятий лесной промышленности формируется за счет экспорта, особенно в таких сегментах, как лесозаготовка и целлюлозно-бумажная промышленность. При объеме производства на уровне 11 млрд. долларов в 2004 году за рубеж поставлено изделий ЛПК на сумму около 6,8 млрд. долл., что составляет 3% от мирового экспорта лесоматериалов (табл. 3 и рис.3). ЛПК занимает в структуре экономики России пятое место по объемам экспортных поступлений (3,9% от объема общей экспортной выручки России).
Таблица 3. Показатели экспорта и импорта лесоматериалов в 2002-2004 гг., млн. долл.
2002 |
2003 |
2004 | |
Экспорт |
4692.1 |
5355.6 |
6736.5 |
Импорт |
1758.1 |
2218.8 |
2630.5 |
Сальдо внешнеторгового оборота |
2934 |
3136.8 |
4106 |
Соотношение экспорта и импорта, раз |
2.7 |
2.4 |
2.6 |
Рис. 2 . Структура экспорта продукции ЛПК за 2002-2004 гг.
Россия в 2004 г. экспортировала 42 млн. куб. м. деловой древесины. При этом общий объем экспорта за 13 лет вырос в 4,2 раза при снижении объемов заготовки на 18% за этот же период.
Внешний рынок лесопродукции можно разделить на несколько региональных субрынков, среди которых основными являлись североамериканский, тихоокеанский и европейский. Они различаются по требованиям к качеству и ассортименту продукции, по торговой практике и по уровню цен. Эти три субрынка охватывали примерно 90% емкости мирового лесного рынка. Основные направления экспорта лесопродукции из России представлены в рисунке 3 и таблице 4.
Рис. 3. Основные направления экспорта лесопродукции из России, 2004 г.
Таблица 4. Направления экспорта лесопродукции России
Страны и рынки |
2000 год |
2004 год | ||
Россия |
Россия | |||
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% | |
ВСЕГО |
4 015 |
100 |
6 797 |
100 |
Европа |
1 715 |
42,7 |
2 798 |
41,2 |
АТР |
1 337 |
33,3 |
2 448 |
36 |
в том числе: | ||||
Китай |
615 |
15,3 |
1 518 |
22,3 |
Япония |
587 |
14,6 |
741 |
10,9 |
СНГ |
225 |
5,6 |
648 |
9,5 |
Америка |
96 |
2,4 |
200 |
2,9 |
Африка |
172 |
4,3 |
250 |
3,7 |
Прочие |
469 |
11,7 |
452 |
6,7 |
Если говорить о ценах на экспортируемую продукцию, что цены на продукцию отечественных производителей (табл. 5) ниже мировых на 30-40%.
Таблица 5. Динамика экспортных цен на основные виды лесобумажной продукции в России, 1990-2004гг.