Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:32, реферат
Несмотря на огромные запасы лесного сырья, Россия импортирует довольно значительные объемы целлюлозно-бумажной продукции. Ввоз обусловлен как экономической целесообразностью использования импортного сырья на предприятиях, расположенных на значительном расстоянии от отечественных поставщиков, так и отсутствием российского сырья надлежащего качества. Значительные объемы ввоза приходятся на сорта высококачественной бумаги, не производимые в России. Основными поставщиками импортных товаров ЛПК на российский рынок являются Германия, Финляндия, Италия, на долю которых приходится около 40% от совокупного импорта ЛПК.
Введение……………………………………………………………………….3
Российский экспорт продукции лесного сектора ……………………... 5
Экспорт на экологически чувствительные рынки……………………...24
3. Пути повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса России на мировом рынке……………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...34
Библиографический список………………………………………………….36
В России Ассоциация экологически
ответственных
Рис. 6. Доля членов GFTN России в российском экспорте
Система FSC (Forest Stewardship Council – Леснойпопечительский совет)
FSC (Лесной Попечительский
Совет) сформирован в сентябре
1993 года в г.Торонто (Канада) по
инициативе лесопользователей,
По своей форме FSC – некоммерческая неправительственная организация и является доминирующей на рынке лесной сертификации. Внедрение системы сертификации FSC активно поддерживается Всемирным банком (WB) и большинством международных и национальных неправительственных организаций. Штаб-квартира FSC находится в г. Бонн, Германия.
По результатам исследования 100 крупнейших лесных и целлюлозно-бумажных компаний мира, проведенного одним из самых авторитетных рейтинговых и аудиторских агентств Pricewaterhouse Coopers в 2008 г., FSC является наиболее признаваемой в мире схемой лесной сертификации.
В число основных услуг, предоставляемых ЛПС, входят:
• разработка стандартов и процедур сертификации, включая национальный и региональный стандарт лесоуправления;
• аккредитация органов по сертификации для проведения сертификации лесоуправления, аккредитация национальных инициатив и стандартов FSC;
• управление и контроль за использованием товарного знака — логотипа FSC;
• продвижение логотипа FSC на наиболее выгодных и перспективных рынках, в государственных закупках и в инвестировании.
FSC является зарегистрированным товарным знаком в странах Евросоюза, Северной Америки, Китае, России, ряде стран Латинской Америки и находится в процессе регистрации товарного знака во многих других странах мира, где сертификация распространена.
По схеме FSC в Мире сертифицировано свыше 115 млн. га лесов, выдано около 15.000 сертификатов цепочки поставок продукции, на рынке присутствуют тысячи наименований продукции с логотипом FSC, сертификаты выданы в 81 стране Мира. Аккредитовано 19 сертификационных органов, 37 Национальных инициатив, одобрено 25 Национальных стандартов, в том числе и Российский. По данным ООН FSC сертификация является быстро развивающейся системой лесной сертификации в Мире. Рынок продукции с логотипом FSC оценивается в 30 млрд. долларов, или 7-9% от всего рынка лесобумажной продукции, а темпы развития этого сектора рынка на порядок превосходят темпы развития несертифицированного сектора. Продукция FSC закупается ответственными потребителями, бизнесом и в рамках государственных закупок легальных и сертифицированных материалов более чем в 15 странах Мира.
Рис. 7. FSC Сертификация в России
В 2010 году в России выдано 50 FSC сертификатов цепочки поставок и 33 сертификата контролируемой древесины.
Рис. 8. Динамика сертификации лесов. Столбцы
– площадь FSC-
В 2010 году уровень развития FSC сертификации преодолел определенные знаковые рубежи. В конце марта месяца был выдан 100ый сертификат цепочки поставок. Его получила кампания ООО «Туровец-экспорт» из г. Вологды. Данное предприятие специализируется в области экспортных продаж пиломатериалов лесоперерабатывающих предприятий Вологодской области.
В ноябре 2010 года выдан сотый сертификат контролируемой древесины. Данные сертификаты входят в состав сертификатов цепочки FSC. Владельцем 100-го сертификата контролируемой древесины стал фанерный комбинат «Красный якорь» из Кировской области. Данное предприятие специализируется на выпуске высококачественной фанеры и экспортирует ее на рынки зарубежья.
Темпы FSC сертификации цепочки поставок и сопряженной с ней сертификации контролируемой древесины существенно выросли в 2010 году. Так в 2010 году выдано 50 FSC сертификатов цепочки поставок и 33 сертификата контролируемой древесины, что составляет примерно одну треть от всех соответствующих сертификатов, выданных за 10 лет существования FSC сертификации в России. Такие беспрецедентные темпы развития сертификации цепочки поставок свидетельствуют о все более усиливающихся требованиях покупателей в отношении легальности и устойчивости происхождения продукции из древесины и бумаги − как на экспортных рынках, так и в России. Всего на сегодняшний день в РФ выдано почти 150 сертификатов цепочки и 107 сертификатов контролируемой древесины.
По состоянию на 31 января 2011 г. общая площадь просертифицированных лесов на территории Российской Федерации составила более 26 млн гектара. В нашей стране сертифицировано свыше 17% всех лесов, находящихся в аренде. По этому показателю Россия уступает лишь Канаде (свыше 27 млн гектаров, или 20%).
На сегодняшний день в России выданы и действуют 125 сертификата FSC на управление лесами и отслеживание цепочек поставок «от производителя к потребителю» (FM/CoC) , из них у членов Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников (GFTN России) - 37 сертификатов (17 755 960 га, или 70%), а также 150 сертификатов FSC на цепочки поставок (CoC) и контролируемую древесину (CW), включая групповую сертификацию.
Организации национального уровня, работающие в области FSC-сертификации
• Представительство Лесного попечительского совета для России и СНГ (Москва). Задачи — общие вопросы поддержки и развития системы в РФ, работа с органами государственного управления, координация работы в области разработки стандартов, работа с сертификационными органами и аудиторами, консалтинговыми структурами, информационное обеспечение процесса сертификации, реализация пилотных проектов и т. д.
• Национальная инициатива FSC (Москва). Представлена более чем 60 организациями и индивидуальными членами, включая ведущие лесопромышленные компании, Профсоюз работников лесных отраслей Российской Федерации, экологические организации и др. Задача — разработка стандартов, работа с жалобами и замечаниями.
• Ассоциация экологически ответственных лесопромышленников России (GFTN России). Создана как партнерство WWF и экологически ответственного бизнеса для продвижения сертификации и маркетинга российской FSC-сертифицированной продукции1. Сейчас ассоциация включает свыше 50 российских лесопромышленных компаний.
Сертификационные органы, работающие в России
Сертификационные органы выполняют сертификацию предприятий, могут заниматься обучением и информационной работой. В России сейчас работают представители 11 органов по сертификации (из 24 аккредитованных в мире). С российскими лесопромышленными компаниями работают следующие сертификационные органы:
• «ГФА Консалтинг груп»;
• БМ Трада;
• ООО «Контрол Юньон Сертификейшенс»;
• ООО «Лесная сертификация»;
• Ассоциация по сертификации «Русский Ре!
гистр»;
• «НЭПКон» — партнер программы «Смартвуд»;
• «СЖС Квалифор»;
• «Сойл Ассошиейшен»;
• Бюро Веритас;
• HolzCert Austria.
3. Пути повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса России на мировом рынке
Важным направлением развития ЛПК является совершенствование системы и структуры управления в отрасли. Согласно новому Лесному кодексу, разводятся функции управления, функции ведения хозяйства и функции надзора.
Создание в результате административной реформы управленческой пирамиды – Министерство природных ресурсов РФ (управление) – Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – Лесная инспекция (надзорный орган) – в большей степени отвечает мировому опыту в вопросах госрегулирования этой важнейшей отрасли. Существенно изменен порядок лесопользования, система управления и бюджетирования лесного хозяйства, распределения полномочий и ответственности федерального центра и субъектов РФ. Введена децентрализация управления лесами, лесного контроля и надзора – основная часть лесов по-прежнему остается в федеральной собственности. Доходы от передачи лесов в пользование поступают в федеральный бюджет, законы и правила, связанные с лесопользованием, устанавливаются на федеральном уровне, но ответственность за управлением лесами, их охрану, использование и воспроизводство возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для увеличения производства продукции и ее экспорта на мировые рынки необходимо:
1) предусмотреть ужесточение правовых норм ответственности и наказания за приобретение, хранение, транспортировку и сбыт незаконно добытой древесины;
2) уточнить положения
о правах собственника на
3) разграничить полномочия
между центром, субъектами РФ
и органами местного
4) точнее определить сроки предоставления лесных участков в краткосрочную и долгосрочную аренду;
5) детализировать возможности
субаренды и пролонгации
6) предоставить арендодателям
возможность досрочного
Расширение и диверсификация лесного экспорта важны для развития лесного комплекса, как крупного и стабильного источника экспортных доходов, сопоставимых с доходами от основных статей российского экспорта. Кроме того, это создаст условия для улучшения социально-экономического положения в лесных регионах России.
Сценарий интенсификации усилий всех участников лесного комплекса: органов государственной власти, бизнеса, отраслевых союзов и конфедераций, представителей лесной науки, должен включать в себя выработку такой лесной политики, которая учитывала бы все аспекты отношений, вплоть до решения взаимосвязанных законодательных, финансовых, инфраструктурных, кадровых, социальных вопросов. Элементами такой политики являются:
- Меры по использованию
тарифного и нетарифного
Заключение
Лесной потенциал Российской Федерации является наибольшим из всех стран мира и составляет по запасам древесины около 22% от мировых. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации по данным лесного реестра на 01 января 2011 г. составляет 1 183,3 млн. га. Доля лесных земель составляет свыше 75% от общей площади земель лесного фонда. Общий запас древесины на территории лесного фонда Российской Федерации составляет 83,4 млрд.куб.м, использование расчетной лесосеки в 2010 году – 27,7% от допустимого объема изъятия древесины. Леса России по преимуществу бореальные, основные лесообразующие породы в лесном фонде - лиственница, сосна, ель, бук, береза, осина. Площади, занятые в Российской Федерации насаждениями основных лесообразующих пород, остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий. После резкого сокращения объема лесозаготовок в 2009 г. (на 13,7%) в 2010 году возобновился рост (на 9,5%). В 2011 г. благодаря улучшению ситуации на мировых рынках и восстановлению внутреннего спроса ожидается увеличение объема лесозаготовок – 110% к уровню 2010 года, а соответственно и увеличение экспорта лесопродукции.
Продукция российского производства уступает зарубежным аналогам ввиду устаревших, небезопасных для окружающей среды технологий, которые не позволяют обеспечивать стандарт качества, а также увеличивают расход ресурсов (сырье, энергия, труд) на единицу продукции. Вместе с тем российский рынок лесной промышленности обладает значительным потенциалом.
При сохранении сложившихся тенденций с 2011 года ожидается умеренный рост производства продукции отрасли в среднесрочный период, обусловленный, прежде всего, следующими факторами, определяющими развитие лесопромышленного комплекса. В 2011г. сохраняется тенденция увеличения экспорта продукции лесопромышленного комплекса. Увеличение спроса на продукцию обусловлено увеличением темпов роста доходов населения и торговли, возобновлением роста инвестиционной активности, улучшением ситуации в жилищном строительстве, увеличением объемов строительных работ.