Россия на рынке высоких технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в выявлении проблем развития высоких технологий в России и разработке предложений по увеличению доли участия России в мировой торговле технологиями.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
-изучить структуру мирового рынка технологий;
-обозначить место России в мировом рынке наукоёмких технологий;
-рассмотреть проблемы развития высоких технологий в РФ;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Место высоких технологий в мировой экономике 5
1.1 Структура мирового рынка технологий 5
1.2 Место России в мировом рынке наукоёмких технологий 15
Глава 2. Диверсификация рынка технологий как необходимое условие развития экономики России 20
2.1 Проблемы развития высоких технологий в РФ 20
2.2 Направления развития высоких технологий в РФ 22 2.3 Пути интеграции России в мировой рынок технологий 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

        Возрастание роли НТП  в производстве ведет к тому, что  центр тяжести конкурентной борьбы все больше перемещается в сферу  науки и технологии. В результате увеличивается значение научно-технического фактора в международных экономических отношениях, что ведет к росту масштабов всемирного обмена научно-техническими достижениями и к его обособлению в самостоятельную, специфическую сферу экономической деятельности - передачу технологий.

        Международная торговля технологиями играет основную роль в процессе международной интеграции, специализации и децентрализации производства.

        Техническая деятельность человека может и должна не разрушать, а поддерживать принципы организации  биосферы, дополнять ее и взаимодействовать  в качестве компонента единой динамической системы, образование подобного симбиоза технической деятельности человека и биосферы позволяет говорить о новом этапе НТП. Если предшествующий этап превращает естественные процессы в индустриальные, то следующий этап призван приспособить индустриальные к естественным. Таким образом, достигается новый тип круговорота вещества и энергии на планете. Фактически данный этап НТП уже начался. Непосредственным выражением является разработка и применение в производстве безотходной технологии, в том числе основанной на замкнутом цикле.

        Крупные технические  решения, обладающие принципиальной новизной и полезностью, коренным образом  изменяют производство. Широкое их использование позволяет выйти  на передовые позиции в той  или иной области. Все новое, передовое, прогрессивное неизбежно связано с изобретениями. НТП, являющийся магистральным направлением в строительстве материально-технической базы общества, тесно связан с созданием и освоением новых изобретений.

        В настоящее время в большинстве стран мира коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные исследования, тем самым, повышая коммерческую привлекательность прикладной науки.

        Устойчивая тенденция  роста доли наукоемких товаров в  мировом производстве обусловлена  высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим. Опережающий рост международной торговли высокотехнологичной и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом экспорте уже привели к значительному снижению роли транспорта при осуществлении международных коммерческих операций. В последнее десятилетие в мире наблюдается рост производительности труда вследствие повышения качества рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции.

        Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что основным товаром современности стала информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего информацию в своих целях - удержание и укрепление власти. Чисто экономический вопрос переходит в плоскость философии и политологии. Использование торговли технологиями как механизма влияния на скорость мирового интеграционного процесса со стороны национальных государств и транснациональных компаний (ТНК) широко используется в политических целях. В то же время мировая экономическая интеграция есть объективный исторический самоопределяющийся процесс, происходящий из невозможности сокрытия информации национальными государствами вследствие ее многократного роста.

        Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая  скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом  рынке продукции по сравнению  с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе.

        На мировых рынках технологии, как и на других товарных рынках, сложился и действует рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложения и цена. Предприятия, фирмы, корпорации занимают определенные ниши на этом рынке и выполняют определенные функции.

        Структуры крупных  корпораций не приспособлены к поиску нововведений, а зачастую и к их введению в производство. В этом плане главная роль принадлежит  учёным, изобретателям и мелким инновационным компаниям.

        Малые фирмы, являясь  представителями наиболее мобильной  формой организации бизнеса, играют роль генератора новых идей, которые  не могут зародиться в научно-исследовательских  коллективах в силу довлеющих  там представлений и авторитетов, испытателя новых товаров, технологий, освоение которых связано с высокой степенью неопределенности и риска.

        Однако для разработки промышленной технологии или внедрения  нового продукта в современное промышленное производство требуются промышленные лаборатории, конструкторские бюро, технологические подразделения. Индивидуальный изобретатель в силу массы причин, не имеет ни какой надежды на реализацию лицензии на свое изобретение за рубеж (это сложившаяся мировая практика). В связи с этим углубляется разделение труда между индивидуальными изобретателями, предлагающими новые нетрадиционные идеи, мелкими и средними инновационными компаниями, доводящими эти идеи до стадии практического применения, и крупными корпорациями, обеспечивающими использование новой технологии в массовом производстве.

        Мелкие инновационные  компании в основном определяют предложение  на современных рынках технологии. Наиболее распространенным способом реализации своего продукта для независимого изобретателя или мелкого бизнеса является продажа изобретения промышленной компании, заинтересованной в освоении новшества в производстве.

        Рыночная структура  на начальном этапе воспроизводственного цикла технологии характеризуется, с одной стороны, огромным числом мелких инновационных фирм и индивидуальных изобретателей, генерирующих новые технические идеи и стремящихся продать свои научно-технические результаты. На другой стороне находится большое число крупных промышленных компаний, готовых приобрести наиболее перспективные из них для применения в собственном производстве путем скупки патентов и лицензий, контрактации мелких фирм на условиях субподряда, найма владеющего технологией специалиста или приобретения предприятия, где она успешно используется.

        Значительную роль в осуществлении связи между различными участниками процесса воспроизводства технологии играют посреднические фирмы. Брокеры и посреднические фирмы в торговле технологиями появились в 1960-1970-х гг. Их появление связано с проблемами перепроизводства научных знаний, когда в условиях постоянного расширения научных исследований значительно увеличился разрыв между количеством создаваемых научно-технических достижений и возможностями применения их в производстве. В результате значительная часть потенциально полезных технологий не применяется не только по причине экономической неэффективности, но и в значительной степени из-за того, что потенциальные потребители не знают о ее существовании. Посреднические фирмы создают базу данных имеющихся и разрабатываемых технологий, помогают решить проблему поиска партнеров, заинтересованных в продаже и приобретении той или иной технологии, создают своим клиентам условия для общения продавца и покупателя посредством компьютерной связи в режиме реального времени.

        Посреднические фирмы  являются необходимым атрибутом развитых рынков технологии. Их значение состоит в том, что они:

    • обслуживают научно-технический обмен;
    • способствуют повышению скорости распространения нововведений в экономике;
    • способствуют увеличению отдачи от капиталовложений в НИОКР.

        Международные региональные центры трансферта (передачи) технологий и посреднические фирмы маркетинга технологического обмена стали важнейшими исполнительными структурами, обеспечивающими  на основе современных информационных систем быстрый поиск партнеров поставщику или покупателю технологии.

        В Европе таким центром  является Европейская ассоциация профессионалов в области трансферта технологий и содействия инновациям (ТИИ), созданная  в 1984 г. при поддержке ЕС. Ассоциация объединяет в настоящее время  около 500 организаций из 21 европейской страны. Главная цель ТИИ - способствовать развитию профессиональных служб содействия инновациям в Европе.

        К числу наиболее крупных в мире среди посреднических фирм маркетинга технологического обмена относится международный банк лицензируемых технологий (МБЛТ)"Доктор Дворковиц энд ассошиэйтс инкорпорейтед" (США). В последнее время МБЛТ открыл региональные центры в Южной Корее, Германии, Чехии и в России, где эти функции выполняет фирма "Информтехнолоджисервис" (Москва). "Информтехнолоджисервис" получил исключительное право представлять МБЛТ на территории СНГ и Прибалтики.

        Помимо посреднических фирм элементом инфраструктуры, способствующей распространению новых технологий, является расширение практики проведения всевозможных выставок, ярмарок, на которых изобретатели и мелкий инновационный бизнес могут продемонстрировать свои достижения в различных отраслях знаний. 

1.2 Место России в мировом рынке наукоёмких технологий 

        Бизнес-разработки и  внедрения высоких технологий - это глобальный феномен и рассматривать Россию изолированно от всего остального мира нельзя. Россия - быстрорастущий рынок для наукоемких товаров и услуг, что делает ее весьма привлекательной для российских и международных инвесторов. Однако Россия - лишь часть глобального рынка. На сегодняшний день одни только США составляют 50% мирового технологического рынка, и пренебрегать подобной возможностью получения прибыли, как для российских акционеров, так и для российского государства, было бы неразумно. Это означает, что и бизнесу, и государственным структурам, ответственным за инновации, необходимо устанавливать тесные связи с мировым инновационным и венчурным сообществом.

 Сегодня возможны две модели венчурного инвестирования:

  • коммерциализация российских инноваций на российском и глобальном рынках;
  • инвестиции в технологии, уже зарекомендовавшие себя в других странах, и их внедрение на российском рынке.

        Первая базируется на высоком научно-техническом потенциале России, традиционно сильных научных  школах. Российские разработчики не только высоко квалифицированы, но и способны находить нестандартные и нетривиальные технические решения. Потенциал этот, однако, в основном остается нереализованным ввиду ограниченного до последнего времени доступа к капиталу, непонимания разработчиками потребностей глобального рынка и отсутствия предпринимательских кадров. Нужно отдавать отчет в том, что формирование популяции серийных предпринимателей, предпринимательской культуры и инфраструктуры для малого бизнеса займет годы. В связи с этим, вторая модель приобретает важное значение, как способ привлечь новые технологии в Россию, а также предоставить образовательную и тренировочную площадку для российских инноваторов, на которой они могли бы на практике ознакомиться с мировыми принципами строительства инновационного бизнеса и коммерциализации инновационного продукта.

        Россия представляет собой привлекательный рынок  для уже существующих технологий, как страна с большим населением и растущими потребительскими запросами. Сегодняшняя пенетрация («цена проникновения на рынок - низкая цена для товара или услуг, предназначенная для массированного захвата рынка», прим. редакции) бизнес-сервисов, медиа-услуг, потребительского рынка и многих других отраслей высокотехнологичными продуктами и услугами чрезвычайно мала, а спрос на них велик. Многие отрасли экономики в России практически отсутствуют, что создает возможности для инвесторов и непростые задачи для государства. Например, в России фактически не работает инфраструктура системы здравоохранения. Несмотря на одну из самых больших популяций ученых, включая лучших в мире химиков, вирусологов и биологов, в стране практически отсутствует индустрия биотехнологий. Несмотря на традиционную изобретательность российских врачей и инженеров, в стране отсутствует система инноваций в области медицинской техники. Существующие в России программы и инициативы пока недостаточны и неспособны дать хороший старт этой многомиллиардной индустрии. Привлечение новых технологий в страну и финансирование международных исследовательских разработок в России позволит запустить этот процесс.

        Следует отметить, что  в эпоху глобализации инновационного бизнеса география производства и его роль в создании добавочной стоимости теряет свое значение: в  большинстве случаев процесс  производства не содержит интеллектуальной собственности, и наукоемкий продукт может производиться где угодно и кем угодно. Хорошим примером является биотехнологическая индустрия: львиная доля добавочной стоимости нового лекарства создается в процессе его разработки (поиск кандидатов, доклинические и клинические испытания) — то есть значительно раньше того момента, когда продукт начинает производиться массово. Себестоимость производства подобного продукта минимальна, и всю маржинальную прибыль от его продаж получает компания, владеющая интеллектуальной собственностью.

        Владение и контроль интеллектуальной собственности - это  критический фактор, определяющий сегодня  расстановку сил в сфере высоких  технологий. Географическое положение  как владельца (акционера компании), так и интеллектуальной собственности не имеет значения: зачастую акционеры компании сконцентрированы в одной стране, научно-исследовательские разработки ведутся в другой, производство организовано в третьей, а продукт продается глобально.

Информация о работе Россия на рынке высоких технологий