Россия и международная энергетическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Содержание

Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение и использование новых источников энергии 18
Заключение 23
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

Россия и международная энергетическая безопасность.docx

— 71.04 Кб (Скачать документ)

 

Введение 2

Проблематика  международной энергетической безопасности 4

Основы стратегии  по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8

Стабилизация  мирового топливного рынка 10

Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13

Энергосбережение  и использование новых источников энергии 18

Заключение 23

Литература 25

Приложение 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики  от угроз надежному топливо- и  энергообеспечению.

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач  энергетической политики. 
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Указанные факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России. 
Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны. 
          Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик: 
- способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости; 
- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса; 
- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов. 
          Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются: 
- гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера; 
- контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства; 
- восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива (темпы потребления этих ресурсов должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); 
- диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя); 
- учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды); 
- предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности); 
- создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта; 
максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях). Предусматривается, что в текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий. Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

 

 

 

 

Проблематика международной  энергетической безопасности

 

С точки зрения данной проблематики, более последовательно выглядят позиции европейских стран членов "восьмерки". В "старой" Европе отчетливо понимают, что отстаивание обобщенных интересов "западной демократии" не снимает вульгарный страх перед кратковременным глобальным производственным дефицитом, который повлечет за собой рост цен на нефть и тем самым существенно замедлит темпы роста мировой экономики. Это может произойти в том случае, если террористические акты выйдут за пределы Ирака, распространятся на Саудовскую Аравию, крупнейшего производителя нефти, что все больше будет затрагивать всю инфраструктуру нефтяной отрасли (например, производственные мощности и нефтеперерабатывающие заводы). Таким образом, собственно проблематика международной энергетической безопасности в кратко- и среднесрочной перспективе заключается не только в конечности запасов нефти и газа, но и в предотвращении региональных кризисов и внутриполитической нестабильности в нефте- и газодобывающих странах, при все большем дефиците свободных производственных мощностей (следствие глобальной конкуренции) и неожиданно быстро растущем глобальном спросе на нефть, а также колоссальной потребности в инвестициях в новую инфраструктуру (разведка полезных ископаемых, нефтеперерабатывающие заводы, нефте- и газопроводы и т. д.).

Эти вызовы глобальной энергетической безопасности имеют, несомненно, угрожающие последствия для Европейского Союза. Уже в ноябре 2000 года Европейская  Комиссия утвердила "Зеленую книгу" будущей безопасности энергоснабжения, в которой было указано на многочисленные структурные слабости ЕС, а также  на будущие вызовы.

Комиссия ЕС с озабоченностью относится к росту зависимости  Европы от импорта энергоносителей: к 2030 году она будет составлять 70%, в то время как импорт нефти  в ЕС может вырасти с 76% до 90%, импорт газа - с 40% до 70%, угля - с 50% до более чем 70%.

Учитывая политическую нестабильность на Среднем Востоке, в рамках Европейского Союза принятие решение о больших  объемах экспорта нефти и газа из России, что представляется естественным и находит свое выражение в европейско-российском энергетическом. На первый взгляд, и на самом деле целый ряд причин (не в последнюю очередь большая политическая стабильность) говорят за необходимость увеличения европейского импорта энергоносителей из России. Так, импорт российского газа в Германию в первые четыре месяца 2004 года составил уже 47%, нефти - 33,8% от общего объема импорта соответствующих энергоносителей. Импортную квоту природного газа можно для ФРГ было бы увеличить к 2030 году даже до 60% и более. Однако в периоды кризисов именно газоснабжение по причине, требующей больших затрат и инвестиций в пользу инфраструктуры, является гораздо менее гибким, чем снабжение сырой нефтью (многие государства при этом находятся в зависимости от единственного газопровода).

Технические дефициты, связанные  с газопроводами, или политически  мотивированное прекращение газоснабжения  имеют гораздо более серьезное  значение, так как подобного рода остановка в снабжении не может  быть в короткие сроки скомпенсирована  при помощи других поставок. Это  справедливо до тех пор, пока Германия и Европа не перейдут к увеличению импорта сжиженного газа, что, конечно, является для них более дорогим  удовольствием. Слишком сильная  зависимость от импорта природного газа из России, вместе с тем, противоречила  бы также важному положению ЕС о диверсификации поставок. К тому же это было бы не совсем беспроблемно, поскольку энергетическая политика России, которая ни в коей мере не следует лишь экономическим критериям, тесно связана с внешнеполитическими  мотивами и мотивами политики безопасности.

С точки зрения стратегических интересов России следует признать, что наша страна рассматривается  в мире сейчас как ключевое звено  в системе международной энергетической безопасности, причем это относится  не только к традиционным для нее  рынкам сбыта энергоносителей (Европа, США), но и к новым: Китай, Индия  и другие страны Азии, развивающим свое энергопотребление опережающими темпами. В этом плане многие инициативы "восьмерки" можно расценивать как средство закрепления

России в качестве поставщика энергоресурсов в основном на рынки  промышленно-развитых стран альянса, в противовес растущей конкуренции  со стороны потенциально новых индустриальных лидеров, относительно независимых  от стран клуба G-8. Как отмечает видный российский специалист, президент Российского  союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник, энергопотребление в начале XXI века по всем регионам планеты демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Этот рост обусловлен динамичным мировым экономическим развитием и все более важной ролью

энергоресурсов в жизни  человечества. За последние 10 лет энергопотребление в мире увеличилось на 11%. За тридцать лет (с 1971 по 2000 г.) оно выросло почти на 84% - с 5,0 до 9,2 млрд т в условном (в пересчете на нефть) исчислении. По его оценкам, в предстоящие 30 лет оно возрастет еще на 60-70%, с темпом роста 1,7-2,0% в год. При этом нефть продолжит доминировать над другими видами топлива, хотя наиболее высокими темпами будет расти спрос на газ (около 2,4% ежегодно). Только прирост потребления нефти и газа в мире за эти 30 лет составит около 2,2 млрд т нефтяного эквивалента по каждому из этих видов сырья (для сравнения: за предыдущие 30 лет - с 1971 по 2000 г. прирост потребления нефти составил 1,1 млрд т и газа - 1,2 млрд т).

Усиливается дифференциация между энергопроизводящими и энергопотребляющими регионами - отсюда рост значимости внешней торговли и всего комплекса внешнеполитических и внешнеэкономических аспектов в энергетике, особенно в нефтяной отрасли. Появились новые крупнейшие потребители энергоресурсов и импортеры нефти - и среди них, прежде всего, Китай и Индия. По оценкам специалистов Международного энергетического агентства (МЭА) - одной из наиболее авторитетных

международных организаций  в части долгосрочного прогнозирования  производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, импорт нефти и нефтепродуктов этими государствами к 2030 г. может  составить, соответственно, до 475 и 255 млн. тонн, соответственно. Все это еще  раз подчеркивает роль энергетического  фактора в мировых процессах.

Тот факт, что Россия стала  играть лидирующую роль в обеспечении  международной энергетической безопасности, подтверждается не только ее национальными  источниками. Эксперты Международного энергетического агентства официально признали этот факт. По их мнению, Россия сейчас занимает особое место в мировой  энергетике. Такой вывод делают авторы доклада, распространенного в конце 2004 г. парижской штаб-квартирой Международного энергетического агентства. Впервые  в этом докладе России посвящена  отдельная глава. Авторы документа  отмечают, что на сегодняшний день Россия находится на седьмом месте  в мире по объему запасов нефти, а  по экспорту "черного золота" занимает второе место вслед за Саудовской Аравией. Согласно прогнозам экспертов  МЭА, к 2010 году российские поставки будут  составлять более 15% от объема мирового рынка нефти, а к 2030 году они снизятся до 10%, что примерно соответствует  нынешнему уровню. Еще более солидными  выглядят российские позиции в области  природного газа, где РФ является мировым  лидером, как по добыче, так и по экспорту этого сырья. По мнению экспертов  агентства, Россия, на долю которой  приходится 26% мировых запасов природного газа, сохранит лидирующие позиции  и к 2030 году. Все это, как полагают авторы доклада, говорит о том, что  Россия будет играть растущую роль в поставках и мировой торговле углеводородным сырьем, что неизбежно  будет иметь решающие последствия  для мировой энергетической безопасности. Впрочем, как отмечают эксперты МЭА, у этого процесса есть и обратная сторона: не только мировой рынок  энергоносителей будет во многом зависеть от России, но и сама Россия может попасть во все большую  зависимость от этого рынка. В  этой связи авторы доклада высказывают  опасения по поводу того, что в случае чересчур резкого падения мировых  цен на нефть Россия может попытаться воздействовать на рынок, согласовав с  ОПЕК снижение объемов добычи. Чтобы  избежать чрезмерной зависимости от мировых цен на энергоносители, по их мнению, России следует активнее продвигаться по пути диверсификации своей экономики, предупреждают  составители доклада. С их точки  зрения, это необходимо еще и потому, что высокие темпы роста нефтедобычи  в ближайшие годы, согласно прогнозам, должны замедлиться. В настоящее время, напоминают эксперты МЭА, в России добывается свыше 10,4 миллионов баррелей нефти в день. После этого уровень нефтедобычи практически стабилизируется и к 2020 году составит примерно 10,8 миллиона баррелей в день. Что касается газового сектора, то, как полагают эксперты МЭА, гигантские ресурсы позволят и в дальнейшем увеличивать производство и не только обеспечивать внутренний спрос, но и наращивать экспортные поставки в Европу и на новые азиатские рынки. Однако, отмечают авторы доклада, обязательным условием такого развития событий является массовый приток инвестиций в абсолютно новые проекты, которые должны прийти на смену нынешним месторождениям. А для обеспечения интереса со стороны зарубежных инвесторов необходимо, в свою очередь, открытие российского рынка и повышение внутренних цен на газ, говорят эксперты МЭА.

По оценкам российских специалистов, также получается, что  роль России в мировой энергетической безопасности будет расти. Доля России в мировых запасах нефти, по их данным, составляет 13%, газа - 35%, угля - 12%. Значительно участие страны в  программах развития электроэнергетики, в том числе атомной, в научных  разработках альтернативных источников энергии.

Основные интересы нашей страны в сфере обеспечения международной энергетической безопасности. Это:

- относительная стабилизация  цен на энергоносители на приемлемом  для России уровне;

- согласованное регулирование  параметров развития мирового  энергетического рынка, с учетом  интересов как экспортеров, так и импортеров энергоресурсов;

- привлечение инвестиций в проекты разработки энергоресурсов по схемам,

обеспечивающим соблюдение интересов всех участников;

- разработка и внедрение энергосберегающих технологий и вариантов эксплуатации малопродуктивных месторождений углеводородного сырья;

- компенсация потерь и  затрат, связанных с экологическими  последствиями развития энергетики (в том числе - атомной).

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы стратегии по обеспечению  глобальной энергетической безопасности

 

Если говорить о мерах  по стабилизации мирового топливного рынка, то надо констатировать, что  в рамках "восьмерки" речь идет, прежде всего, об интересах трех основных игроков - США, Евросоюза и России, которые отнюдь не всегда совпадают  и требуют согласования. Обратимся  к известной работе Ю. Шафраника. По его мнению, с которым мы склонны согласиться, происходит глобализация мировых энергетических рынков. Рынки энергоресурсов, будучи вначале однопродуктовыми и локальными,

эволюционировали со временем в сторону региональных и глобальных (мировых) рынков отдельных энергоресурсов (например, мировой нефтяной рынок) и региональных рынков энерготоваров (например, европейский рынок электроэнергии и газа).

Конечной целью развития энергетических рынков является формирование глобального энергетического пространства с едиными правилами "игры". И кто эти правила установит, тому легче будет по ним играть. Поэтому, уже сейчас, за многие годы до того, как такое пространство будет окончательно сформировано, будет  идти борьба за перспективные ключевые позиции на этом пространстве.

В настоящее время ведущие  позиции на мировых рынках энергоресурсов, а основным из них пока является нефтяной, занимает ряд стран - экспортеров  жидкого топлива и потребителей-импортеров. США и Россия находятся сейчас в противоположных частях мирового нефтяного "поля". США - крупнейший в мире потребитель нефти (29%), и  таким они останутся и к 2030 г. (свыше 1,2 млрд т в год, или около 21%). При этом больше половины потребляемой нефти США импортируют (к 2030 г. доля импорта увеличится до 60-65%).

Информация о работе Россия и международная энергетическая безопасность