Россия и международная энергетическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Содержание

Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение и использование новых источников энергии 18
Заключение 23
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

Россия и международная энергетическая безопасность.docx

— 71.04 Кб (Скачать документ)

переориентирована на экспорт. В соответствии с Энергетической стратегией России десятилетия неэффективного использования энергоресурсов "создали в России огромный потенциал энергосбережения, достигающий 40-45% современного энергопотребления (460-540 млн. т условного топлива). Реализация этого потенциала в соответствии с Энергетической стратегией России является высшим приоритетом государственной энергетической политики и именно с этим связаны значительные возможности

российского экспорта энергоресурсов. В окончательном варианте "Энергостратегии России до 2020 года" особо отмечено, что основными направлениями энергосбережения на перспективу должны стать:

- поддержка специализированного  бизнеса и научно-технических  разработок в этой сфере; 

- механизмы, предусмотренные  Киотским протоколом, включая проекты  совместного осуществления и  торговлю квотами на выбросы  парниковых газов; 

- включение мероприятий  по энерго-сбережению в региональные, муниципальные, а также корпоративные программы развития.

 

Здесь же (в "Стратегии". - С. К.) обозначены и конкретные задачи энергосбережения, внедрения новых технологий в отрасли ТЭК и их развития на основе альтернативных источников энергии, отмечена необходимость "использования потенциала международного сотрудничества в целях реализации лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на передовой уровень", а также, например, потребность

в поиске и освоении принципиально  новых технологий бестопливной (имея в виду углеводороды) энергетики. Все это, по мнению разработчиков стратегии, должно привести к:

- почти двукратному снижению  энергоемкости ВВП (доля потребляемых  энергоресурсов в распределенном  валовом продукте страны снизится  с 22% в 2000 г. до 13-15% - в 2020 г.;

- росту объема капитальных  вложений в реконструкцию и  развитие энергетического сектора  экономики от 260-300 млрд. долл. в 2001-2010 гг. до 400-510 млрд. долл. в следующее  десятилетие. Причем значительная  часть этих инвестиций должна  быть направлена именно на  задачи технического перевооружения  ТЭК, рост энергоэффективности, освоение передовых технологий.

Что касается конкретных технологических  решений, оценки проектов, поиска новых  источников энергии, то их перспективный  список весьма широк - от проблем расширенной  геологоразведки и эффективной  эксплуатации имеющихся энергоресурсов, до вопросов энерго-сбережения на транспорте и во всем технологическом процессе энергопотребления и вплоть до проблем переориентации энергетики на новые источники энергоресурсов. Это требует особого дополнительного анализа.

При этом надо отметить, что  позиции стран "восьмерки" по вопросам энергосбережения и внедрения новых  технологий в энергетику отнюдь не одинаковы. Единым для них, пожалуй, является лишь сам принцип повышения  энергоэффективности экономик, задачи осуществления которого они решают исходя из разных стартовых позиций и с учетом собственных (национальных) интересов.

В этом смысле, на наш взгляд, имеет смысл остановиться на обозначенных США интересах в этой области  и предполагаемых мерах их реализации. В соответствии с "Национальной энергетической политикой США", обнародованной в мае 2001 г., и опубликованным затем докладом министра энергетики страны Спенсера Абрахама под названием "Национальная энергетическая политика США и глобальная энергетическая безопасность" важную роль в обеспечении поставленных перед энергетикой США задач будут играть "технологии прорыва", которые обещают принципиально изменить характер производства в развитых странах, прежде всего в США. Как отмечается в докладе Международное сотрудничество также является важнейшим аспектом технологической стратегии США. Американский опыт показывает, что правильно выстроенные международные партнерства могут существенно пополнять копилку человеческих знаний и стимулировать разработку и промышленное внедрение новых технологий. Соединенные Штаты работают со многими другими странами над созданием новых технологий и источников энергии для укрепления энергетической безопасности. Эти международные партнерства помогают привлекать ресурсы, увеличивать базу знаний и расширять рынки передовых энергетических технологий.

Например, США возглавляли  усилия по созданию Международного партнерства  по водородной экономике (МПВЭ) для  координации и использования  многонациональных научно-исследовательских  программ по водороду. МПВЭ позволит устранить  технологические, финансовые и институциональные  барьеры на пути к промышленному

применению водорода и разработать международно признанные технологические стандарты для ускорения выхода новых технологий на рынок.

Соединенные Штаты также  развивают атомную энергетику как  один из способов решения возникающих  проблем, который предлагает безопасное и чистое использование энергии. Программа Министерства энергетики США "Международный форум четвертого поколения", в которой участвуют 10 международных партнеров, работает над проектами новых ядерных  реакторов на основе реакции деления  атомного ядра - надежных,

экономичных, безопасных и способных производить новые продукты, в том числе водород. Что касается европейских членов "восьмерки", то в плане энергосбережения и внедрения новых технологий в энергетический сектор, их интересы во многом аналогичны американским, хотя есть и некоторые особенности, в частности, связанные с проблемами экологии и гораздо большей зависимости от импорта энергоносителей. Это делает для европейцев проблемы энергосбережения и технологического перевооружения ТЭК, пожалуй, более актуальными.

Как отмечает, например, немецкий исследователь Ф. Умбах, "даже если ЕС успешно реализует амбициозную  программу содействия развитию возобновляемых источников энергии по покрытию ими  к 2012 году 20% потребностей в электроэнергии и 12% совокупного спроса на энергию, в среднесрочной перспективе необходимо будет привлечь все энергоносители для решения глобальных энергохозяйственных вызовов, учитывая при

этом европейскую безопасность энергоснабжения как следствие стремительно повышающегося глобального спроса на энергоносители, увеличение собственного импорта нефти и газа из политически нестабильных регионов, а также другие геополитические факторы. В вопросе о вариантах использования атомной энергии и угля, с одной стороны, и возобновляемых источников энергии - с другой, речь идет не о формуле "либо-либо", а о принципе "как, так и", а также о более равновесной ориентации германской и европейской энергетической политики на три цели: безопасность энергоснабжения, экологичность и эффективность. Однако до сих пор ни Германия, ни ЕС даже в первом приближении не готовы к описанным новым вызовам международной энергетической безопасности; они не выработали ни общей стратегии безопасности энергоснабжения, ни соответствующих адекватных механизмов по предотвращению кризисов, что вновь и вновь подвергает критике Еврокомиссия. Будущую безопасность энергоснабжения необходимо понимать как интегральную составную часть европейской политики безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия, со своей стороны, как уже отмечалось, тоже крайне заинтересована в технологическом  прогрессе в отраслях ТЭК, но вынуждена  придерживаться здесь "догоняющей модели", хотя и имеет ряд уникальных наработок  в научно-техническом плане, например в ядерной энергетике.

Подводя итог анализу тематики международной энергетической безопасности, с учетом участия в ней России отметим, что здесь особую роль играют взаимоотношения между производителями  и потребителями энергии, согласованные  действия международного сообщества в  сфере потребления и экономики  энергоресурсов, экологические последствия  развития мировой энергетики, ценовая  политика на нефтяном рынке. Во всех этих сегментах роль России весьма велика, что и делает ее одним из основных субъектов 

мировой энергетической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Актуальность проблемы энергетической безопасности России // Безопасность. - 2005. - С.53-55.
  2. Белоусенко И.В. Энергетическая безопасность Единой системы газоснабжения России. - М.: Наука, 2006. - 307 с.
  3. Бирюков С.В. Геополитический потенциал развития энергетики России и проблемы ее энергобезопасности. - М.: Компания Спутник+, 2010. - 228 с.
  4. Богатуров А.Д. Россия в глобальной системе обеспечения энергетической безопасности // Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: Энергетика и политика. - М.: Экономика, 2009. - Вып.2. - С.7-17.
  5. Воропай Н.И. Глобализация и либерализация мировой экономики и энергетическая безопасность России. // Топливно-энергетический комплекс. - 2008. - С.12-16.
  6. Коржубаев А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России . – Новосибирск: ЭКО,  2009. - С.147
  7. Ляшок Я.А. Реализация концепции энергетической безопасности. – Спб.: Питер, 2010. – 373с.
  8. Телегина Е.А. Международный транзит энергоносителей. - М.: Энергоатомиздат, 2009. - 287 с.
  9. Филипченко А.М. К вопросу о сущности, содержании и механизме обеспечения энергетической безопасности.// Финансы и кредит. - 2010. - № 12. С.55-68.
  10. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года. - М.: Наука, 2003. - 136 с.
  1. Петренко Н.П. Энергетический фактор в сотрудничестве./ Электронный научный журнал. http://www.rusus.ru/?act=read&id=77  2008.

  1. Студенкина Л.А. Россия – ЕС: энергетическое партнерство или конкуренция. // European Documentation Centrehttp:

www.edc.spb.ru/conf2002/studenikina.htm

  1. Жизнин С.З. Перспективы энергетического сотрудничества Россия–ЕС. http://www.ng.ru/energy/2010-10-12/13_rus_es.html  12.10.2010.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Приложение

 

Динамика изменений цен  на газ за 5 лет

Год

2007

2008

2009

2010

2011

Газ, USD/1млн БТЕ

7,66

12,60

3,73

5,18

5,47

Газ (IPE NG Index), GBP/100 терм

20,34

66,33

26,80

39,59

58,14


Источник : http://www.myizh.ru

Как можно заметить по статистическим данным таблицы динамики изменений  цен на газ сильно колебались в  период с 2007 по 2011 года. В конечном итоге  цена упала на 2,19 USD.

Чистый импорт природного газа (PJ)

Год

1998

2000

2005

2006

2007

2008

ЕС-27

7874

8957

11973

12395

12132

12769


Источник :  http://epp.eurostat.ec.europa.eu/

 В 2008 году по сравнению  с 1998 было замечено, что импорт  газа увеличился на 62%. Среди стран  ЕС-27 чистыми экспортерами природного  газа являлись Дания и Нидерланды. За этот период главные импортеры  ЕС-27, т.е Италия и Испания также увеличили объем импорта в 3,4 раза, что привело к увеличению их доли в импорте природного газа среди стран ЕС-27, которая достигла 36%.

Чистый импорт электроэнергии (гВт)

Год

1998

2000

2005

2006

2007

2008

ЕС-27

-634

19614

11310

3478

10489

16488


Источник : http://epp.eurostat.ec.europa.eu/

Чистый экспорт электроэнергии составил 16488 гВт  в 2008 году. Италия и Нидерланды имели самый высокий показатель импорта электроэнергии. Обе эти страны являются характерными лидерами среди импортеров в ЕС-27.

Конечное потребление  энергии

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего

1117

1143

1129

1166

1181

1182

1186

1165

1169

Промышленность

332

333

328

337

337

332

328

331

318

Транспорт

341

344

348

352

362

365

372

377

374

Домохозяйства

285

299

292

303

305

307

304

285

297

Услуги

117

124

121

128

131

132

136

131

138

Другое

42

42

41

45

46

47

46

42

42


 

Конечное энергопотребление  среди 27 стран ЕС выросло на 4,7% в  период с 2000 до 2008 годы. По секторам, наибольшее увеличение наблюдалось в сфере  услуг (14%) и транспорте (9,6%), в то время  как потребление электроэнергии домохозяйствами увеличилось на 4,2%, а потребление в промышленности снизилось на 4,2%.

Информация о работе Россия и международная энергетическая безопасность