Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение и использование новых источников энергии 18
Заключение 23
Литература 25
Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение
и использование новых
Заключение 23
Литература 25
Приложение 27
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.
Энергетическая безопасность
является важнейшей составляющей национальной
безопасности России. Обеспечение национальной
безопасности - одна из основных задач
энергетической политики.
Энергетическая безопасность
- это состояние защищенности страны, ее
граждан, общества, государства, экономики
от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.
Эти угрозы определяются как внешними
(геополитическими, макроэкономическими,
конъюнктурными) факторами, так и собственно
состоянием и функционированием энергетического
сектора страны.
Указанные факторы, сдерживающие
развитие ТЭК, являются одновременно источником
угроз энергетической безопасности
России.
Анализ сложившейся ситуации
в топливно-энергетическом комплексе
свидетельствует, что эти угрозы носят
уже вполне реальный характер. Диспропорции
в топливо- и энергообеспечении отдельных
регионов России становятся "хронической
болезнью" (неудовлетворительное состояние
коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении
и др.), что реально угрожает энергетической
безопасности регионов. Проблема усугубляется
географией размещения запасов первичных
энергоресурсов, производства нефтепродуктов
и электроэнергии по регионам страны,
недостаточностью мощностей линий электропередачи,
связывающих Дальний Восток, Сибирь и
европейскую часть страны.
Целью политики энергетической безопасности
является последовательное улучшение
ее следующих главных характеристик:
- способность ТЭК надежно обеспечивать
экономически обоснованный внутренний
и внешний спрос энергоносителями соответствующего
качества и приемлемой стоимости;
- способность потребительского
сектора экономики эффективно использовать
энергоресурсы, предотвращая тем самым
нерациональные затраты общества на свое
энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического
баланса;
- устойчивость энергетического
сектора к внешним и внутренним экономическим,
техногенным и природным угрозам, а также
его способность минимизировать ущерб,
вызванный проявлением различных дестабилизирующих
факторов.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической
безопасности являются:
- гарантированность и надежность
энергообеспечения экономики и населения
страны в полном объеме в обычных условиях
и в минимально необходимом объеме при
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций
различного характера;
- контроль со стороны государства,
федеральных органов исполнительной власти
и местных органов управления за надежным
энергоснабжением объектов, обеспечивающих
безопасность государства;
- восполняемость исчерпаемых
ресурсов топлива (темпы потребления этих
ресурсов должны согласовываться с темпами
освоения замещающих их источников энергии);
- диверсификация используемых
видов топлива и энергии (экономика не
должна чрезмерно зависеть от какого-либо
одного энергоносителя);
- учет требований экологической
безопасности (развитие энергетики должно
соответствовать возрастающим требованиям
охраны окружающей среды);
- предотвращение нерационального
использования энергоресурсов (взаимосвязь
с политикой энергетической эффективности);
- создание экономических условий
(прежде всего за счет налоговых и таможенных
мер), обеспечивающих равную выгоду поставок
энергоресурсов на внутренний и внешний
рынки и рационализацию структуры экспорта;
максимально возможное использование
во всех технологических процессах и проектах
конкурентоспособного отечественного
оборудования.
Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях). Предусматривается, что в текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий. Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.
С точки зрения данной проблематики,
более последовательно выглядят
позиции европейских стран
Эти вызовы глобальной энергетической безопасности имеют, несомненно, угрожающие последствия для Европейского Союза. Уже в ноябре 2000 года Европейская Комиссия утвердила "Зеленую книгу" будущей безопасности энергоснабжения, в которой было указано на многочисленные структурные слабости ЕС, а также на будущие вызовы.
Комиссия ЕС с озабоченностью относится к росту зависимости Европы от импорта энергоносителей: к 2030 году она будет составлять 70%, в то время как импорт нефти в ЕС может вырасти с 76% до 90%, импорт газа - с 40% до 70%, угля - с 50% до более чем 70%.
Учитывая политическую нестабильность на Среднем Востоке, в рамках Европейского Союза принятие решение о больших объемах экспорта нефти и газа из России, что представляется естественным и находит свое выражение в европейско-российском энергетическом. На первый взгляд, и на самом деле целый ряд причин (не в последнюю очередь большая политическая стабильность) говорят за необходимость увеличения европейского импорта энергоносителей из России. Так, импорт российского газа в Германию в первые четыре месяца 2004 года составил уже 47%, нефти - 33,8% от общего объема импорта соответствующих энергоносителей. Импортную квоту природного газа можно для ФРГ было бы увеличить к 2030 году даже до 60% и более. Однако в периоды кризисов именно газоснабжение по причине, требующей больших затрат и инвестиций в пользу инфраструктуры, является гораздо менее гибким, чем снабжение сырой нефтью (многие государства при этом находятся в зависимости от единственного газопровода).
Технические дефициты, связанные
с газопроводами, или политически
мотивированное прекращение газоснабжения
имеют гораздо более серьезное
значение, так как подобного рода
остановка в снабжении не может
быть в короткие сроки скомпенсирована
при помощи других поставок. Это
справедливо до тех пор, пока Германия
и Европа не перейдут к увеличению
импорта сжиженного газа, что, конечно,
является для них более дорогим
удовольствием. Слишком сильная
зависимость от импорта природного
газа из России, вместе с тем, противоречила
бы также важному положению ЕС
о диверсификации поставок. К тому
же это было бы не совсем беспроблемно,
поскольку энергетическая политика
России, которая ни в коей мере не
следует лишь экономическим критериям,
тесно связана с
С точки зрения стратегических
интересов России следует признать,
что наша страна рассматривается
в мире сейчас как ключевое звено
в системе международной
России в качестве поставщика энергоресурсов в основном на рынки промышленно-развитых стран альянса, в противовес растущей конкуренции со стороны потенциально новых индустриальных лидеров, относительно независимых от стран клуба G-8. Как отмечает видный российский специалист, президент Российского союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник, энергопотребление в начале XXI века по всем регионам планеты демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Этот рост обусловлен динамичным мировым экономическим развитием и все более важной ролью
энергоресурсов в жизни человечества. За последние 10 лет энергопотребление в мире увеличилось на 11%. За тридцать лет (с 1971 по 2000 г.) оно выросло почти на 84% - с 5,0 до 9,2 млрд т в условном (в пересчете на нефть) исчислении. По его оценкам, в предстоящие 30 лет оно возрастет еще на 60-70%, с темпом роста 1,7-2,0% в год. При этом нефть продолжит доминировать над другими видами топлива, хотя наиболее высокими темпами будет расти спрос на газ (около 2,4% ежегодно). Только прирост потребления нефти и газа в мире за эти 30 лет составит около 2,2 млрд т нефтяного эквивалента по каждому из этих видов сырья (для сравнения: за предыдущие 30 лет - с 1971 по 2000 г. прирост потребления нефти составил 1,1 млрд т и газа - 1,2 млрд т).
Усиливается дифференциация между энергопроизводящими и энергопотребляющими регионами - отсюда рост значимости внешней торговли и всего комплекса внешнеполитических и внешнеэкономических аспектов в энергетике, особенно в нефтяной отрасли. Появились новые крупнейшие потребители энергоресурсов и импортеры нефти - и среди них, прежде всего, Китай и Индия. По оценкам специалистов Международного энергетического агентства (МЭА) - одной из наиболее авторитетных
международных организаций
в части долгосрочного
Тот факт, что Россия стала
играть лидирующую роль в обеспечении
международной энергетической безопасности,
подтверждается не только ее национальными
источниками. Эксперты Международного
энергетического агентства
По оценкам российских специалистов, также получается, что роль России в мировой энергетической безопасности будет расти. Доля России в мировых запасах нефти, по их данным, составляет 13%, газа - 35%, угля - 12%. Значительно участие страны в программах развития электроэнергетики, в том числе атомной, в научных разработках альтернативных источников энергии.
Основные интересы нашей страны в сфере обеспечения международной энергетической безопасности. Это:
- относительная стабилизация
цен на энергоносители на
- согласованное регулирование
параметров развития мирового
энергетического рынка, с
- привлечение инвестиций в проекты разработки энергоресурсов по схемам,
обеспечивающим соблюдение интересов всех участников;
- разработка и внедрение энергосберегающих технологий и вариантов эксплуатации малопродуктивных месторождений углеводородного сырья;
- компенсация потерь и
затрат, связанных с экологическими
последствиями развития
Если говорить о мерах по стабилизации мирового топливного рынка, то надо констатировать, что в рамках "восьмерки" речь идет, прежде всего, об интересах трех основных игроков - США, Евросоюза и России, которые отнюдь не всегда совпадают и требуют согласования. Обратимся к известной работе Ю. Шафраника. По его мнению, с которым мы склонны согласиться, происходит глобализация мировых энергетических рынков. Рынки энергоресурсов, будучи вначале однопродуктовыми и локальными,
эволюционировали со временем в сторону региональных и глобальных (мировых) рынков отдельных энергоресурсов (например, мировой нефтяной рынок) и региональных рынков энерготоваров (например, европейский рынок электроэнергии и газа).
Конечной целью развития
энергетических рынков является формирование
глобального энергетического
В настоящее время ведущие
позиции на мировых рынках энергоресурсов,
а основным из них пока является
нефтяной, занимает ряд стран - экспортеров
жидкого топлива и
Информация о работе Россия и международная энергетическая безопасность