Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Введение 2
Проблематика международной энергетической безопасности 4
Основы стратегии по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8
Стабилизация мирового топливного рынка 10
Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13
Энергосбережение и использование новых источников энергии 18
Заключение 23
Литература 25
К 2020 г. в соответствии с Энергетической стратегией России, которая
была принята правительством, добычу нефти в стране намечается увеличить до 450-520 млн т/год, а экспорт составит 300-350 млн т/год.
Со своей стороны руководство США самым тщательным образом отслеживает энергетическую ситуацию и готовится действовать в меняющихся условиях. Каждый президент (начиная с 70-х гг.) регулярно принимает Энергетическую стратегию (или доктрину) на предстоящие 15-20 лет. Энергетическая безопасность входит в число высших приоритетов государства. Ведется четкая координация (через государственный
департамент) действий и усилий государства и компаний за пределами США.
Решение мировых энергетических
проблем требует
обеспечение глобальной энергетической безопасности.
Понимая зависимость экономики своей страны от нефти в целом и особенно от импорта нефти, руководство США принимает упреждающие меры по обеспечению национальной энергетической безопасности. В числе этих мер, безусловно можно назвать и события вокруг Ирака. Однако Энергетическая стратегия все же не стала тем документом, который бы реально определял перспективы развития ТЭК страны эталоном, с которым сверялись бы все практические действия государственных и хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе страны.
Стратегические резервы нефти впервые были созданы в Европе после нефтяного кризиса 1973-1974 гг., когда Саудовская Аравия и другие страны, входящие в ОПЕК, ограничили экспорт нефти в знак протеста против поддержки США израильской политики в отношении Палестины. Планирование и управление европейскими резервами осуществляет Международное энергетическое агентство, объединяющее 26 развитых
стран, включая 15 государств ЕС. По условиям соглашения, каждое государство обязано держать в резерве количество нефти, равное импорту в течение 90 дней. МЭА может принимать решения о продаже этих запасов в случае перебоев с поставками нефти.
Объединенная Европа сейчас потребляет 620 млн т нефти в год, из которых 450 млн т приходится на импорт. На 90 дней странам ЕС необходимо 150 млн т нефти. На деле европейские страны резервирует не сырую нефть, а нефтепродукты - бензин, средние дистилляты и мазут. Причем учитываются именно объемы потребления, а не импорта, как это принято в МЭA. Таким образом, на 90 дней странам ЕС нужен резерв в размере 100 млн. т нефтепродуктов, а на 120 дней - более 130 млн т.
Соответственно, можно утверждать, что Россия становится для Евросоюза (в том числе для европейских стран G-8) потенциальным поставщиком энергоресурсов взамен нестабильного Ближнего Востока.
Основные положения стратегии стран "восьмерки" по обеспечению международной энергетической безопасности состоят в:
- мерах по стабилизации мирового топливного рынка;
- создании новых мощностей в сфере инфраструктуры этого рынка;
- оказании содействия беднейшим странам (как производителям, так и потребителям энергии);
- налаживании оперативного реагирования на угрозы международной энергетической безопасности;
- нейтрализации экологических
последствий нынешнего
- разработке новых технологий в сфере энергетики, включая альтернативные источники энергии.
Стабилизация мирового топливного
рынка, в первую очередь, состоит
в регулировании ценовой
того, что экспортеры нефти и газа органично являются теперь элементом
глобализированной экономики.
Все вышеизложенное не отрицает,
вместе с тем, необходимость согласованной
политики стран "восьмерки" по обеспечению
международной энергетической безопасности
путем повышения
и импортеров энергоносителей с учетом их нынешнего и перспективного
позиционирования в мировой экономике.
Такая политика может, на наш взгляд, включать в себя такие компоненты, как: гармонизация интересов различных групп стран - участников топливного рынка, повышение предсказуемости развития этого рынка, исключение новых кризисов, дестабилизирующих всю мировую экономику.
Сошлемся на исследование "теневой большой восьмерки" - организации, объединяющей ряд видных экспертов и ученых, подготовленное к саммиту в Эвиане, результаты которого нам представляются актуальными и по сей день.
Сегодня все понимают, что для основных импортеров нет серьезной альтернативы торговле нефтью с зарубежными партнерами. Даже у Соединенных Штатов, по-прежнему обладающих самыми большими среди основных импортеров запасами нефти, практически отсутствует экономически оправданная возможность ограничить рост ее импорта (не говоря уже о сокращении абсолютных объемов закупок). Более того, даже гипотетическая возможность уменьшить "нефтяную зависимость" лишена смысла в условиях глобально интегрированного нефтяного рынка.
В связи с этим, помимо военной защиты нестабильных нефтеэкспортирующих регионов, существует, как минимум, два актуальных аспекта международной энергетической безопасности: 1) защита от кратковременных потрясений и 2) возможность направлять средства, отпущенные на разведку и разработку, непосредственно к источникам мировых энергетических ресурсов. Каждый из этих аспектов должен быть рассмотрен "большой восьмеркой".
Что касается первого из указанных аспектов международной энергетической
безопасности, то "большая восьмерка" должна увеличить стратегические нефтяные резервы - это единственный доступный инструмент противодействия любым краткосрочным дефицитам поставок. В данной связи необходимо решить две, как минимум, проблемы.
Первая состоит в том, что развивающиеся рыночные экономики, как правило, не располагают стратегическими резервами. Экономикам таких стран принадлежит растущая доля в мировом потреблении нефти, и в случае крупных нефтяных потрясений они могут сильно пострадать.
Вторая проблема кроется в том, что пока отсутствует четкая доктрина использования существующих стратегических резервов. Тому есть много причин, и многие из них вполне убедительны. Например, правительства не хотят вмешиваться в ценообразование, поскольку, во-первых, это дорого, а во-вторых, вмешательство заведомо обречено на неудачу. В предложении ЕС о создании подконтрольного Еврокомиссии стратегического резерва для проведения противоциклических интервенций мало смысла, оно было резко
раскритиковано большинством
экспертов - как практиков, так и
теоретиков, и должно быть отклонено.
Давно отстаиваемое экономистами, но
на практике так и не нашедшее своего
применения решение состоит в
том, чтобы рассматривать
Что касается второго из
указанных аспектов международной
энергетической безопасности, то "большая
восьмерка" должна рассмотреть пути
совершенствования
Однако документ не был подписан Соединенными Штатами - крупнейшим "экспортером энергетического капитала". "Большая восьмерка" должна поддержать процесс, предусматриваемый Договором к Энергетической хартии, и поощрять его расширение за счет стран, являющихся как импортерами, так и экспортерами капитала.
Для России, как полноправного
ныне участника "восьмерки", актуальны
оба вышеназванных аспекта
Относительно активизации инвестиционной деятельности в российском ТЭКе за счет иностранных капвложений можно отметить, что здесь заинтересованность страны - прямая, хотя есть нюансы, связанные с механизмами и формами их привлечения. Здесь отнюдь не все складывается для России благоприятно.
В числе возможных внешних дестабилизирующих российский ТЭК факторов можно выделить дискриминационные действия отдельных зарубежных стран или их сообществ и бизнес-структур по отношению к России и ее хозяйствующим субъектам на международных рынках энергоресурсов и технологий, зависимость энергообеспечения ряда приграничных областей России от зарубежных государств, ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов, блокирование нефте- и газопроводов на территории транзитных государств, невыполнение конвенции по свободе судоходства в проливах (действия Турции в Черном море), сохраняющуюся возможность военных конфликтов и др. Кроме того, необходимо добавить, что преодоление кризиса в ТЭК России невозможно без широкомасштабных инвестиций, значительная часть
которых может быть получена только из внешних источников.
Потребности российского ТЭКа в ежегодных инвестициях оцениваются экспертами примерно в 20-30 млрд. долларов. И потенциал для привлечения несомненно имеется. Это отчетливо понимают и крупнейшие потребители энергоресурсов, прежде всего США.
Стремясь снизить свою зависимость от импорта нефти, прежде всего из стран ОПЕК и особенно от нефти из стран Персидского залива, США в последнее время предприняли целый ряд шагов в направлении разобщения входящих в ОПЕК государств. И война в Ираке - всего лишь звено в этой политике. Так же, как и психологические меры, в числе которых публикация в "Ойл энд Гэс Джорнэл" уточненных данных о запасах нефти в мире, согласно которым по этому показателю на второе место выведена Канада (с учетом нефти в песчаниках и нефтеносных сланцах). Отметим, что в 2000 г. геологическим управлением США были пересмотрены в сторону увеличения и нефтяные запасы России, которые в результате этого "выросли" до 138 млрд. барр., что сразу же поставило нашу страну по разведанным запасам нефти на второе место в мире (после Саудовской Аравии).
Вопрос, по-прежнему стоящий перед Россией, состоит в том, как обеспечить необходимый приток инвестиций в ТЭК из-за рубежа, не жертвуя при этом интересами национальной безопасности - с одной стороны, и создав выгодные конкурентные условия для себя среди других возможных реципиентов иностранного капитала - с другой.
Наряду с общеэкономической проблематикой развития мировой энергетики, в последнее время, пожалуй, особо остро стоят и вопросы ее воздействия на природную среду, которые страны "восьмерки" не могут игнорировать при проведении согласованной энергетической политики.
Практически общепринятым является
тот факт, что усиление индустриального
давления на природную среду, в первую
очередь за счет форсированного развития
энергетики, представляет собой глобальную
проблему. Большинство обозревателей
расценивают такую позицию
навсего отражают закономерную тенденцию американской экономики к снижению энергоемкости. В любом случае абсолютные показатели выбросов будут продолжать расти, и, по подсчетам администрации, за период с 2002 по 2012 г. они вырастут в США на те же 14% (предусмотренный в Киотском протоколе показатель для США - снижение выбросов на 7% за 1990-2010 годы).
Неприятие Соединенными Штатами
Киотского протокола, кроме всего
прочего, отражает их глубоко укоренившееся
отрицательное отношение к
бесперспективны. Но лидеры "большой восьмерки" все же должны убедить США, как крупнейший источник выброса парниковых газов и богатейшую страну мира, в необходимости принятия более радикальных мер по противодействию негативным климатическим изменениям.
Для решения глобальной проблемы стабилизации климата необходимы технологические прорывы в энергетике и транспорте. Поэтому подписавшие Киотский протокол страны, в первую очередь европейские государства и Япония, должны оказывать более активную поддержку НИОКР, ведущимся в Соединенных Штатах, и вкладывать больше средств в собственные исследования. Разработка и коммерциализация новых технологий требуют мощного ценового импульса - соответствующая стоимость каждой тонны углеродсодержащих выбросов должна ставить экономических агентов
Информация о работе Россия и международная энергетическая безопасность