Российский экспорт продукции лесного сектора и тенденции его развития на экологически чувствительных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:32, реферат

Описание

Несмотря на огромные запасы лесного сырья, Россия импортирует довольно значительные объемы целлюлозно-бумажной продукции. Ввоз обусловлен как экономической целесообразностью использования импортного сырья на предприятиях, расположенных на значительном расстоянии от отечественных поставщиков, так и отсутствием российского сырья надлежащего качества. Значительные объемы ввоза приходятся на сорта высококачественной бумаги, не производимые в России. Основными поставщиками импортных товаров ЛПК на российский рынок являются Германия, Финляндия, Италия, на долю которых приходится около 40% от совокупного импорта ЛПК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Российский экспорт продукции лесного сектора ……………………... 5
Экспорт на экологически чувствительные рынки……………………...24
3. Пути повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса России на мировом рынке……………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...34
Библиографический список………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

Реферат РосЭкспорт продукции лесн. комплекса.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)



 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Дальнее зарубежье  Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий вырос на 15,9% за счет увеличения цен и физических объемов  на целлюлозу древесную и фанеру клееную, роста цен на лесоматериалы необработанные и бумагу газетную и увеличения физических объемов  пиломатериалов и целлюлозы.

Значительную и постоянно  увеличивающуюся долю лесоматериалов потребляет Китай, ускоренными темпами  развивающий глубокую переработку  древесины, постоянно увеличивая экспорт  готовой продукции на рынки США, Канады, Японии и др.

Таблица №13. Изменения экспорта в страны СНГ

 

январь-июль 2011 к январю-июль 2010г.

 

по физ объемам

по стоимости

круглый лес

-16%

-2%

пиломатериалы

3%

15%

фанера клееная

-9%

11%

целлюлоза древесная

-31%

-29%

бумага газетная

-39%

-28%




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В страны СНГ стоимостной  показатель экспорта древесины и  целлюлозно-бумажных изделий  уменьшился на 6% по сравнению с январем-июлем 2010 года. К снижению привело сокращение физических объемов поставок бумаги газетной на 39%, лесоматериалов необработанных - на 16% и целлюлозы древесной – на 31%, несмотря на увеличение цен по всем основным позициям группы.

Повышение экспортных цен в 2011 г.

Экономическая политика РФ в лесоперерабатывающей отрасли - в настоящее время ориентирована  на повышение доли выпуска продукции  высоких переделов.

Основой российского  экспорта продукции целлюлозно-бумажной, лесной отрасли  и деревообработки  традиционно являются товары низших ценовых категорий. Около 50% составляют круглый лес и пиломатериалы, 11% – товарная целлюлоза, фанера клееная – 8% и 7% – газетная бумага.

Таблица 14 Доли экспорта основных товаров по данным 2011 г.

 

круглый лес

пиломатериалы

фанера клееная

целлюлоза древесная

бумага газетная

19%

31%

8%

11%

7%


 

Ниже представлены таблицы, показывающие повышение цен на эти  товары за 2011 год.

Таблица 15. Уровень средних фатических цен экспортных операций на КРУГЛЫЙ ЛЕС, $ за м3

2011 г.

средняя

Д/Зарубеж

СНГ

Январь

92,8

93,1

78,2

Февраль

92,9

93,1

80,8

Март

96,3

96,5

84,7

Апрель

98,7

98,9

87,5

Май

96,9

97,1

87,2

Июнь

97,2

97,4

86,7

Июль

97,4

97,5

91,6




 

  

 

 

   

 

 

 

Снижение физических объемов за исследуемый период отмечено по позиции «круглый лес» – 4%, при этом стоимость экспорта данного вида продукции выросла на 6%. Среднеэкспортные цены на «круглый лес» представлены в таблице. Июльские цены выросли в среднем на 5% с января 2011 г. Ценовой пик приходится на апрель 2011г.

 

Таблица 16. Средние экспортные цены на ПИЛОМАТЕРИАЛЫ, $ за тонну  

  

2011г.

средняя

Д/Зарубеж

СНГ

январь

289,8

306,6

230,4

февраль

300,4

325,0

231,1

март

303,3

325,2

235,5

апрель

301,4

317,9

240,0

май

301,3

317,2

246,5

июнь

306,4

319,5

255,3

июль

304,8

317,9

255,6




 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Пиломатериалы занимают наибольшую долю среди экспорта товаров  Лесопромышленного комплекса, более 30%. За период январь-июль 2011 г. в сравнении  с прошлым годом за тот же период на 10% вырос объем пиломатериалов на экспорт как в натуральном выражении, так и в стоимостном. Цены экспорта пиломатериалов за год выросли на 5%.

Таблица 17. Средние экспортные цены на ФАНЕРУ клееную, $ за м3

2011г.

средняя

Д/Зарубеж

СНГ

январь

534,0

534,9

527,5

февраль

537,6

534,9

558,3

март

556,1

557,3

545,8

апрель

570,9

574,3

542,4

май

582,2

583,2

573,2

июнь

579,5

587,0

387,8

июль

588,0

589,1

574,5




 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Экспорт продукции «фанера  клееная» за рассматриваемый период в натуральном выражении практически остался на уровне предыдущего года, в то же время стоимостной показатель увеличился на 30%,  что говорит о значительном росте экспортных цен. За текущий период – июльские цены 2011 г. выросли относительно января т.г. на 10%

Таблица 17. Средние экспортные цены на ЦЕЛЛЮЛОЗУ древесную, $ за тонну

2011г.

средняя

Д/Зарубеж

СНГ

январь

629,9

624,6

712,3

февраль

646,6

643,6

720,3

март

666,5

665,1

727,9

апрель

696,0

694,1

740,0

май

655,7

651,1

759,5

июнь

729,9

734,0

нд

июль

686,8

686,0

531,9




 

       

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Целлюлоза древесная. Рост экспорта в натуральном выражении 9% и 24% в стоимостном. В июле 2011 г. экспортные цены выросли на 9% с начала года.

Таблица 18. Средние экспортные цены на ГАЗЕТНУЮ БУМАГУ, $ за ТОННУ

 

2011г.

средняя

Д/Зарубеж

СНГ

Январь

546,2

544,2

567,4

Февраль

553,2

549,0

588,8

Март

570,9

566,2

611,3

Апрель

586,7

584,0

617,2

Май

598,3

596,8

617,9

Июнь

596,48

595,6

613,5

Июль

597,3

595,9

616,4




 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Больше всех за рассматриваемый  период вырос натуральный объем экспорта «газетной бумаги», 12%. При этом стоимостной рост экспорта данного продукта составил только 11%. Июльские цены выросли на 9% с начала года.

По итогам первых семи месяцев 2011 г.  выявилась тенденция к росту экспорта в целом по РФ – газетной бумаги, пиломатериалов и целлюлозы. Объемы экспорты круглых материалов снижаются.  За период январь-июль 2011 г. к такому же периоду прошлого года выросли цены на все основные товарные группы, максимум роста приходится на фанеру клееную и древесную целлюлозу, соответственно 30% и 24%. Экспортные пиломатериалы и газетная бумага выросли  соответственно на 10% и 11%. Экспортные цены России выросли в среднем на 10-13%. В страны Дальнего Зарубежья за рассматриваемые периоды сократились объемы поставок газетной бумаги и круглого леса, на 8% и 4% соответственно. Цены выросли по всем товарам основной экспортной группы, максимальный рост приходится на фанеру клееную, 32%. Отметим, что при снижении объемов газетной бумаги в страны Дальнего Зарубежья, стоимостной показатель вырос на 16%. В страны СНГ за исследуемый период экспорт вырос только по пиломатериалам, всего на 3% при росте стоимости за данный вид продукции на 15%. Поставки целлюлозы  и газетной бумаги на рынки стран СНГ сократились соответственно на 31% и 39%. Сократился также экспорт круглых лесоматериалов, на 16%.  Сокращение физических объемов экспорта в страны СНГ фанеры клееной на 9% сопровождалось ростом стоимости на данную продукцию на 11%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспорт на экологически чувствительные рынки

Лесная сертификация — это комплексное направление, требующее знаний не только в сфере управления лесами, цепочками поставок продукции, но и в области рынков и маркетинга. Во многих странах мира (Нидерланды, Дания, Бельгия, Швейцария) уже неоднократно проводились кампании по продвижению бренда лесной сертификации.

Основные цели кампании — экологизация сознания потребителей лесобумажной продукции путем разъяснения преимуществ сертифицированной продукции, содействие началу ее потребления и на этой основе — сохранению лесов и более ответственному их использованию. Главной задачей кампании является представление общественно значимых сведений о таких существенных экологических, социальных и лесохозяйственных отличиях сертифицированных лесов от не сертифицированных, которые способны повлиять на закупочную политику компаний и предпочтения потребителей в пользу закупки ими сертифицированной лесобумажной продукции.

В России первая кампания по продвижению сертифицированной продукции стартовала в мае 2009 г. Ее инициаторами выступили Национальный офис Лесного попечительского совета и WWF России. Активными участниками кампании стали бизнес!организации, заинтересованные в продвижении бренда FSC.

Кампания была направлена на следующие целевые группы:

1) бизнес, связанный с лесной продукцией, включая финансовый и банковский сектор, застройщиков и девелоперов, СМИ, издательские дома и типографии, рекламные компании, супермаркеты и магазины;

2) органы государственной власти и самоуправления (главным образом для стимулирования развития механизмов госзакупок и муниципальных закупок в крупных городах);

3) частные потребители  лесной продукции.

Организаторы кампании так определили ее основные цели:

• довести до целевых групп критические экологические, социальные и лесохозяйственные отличия сертифицированных лесов от не сертифицированных, которые способны повлиять на закупочную политику компаний и потребительские предпочтения;

• значительно повысить узнаваемость и признание торгового знака FSC среди целевых групп на российском рынке как знака, снижающего риски закупки незаконной и сомнительной продукции и гарантирующего лучшее сохранение лесов для будущих поколений.

Такие кампании способствуют развитию сертификации в России, тем  самым повышая процент производства и экспорта сертифицированной древесины.

Cпрос на сертифицированную  древесину в развитых странах  убедил многие российские компании, работающие на экспорт, пройти  сертификацию FSC. Благодаря этому  на сегодняшний день в России  сертифицировано уже 20 млн га  лесов. Интерес к использованию зеленой продукции в России с недавних пор проявляют государство (Зеленые стандарты Олимпиады в Сочи-2014) и экологически и социально ответственный бизнес. Недавно ведущий производитель офисных бумаг в России компания Монди объявила о выпуске первой отечественной FSC сертифицированной бумаги марки «Снегурочка». ЗАО Тетра Пак объявил о своих планах по сертификации пищевой упаковки.

Всемирная сеть по торговле сертифицированной лесной продукцией (Global Forest & Trade Network - GFТN).

Объединение лесопромышленников Global Forest & Trade Network (GFTN) было создано в 1991 году по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) с целью противодействия нелегальным рубкам и улучшения лесопользования в лесах высокой природоохранной ценности. Сегодня в сети состоит примерно 300 компаний и организаций из более чем 30 стран мира. В общей сложности участники GFTN управляют 21,5 миллиона гектаров лесов, сертифицированных по стандартам Лесного попечительского совета (FSC), и контролируют 18% мирового рынка лесной продукции в стоимостном выражении.

Информация о работе Российский экспорт продукции лесного сектора и тенденции его развития на экологически чувствительных рынках