Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:32, реферат
Несмотря на огромные запасы лесного сырья, Россия импортирует довольно значительные объемы целлюлозно-бумажной продукции. Ввоз обусловлен как экономической целесообразностью использования импортного сырья на предприятиях, расположенных на значительном расстоянии от отечественных поставщиков, так и отсутствием российского сырья надлежащего качества. Значительные объемы ввоза приходятся на сорта высококачественной бумаги, не производимые в России. Основными поставщиками импортных товаров ЛПК на российский рынок являются Германия, Финляндия, Италия, на долю которых приходится около 40% от совокупного импорта ЛПК.
Введение……………………………………………………………………….3
Российский экспорт продукции лесного сектора ……………………... 5
Экспорт на экологически чувствительные рынки……………………...24
3. Пути повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса России на мировом рынке……………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...34
Библиографический список………………………………………………….36
В Дальнее зарубежье
Экспорт древесины и
Значительную и постоянно увеличивающуюся долю лесоматериалов потребляет Китай, ускоренными темпами развивающий глубокую переработку древесины, постоянно увеличивая экспорт готовой продукции на рынки США, Канады, Японии и др.
Таблица №13. Изменения экспорта в страны СНГ
январь-июль 2011 к январю-июль 2010г. | ||
по физ объемам |
по стоимости | |
круглый лес |
-16% |
-2% |
пиломатериалы |
3% |
15% |
фанера клееная |
-9% |
11% |
целлюлоза древесная |
-31% |
-29% |
бумага газетная |
-39% |
-28% |
В страны СНГ стоимостной показатель экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий уменьшился на 6% по сравнению с январем-июлем 2010 года. К снижению привело сокращение физических объемов поставок бумаги газетной на 39%, лесоматериалов необработанных - на 16% и целлюлозы древесной – на 31%, несмотря на увеличение цен по всем основным позициям группы.
Повышение экспортных цен в 2011 г.
Экономическая политика
РФ в лесоперерабатывающей отрасли
- в настоящее время
Основой российского экспорта продукции целлюлозно-бумажной, лесной отрасли и деревообработки традиционно являются товары низших ценовых категорий. Около 50% составляют круглый лес и пиломатериалы, 11% – товарная целлюлоза, фанера клееная – 8% и 7% – газетная бумага.
Таблица 14 Доли экспорта основных товаров по данным 2011 г.
круглый лес |
пиломатериалы |
фанера клееная |
целлюлоза древесная |
бумага газетная |
19% |
31% |
8% |
11% |
7% |
Ниже представлены таблицы, показывающие повышение цен на эти товары за 2011 год.
Таблица 15. Уровень средних фатических цен экспортных операций на КРУГЛЫЙ ЛЕС, $ за м3
2011 г. |
средняя |
Д/Зарубеж |
СНГ |
Январь |
92,8 |
93,1 |
78,2 |
Февраль |
92,9 |
93,1 |
80,8 |
Март |
96,3 |
96,5 |
84,7 |
Апрель |
98,7 |
98,9 |
87,5 |
Май |
96,9 |
97,1 |
87,2 |
Июнь |
97,2 |
97,4 |
86,7 |
Июль |
97,4 |
97,5 |
91,6 |
Снижение физических объемов за исследуемый период отмечено по позиции «круглый лес» – 4%, при этом стоимость экспорта данного вида продукции выросла на 6%. Среднеэкспортные цены на «круглый лес» представлены в таблице. Июльские цены выросли в среднем на 5% с января 2011 г. Ценовой пик приходится на апрель 2011г.
Таблица 16. Средние экспортные цены на ПИЛОМАТЕРИАЛЫ, $ за тонну
2011г. |
средняя |
Д/Зарубеж |
СНГ |
январь |
289,8 |
306,6 |
230,4 |
февраль |
300,4 |
325,0 |
231,1 |
март |
303,3 |
325,2 |
235,5 |
апрель |
301,4 |
317,9 |
240,0 |
май |
301,3 |
317,2 |
246,5 |
июнь |
306,4 |
319,5 |
255,3 |
июль |
304,8 |
317,9 |
255,6 |
Пиломатериалы занимают наибольшую долю среди экспорта товаров Лесопромышленного комплекса, более 30%. За период январь-июль 2011 г. в сравнении с прошлым годом за тот же период на 10% вырос объем пиломатериалов на экспорт как в натуральном выражении, так и в стоимостном. Цены экспорта пиломатериалов за год выросли на 5%.
Таблица 17. Средние экспортные цены на ФАНЕРУ клееную, $ за м3
2011г. |
средняя |
Д/Зарубеж |
СНГ |
январь |
534,0 |
534,9 |
527,5 |
февраль |
537,6 |
534,9 |
558,3 |
март |
556,1 |
557,3 |
545,8 |
апрель |
570,9 |
574,3 |
542,4 |
май |
582,2 |
583,2 |
573,2 |
июнь |
579,5 |
587,0 |
387,8 |
июль |
588,0 |
589,1 |
574,5 |
Экспорт продукции «фанера
клееная» за рассматриваемый период
в натуральном выражении практи
Таблица 17. Средние экспортные цены на ЦЕЛЛЮЛОЗУ древесную, $ за тонну
2011г. |
средняя |
Д/Зарубеж |
СНГ |
январь |
629,9 |
624,6 |
712,3 |
февраль |
646,6 |
643,6 |
720,3 |
март |
666,5 |
665,1 |
727,9 |
апрель |
696,0 |
694,1 |
740,0 |
май |
655,7 |
651,1 |
759,5 |
июнь |
729,9 |
734,0 |
нд |
июль |
686,8 |
686,0 |
531,9 |
Целлюлоза древесная. Рост экспорта в натуральном выражении 9% и 24% в стоимостном. В июле 2011 г. экспортные цены выросли на 9% с начала года.
Таблица 18. Средние экспортные цены на ГАЗЕТНУЮ БУМАГУ, $ за ТОННУ
2011г. |
средняя |
Д/Зарубеж |
СНГ |
Январь |
546,2 |
544,2 |
567,4 |
Февраль |
553,2 |
549,0 |
588,8 |
Март |
570,9 |
566,2 |
611,3 |
Апрель |
586,7 |
584,0 |
617,2 |
Май |
598,3 |
596,8 |
617,9 |
Июнь |
596,48 |
595,6 |
613,5 |
Июль |
597,3 |
595,9 |
616,4 |
Больше всех за рассматриваемый
период вырос натуральный объем экспор
По итогам первых семи месяцев 2011 г. выявилась тенденция к росту экспорта в целом по РФ – газетной бумаги, пиломатериалов и целлюлозы. Объемы экспорты круглых материалов снижаются. За период январь-июль 2011 г. к такому же периоду прошлого года выросли цены на все основные товарные группы, максимум роста приходится на фанеру клееную и древесную целлюлозу, соответственно 30% и 24%. Экспортные пиломатериалы и газетная бумага выросли соответственно на 10% и 11%. Экспортные цены России выросли в среднем на 10-13%. В страны Дальнего Зарубежья за рассматриваемые периоды сократились объемы поставок газетной бумаги и круглого леса, на 8% и 4% соответственно. Цены выросли по всем товарам основной экспортной группы, максимальный рост приходится на фанеру клееную, 32%. Отметим, что при снижении объемов газетной бумаги в страны Дальнего Зарубежья, стоимостной показатель вырос на 16%. В страны СНГ за исследуемый период экспорт вырос только по пиломатериалам, всего на 3% при росте стоимости за данный вид продукции на 15%. Поставки целлюлозы и газетной бумаги на рынки стран СНГ сократились соответственно на 31% и 39%. Сократился также экспорт круглых лесоматериалов, на 16%. Сокращение физических объемов экспорта в страны СНГ фанеры клееной на 9% сопровождалось ростом стоимости на данную продукцию на 11%.
2. Экспорт на экологически чувствительные рынки
Лесная сертификация — это комплексное направление, требующее знаний не только в сфере управления лесами, цепочками поставок продукции, но и в области рынков и маркетинга. Во многих странах мира (Нидерланды, Дания, Бельгия, Швейцария) уже неоднократно проводились кампании по продвижению бренда лесной сертификации.
Основные цели кампании — экологизация сознания потребителей лесобумажной продукции путем разъяснения преимуществ сертифицированной продукции, содействие началу ее потребления и на этой основе — сохранению лесов и более ответственному их использованию. Главной задачей кампании является представление общественно значимых сведений о таких существенных экологических, социальных и лесохозяйственных отличиях сертифицированных лесов от не сертифицированных, которые способны повлиять на закупочную политику компаний и предпочтения потребителей в пользу закупки ими сертифицированной лесобумажной продукции.
В России первая кампания по продвижению сертифицированной продукции стартовала в мае 2009 г. Ее инициаторами выступили Национальный офис Лесного попечительского совета и WWF России. Активными участниками кампании стали бизнес!организации, заинтересованные в продвижении бренда FSC.
Кампания была направлена на следующие целевые группы:
1) бизнес, связанный с лесной продукцией, включая финансовый и банковский сектор, застройщиков и девелоперов, СМИ, издательские дома и типографии, рекламные компании, супермаркеты и магазины;
2) органы государственной власти и самоуправления (главным образом для стимулирования развития механизмов госзакупок и муниципальных закупок в крупных городах);
3) частные потребители лесной продукции.
Организаторы кампании так определили ее основные цели:
• довести до целевых групп критические экологические, социальные и лесохозяйственные отличия сертифицированных лесов от не сертифицированных, которые способны повлиять на закупочную политику компаний и потребительские предпочтения;
• значительно повысить узнаваемость и признание торгового знака FSC среди целевых групп на российском рынке как знака, снижающего риски закупки незаконной и сомнительной продукции и гарантирующего лучшее сохранение лесов для будущих поколений.
Такие кампании способствуют
развитию сертификации в России, тем
самым повышая процент
Cпрос на сертифицированную
древесину в развитых странах
убедил многие российские
Всемирная сеть по торговле сертифицированной лесной продукцией (Global Forest & Trade Network - GFТN).
Объединение лесопромышленников Global Forest & Trade Network (GFTN) было создано в 1991 году по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) с целью противодействия нелегальным рубкам и улучшения лесопользования в лесах высокой природоохранной ценности. Сегодня в сети состоит примерно 300 компаний и организаций из более чем 30 стран мира. В общей сложности участники GFTN управляют 21,5 миллиона гектаров лесов, сертифицированных по стандартам Лесного попечительского совета (FSC), и контролируют 18% мирового рынка лесной продукции в стоимостном выражении.