Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение и использование новых источников энергии 18
Заключение 23
Литература 25
перед серьезным выбором.
Позиция США - не единственная проблема. Развивающиеся страны, особенно крупнейшие из них, дадут наибольший рост выбросов в последующие десятилетия. Однако они уже заявили, что не пойдут на ограничение потенциала своего экономического роста ради решения проблем, возникших вследствие экономического роста богатых стран в прошлом столетии. Таким образом, помимо Киотского протокола,
требуются новые подходы
к решению задачи вовлечения развивающихся
стран в борьбу с выбросами
парниковых газов. Возможное решение
этого вопроса включает, в частности,
пересмотр запланированных
В Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро, заявляется, что государства должны сотрудничать для создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологичные и ресурсосберегающие технологии по возможности должны быть доступны для всех стран. Экологическая политика не должна
использоваться для
При этом всему остальному
миру рекомендуются такие
сохранения окружающей среды,
в развивающихся странах
Что касается основных стран-"загрязнителей", то, хотя в США насчитывается лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится 25% выбросов углекислого газа, а потребление энергии на душу населения уже много лет неизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Также использует чужие возможности для своих газовых отходов Германия. Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового населения, Германия выделяет в атмосферу 4% окиси углерода промышленностью. По мнению стран Юга, именно те, кто больше других повинен в неблагоприятных изменениях мирового климата (т. е. в загрязнении воздуха и "парниковом эффекте"), должны жестче ограничить себя.
Однако в самом мощном государстве "Севера" - США отвергают подобную логику. Его Конгресс единогласно выступил против подписания любого соглашения, которое сковало бы развитие американской энергетики, давая поблажки развивающимся странам в области ограничения выбросов углекислоты в атмосферу. "США хотят во что бы то ни стало сохранить свое экономическое превосходство и свой образ жизни - даже за счет интересов
мирового сообщества", - говорит Тони Джунипер, руководитель международного природозащитного движения "Друзья Земли".
Различный подход к экологическим проблемам, и особенно связанным с ним обязательствам, выявился еще на встрече "большой восьмерки" в Канаде и на последовавшей за этим специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В результате ожесточенных споров, из-за которых специальная сессия закрылась на целые сутки позже намеченного срока, была принята расплывчатая резолюция, ратующая за "значительное" сокращение выбросов углекислоты. Резолюция сената США, последовавшая затем, показала, что Вашингтон не только не намерен идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро, но по существу отказывается от них.
При этом экологические приоритеты неизбежно выходят на передний план в деятельности энергоэкспортеров, в частности картеля ОПЕК.
"Стратегия квотного
регулирования уходит в ОПЕК
на второй план, на первый же
выступают вопросы экологии и
глобализации мировой
Возвращаясь к оценке нынешней
проблематики экологической безопасности
энергетики в рамках "восьмерки",
в том числе к ратификации
Киотского протокола, отметим, что
здесь сохраняется разница в
подходах отдельных членов альянса
- европейцев, Японии, США и России
к самой необходимости действия
подобного документа. В частности,
на Западе позицию России по ратификации
Киотского протокола
стали появляться и в тех европейских странах, которые его уже ратифицировали. Ряд корпораций Старого Света, а также Японии не устраивают новые жесткие требования по выбросам парниковых газов. Дело в том, что, по их мнению, они и так выполняют обоснованные экологические нормативы, тратя на это немалые средства.
Россия, однако, всегда считала, что проблема реализации Киотского протокола является весьма сложной. В самой России ее ратификация Киотского протокола была воспринята неоднозначно. Сошлемся на мнение бывшего министра природных ресурсов, видного ученого В. Данилова-Данильяна. По его оценке, этот факт был вызван чисто политическими причинами. Позволим себе довольно подробно привести аргументацию автора.
По его словам, все баталии
вокруг протокола - это подсчет политических
и экономических возможных
Киотский протокол самостоятельной цели не имеет. Его назначение - содействие реализации тех задач, которые объявлены в Рамочной конвенции 1992 г. (Россия ратифицировала ее в 1994-м) по изменению климата. Цель Конвенции - стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на безопасном для климатической системы уровне.
Чтобы этого добиться, нужно
сокращать антропогенные
это имеет прямое отношение к реальному сектору экономики.
Он подразумевает такие меры, побочные последствия которых выходят за его рамки. Это и экология, и структура реального сектора, и научно-технический прогресс, то есть киотский процесс (он более долговременный, чем протокол, запланирован на все столетие), оказывается, очень похож на то звено, взявшись за которое, можно вытащить целую цепь самых разнообразных узких мест, опасностей, несомненно, ожидающих
человечество.
Какой позитив, по мнению В. Данилова-Данильяна, обещает реализация мер, предусмотренных протоколом, реальному сектору экономики? Прежде всего энергосбережение. Для России это тем более актуально, что у нас самые большие потери нефти, самая высокая среди промышленно развитых стран энергоемкость ВВП - в 3,1 раза выше, чем в ЕС. Ясно, что это разорительно для экономики. Сколько бы ни было нефтепродуктов, сколько бы ни стоила нефть, все равно столь высокая энергоемкость - главная структурная причина низкой эффективности экономики. Все в прямом смысле вылетает в трубу. Мы не работаем на будущее, а продолжаем проедать то, что осталось в наследство. И берем невозвратные долги у будущих поколений", - отмечает ученый.
В связи с этим можно
напомнить, что задача снижения энергоемкости
была в первый раз поставлена в
СССР в начале 70-х годов. Устанавливались
планы по снижению энергоемкости, но
они ни разу не были выполнены. И
только в новой России, после дефолта,
этот процесс пошел стихийным
образом. Это значит, что советскими
лидерами задача была осознана, ее даже
поставили, но стимула для реализации
не было. Он нужен всегда только на некоторый
период, пока не сформируется новая
инерция, которая возникает при
перестройке структуры
начальный инвестиционный барьер, экономить энергию и продавать сэкономленное станет выгоднее, чем идти с платформами в полярные моря. Вот тогда можно будет заняться другими проблемами, заключает В. Данилов-Данильян. Его аргументы представляются нам небезосновательными.
В целом же можно отметить, что проблема воздействия энергетического комплекса на природную среду особенно актуальна для России, так как в рамках "восьмерки" ей, подчас, приписывается роль "слабого звена" в системе международной экологической
безопасности, особенно в
части последствий
Кроме того, уже сейчас Россия отличается от других стран "восьмерки" по экологическим параметрам энергопотребления: использование некачественного топлива, аварийность на нефте- и газопроводах, применение устарелого промышленного оборудования и т.п. Как справедливо отмечается в "Энергетической стратегии России", функционирование и развитие энергетики наталкиваются на ряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку ТЭК является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды.
В этой связи в рамках
проведения энергетической политики стран
"восьмерки", России, на наш взгляд,
целесообразно особо
Проблемы энергосбережения,
повышения эффективности
Хотя и здесь разные страны альянса находятся на различных стадиях их решения, располагают неодинаковыми стартовыми позициями и ресурсами. В частности, экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 3 раза превышающей аналогичные показатели ее партнеров по альянсу. Существует и разница в подходах стран "восьмерки" к экологическим стандартам развития энергетики. И, тем не менее, тематика энергосбережения, перехода на новые виды энергоносителей постоянно присутствует в повестке дня не только саммитов лидеров стран альянса или руководителей их энергетических ведомств, но и основных международных экономических организаций. Так, например, Международное энергетическое агентство, которое является советником по нефтяным вопросам для 17 стран и к мнению которого прислушиваются все нефтяные трейдеры, посоветовало развитым странам заменить нефть альтернативными источниками энергии.
Глава МЭА, представляющего интересы стран-энергопотребителей, в первую очередь членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, Клод Мандиль заявил, что "необходимо как можно скорее сделать более интенсивным развитие альтернативных нефти и газу источников энергии". Разумеется, Мандиль говорил не об экзотике вроде солнечных батарей или использовании энергии ветра. Главные надежды в
МЭА связывают с широким использованием ядерной энергии, что позволит промышленно развитым странам избавиться от своей нефтяной зависимости.
По мнению исполнительного директора МЭА, "зависимость от нефтепоставок является крайне опасным явлением в экономике, поскольку эти поставки могут неожиданно уменьшиться в зависимости от силовых актов в регионах добычи нефти, в частности на Ближнем Востоке".
В этой связи особо важно
подчеркнуть одновременное
Возможные направления сотрудничества стран "восьмерки" в сфере энергосбережения и внедрения новых технологий в энергетике можно в самом общем виде свести к следующим:
- повышение степени
- снижение потерь
- улучшение качественных характеристик всех типов энергетического и
энергопотребляющего оборудования;
- разработка принципиально новых источников энергии и внедрение их в экономику;
-создание систем
Позиция России в вопросах энергосбережения и внедрения новых технологий в ТЭК страны вполне определенная. Исходя из реальностей развития экономики страны и ее топливно-энергетического комплекса, представляется, что основным резервом увеличения экспортных поставок энергоресурсов (а именно в этом заинтересованы другие члены
"восьмерки") в предстоящие
два десятилетия могло бы
Информация о работе Россия и международная энергетическая безопасность