Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение и использование новых источников энергии 18
Заключение 23
Литература 25
переориентирована на экспорт. В соответствии с Энергетической стратегией России десятилетия неэффективного использования энергоресурсов "создали в России огромный потенциал энергосбережения, достигающий 40-45% современного энергопотребления (460-540 млн. т условного топлива). Реализация этого потенциала в соответствии с Энергетической стратегией России является высшим приоритетом государственной энергетической политики и именно с этим связаны значительные возможности
российского экспорта энергоресурсов. В окончательном варианте "Энергостратегии России до 2020 года" особо отмечено, что основными направлениями энергосбережения на перспективу должны стать:
- поддержка специализированного бизнеса и научно-технических разработок в этой сфере;
- механизмы, предусмотренные Киотским протоколом, включая проекты совместного осуществления и торговлю квотами на выбросы парниковых газов;
- включение мероприятий по энерго-сбережению в региональные, муниципальные, а также корпоративные программы развития.
Здесь же (в "Стратегии". - С. К.) обозначены и конкретные задачи энергосбережения, внедрения новых технологий в отрасли ТЭК и их развития на основе альтернативных источников энергии, отмечена необходимость "использования потенциала международного сотрудничества в целях реализации лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на передовой уровень", а также, например, потребность
в поиске и освоении принципиально новых технологий бестопливной (имея в виду углеводороды) энергетики. Все это, по мнению разработчиков стратегии, должно привести к:
- почти двукратному снижению
энергоемкости ВВП (доля
- росту объема капитальных
вложений в реконструкцию и
развитие энергетического
Что касается конкретных технологических решений, оценки проектов, поиска новых источников энергии, то их перспективный список весьма широк - от проблем расширенной геологоразведки и эффективной эксплуатации имеющихся энергоресурсов, до вопросов энерго-сбережения на транспорте и во всем технологическом процессе энергопотребления и вплоть до проблем переориентации энергетики на новые источники энергоресурсов. Это требует особого дополнительного анализа.
При этом надо отметить, что позиции стран "восьмерки" по вопросам энергосбережения и внедрения новых технологий в энергетику отнюдь не одинаковы. Единым для них, пожалуй, является лишь сам принцип повышения энергоэффективности экономик, задачи осуществления которого они решают исходя из разных стартовых позиций и с учетом собственных (национальных) интересов.
В этом смысле, на наш взгляд, имеет смысл остановиться на обозначенных США интересах в этой области и предполагаемых мерах их реализации. В соответствии с "Национальной энергетической политикой США", обнародованной в мае 2001 г., и опубликованным затем докладом министра энергетики страны Спенсера Абрахама под названием "Национальная энергетическая политика США и глобальная энергетическая безопасность" важную роль в обеспечении поставленных перед энергетикой США задач будут играть "технологии прорыва", которые обещают принципиально изменить характер производства в развитых странах, прежде всего в США. Как отмечается в докладе Международное сотрудничество также является важнейшим аспектом технологической стратегии США. Американский опыт показывает, что правильно выстроенные международные партнерства могут существенно пополнять копилку человеческих знаний и стимулировать разработку и промышленное внедрение новых технологий. Соединенные Штаты работают со многими другими странами над созданием новых технологий и источников энергии для укрепления энергетической безопасности. Эти международные партнерства помогают привлекать ресурсы, увеличивать базу знаний и расширять рынки передовых энергетических технологий.
Например, США возглавляли
усилия по созданию Международного партнерства
по водородной экономике (МПВЭ) для
координации и использования
многонациональных научно-
применению водорода и разработать международно признанные технологические стандарты для ускорения выхода новых технологий на рынок.
Соединенные Штаты также
развивают атомную энергетику как
один из способов решения возникающих
проблем, который предлагает безопасное
и чистое использование энергии.
Программа Министерства энергетики
США "Международный форум
экономичных, безопасных и способных производить новые продукты, в том числе водород. Что касается европейских членов "восьмерки", то в плане энергосбережения и внедрения новых технологий в энергетический сектор, их интересы во многом аналогичны американским, хотя есть и некоторые особенности, в частности, связанные с проблемами экологии и гораздо большей зависимости от импорта энергоносителей. Это делает для европейцев проблемы энергосбережения и технологического перевооружения ТЭК, пожалуй, более актуальными.
Как отмечает, например, немецкий исследователь Ф. Умбах, "даже если ЕС успешно реализует амбициозную программу содействия развитию возобновляемых источников энергии по покрытию ими к 2012 году 20% потребностей в электроэнергии и 12% совокупного спроса на энергию, в среднесрочной перспективе необходимо будет привлечь все энергоносители для решения глобальных энергохозяйственных вызовов, учитывая при
этом европейскую безопасность энергоснабжения как следствие стремительно повышающегося глобального спроса на энергоносители, увеличение собственного импорта нефти и газа из политически нестабильных регионов, а также другие геополитические факторы. В вопросе о вариантах использования атомной энергии и угля, с одной стороны, и возобновляемых источников энергии - с другой, речь идет не о формуле "либо-либо", а о принципе "как, так и", а также о более равновесной ориентации германской и европейской энергетической политики на три цели: безопасность энергоснабжения, экологичность и эффективность. Однако до сих пор ни Германия, ни ЕС даже в первом приближении не готовы к описанным новым вызовам международной энергетической безопасности; они не выработали ни общей стратегии безопасности энергоснабжения, ни соответствующих адекватных механизмов по предотвращению кризисов, что вновь и вновь подвергает критике Еврокомиссия. Будущую безопасность энергоснабжения необходимо понимать как интегральную составную часть европейской политики безопасности.
Россия, со своей стороны, как уже отмечалось, тоже крайне заинтересована в технологическом прогрессе в отраслях ТЭК, но вынуждена придерживаться здесь "догоняющей модели", хотя и имеет ряд уникальных наработок в научно-техническом плане, например в ядерной энергетике.
Подводя итог анализу тематики
международной энергетической безопасности,
с учетом участия в ней России
отметим, что здесь особую роль играют
взаимоотношения между
мировой энергетической политики.
Динамика изменений цен на газ за 5 лет
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Газ, USD/1млн БТЕ |
7,66 |
12,60 |
3,73 |
5,18 |
5,47 |
Газ (IPE NG Index), GBP/100 терм |
20,34 |
66,33 |
26,80 |
39,59 |
58,14 |
Источник : http://www.myizh.ru
Как можно заметить по статистическим данным таблицы динамики изменений цен на газ сильно колебались в период с 2007 по 2011 года. В конечном итоге цена упала на 2,19 USD.
Чистый импорт природного газа (PJ)
Год |
1998 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
ЕС-27 |
7874 |
8957 |
11973 |
12395 |
12132 |
12769 |
Источник : http://epp.eurostat.ec.europa.
В 2008 году по сравнению
с 1998 было замечено, что импорт
газа увеличился на 62%. Среди стран
ЕС-27 чистыми экспортерами
Чистый импорт электроэнергии (гВт)
Год |
1998 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
ЕС-27 |
-634 |
19614 |
11310 |
3478 |
10489 |
16488 |
Источник : http://epp.eurostat.ec.europa.
Чистый экспорт электроэнергии составил 16488 гВт в 2008 году. Италия и Нидерланды имели самый высокий показатель импорта электроэнергии. Обе эти страны являются характерными лидерами среди импортеров в ЕС-27.
Конечное потребление энергии
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего |
1117 |
1143 |
1129 |
1166 |
1181 |
1182 |
1186 |
1165 |
1169 |
Промышленность |
332 |
333 |
328 |
337 |
337 |
332 |
328 |
331 |
318 |
Транспорт |
341 |
344 |
348 |
352 |
362 |
365 |
372 |
377 |
374 |
Домохозяйства |
285 |
299 |
292 |
303 |
305 |
307 |
304 |
285 |
297 |
Услуги |
117 |
124 |
121 |
128 |
131 |
132 |
136 |
131 |
138 |
Другое |
42 |
42 |
41 |
45 |
46 |
47 |
46 |
42 |
42 |
Конечное энергопотребление среди 27 стран ЕС выросло на 4,7% в период с 2000 до 2008 годы. По секторам, наибольшее увеличение наблюдалось в сфере услуг (14%) и транспорте (9,6%), в то время как потребление электроэнергии домохозяйствами увеличилось на 4,2%, а потребление в промышленности снизилось на 4,2%.
Информация о работе Россия и международная энергетическая безопасность