Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:02, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении проблем развития высоких технологий в России и разработке предложений по увеличению доли участия России в мировой торговле технологиями.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
-изучить структуру мирового рынка технологий;
-обозначить место России в мировом рынке наукоёмких технологий;
-рассмотреть проблемы развития высоких технологий в РФ;
Введение 4
Глава 1. Место высоких технологий в мировой экономике 5
1.1 Структура мирового рынка технологий 5
1.2 Место России в мировом рынке наукоёмких технологий 15
Глава 2. Диверсификация рынка технологий как необходимое условие развития экономики России 20
2.1 Проблемы развития высоких технологий в РФ 20
2.2 Направления развития высоких технологий в РФ 22 2.3 Пути интеграции России в мировой рынок технологий 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Внедрение
высоких технологий совместно с
зарубежными партнерами возможно путем
вхождения в международную
Внедрение высокой технологии путем кооперации снизу маловероятно из-за отсутствия инвестиций.
Для
развертывания работ по внедрению
высоких технологий требуется весьма
умеренный начальный объем
Стоимость
начальной фазы наименьшая, но риск
вложения инвестиций наибольший. Стартовая
фаза нуждается в поддержке
Хорошо организованная компания мобильных малых и средних компаний способна продвигать проект до этапа его реализации. На этапе коммерциализации необходимо привлечение инвестиций от крупных коммерческих структур.
Участие государства во внедрении высоких технологий и широкая кооперация различных организаций дадут уверенность потенциальному инвестору в серьезности коммерческого предложения и гарантии возврата вложенных средств.
На этапе борьбы за мировой рынок возрастает роль государственной поддержки. Наиболее рациональной стратегией внедрения высоких технологий является интеграция трех ключевых составляющих: самоорганизация профессиональных ресурсов снизу-вверх, поддержка государства и инвестиции от крупных отечественных партнеров.
Создание
эффективно функционирующей национальной
инновационной системы –
Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность).
В США считают, что главным достижением ХХ-го века является создание национальной инновационной системы, т.е. действенной системы институтов, которая с помощью своих сигналов позволяет создавать в необходимый момент то или иное блестящее технологическое достижение
Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение хайтековских технологий.
Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам.
Важный элемент национальной инновационной системы – институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью – в России не развита.
Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального продукта с внутренним и внешним рынком (технологические брокеры), вообще отсутствует в национальной инновационной системе.
На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.
Формирование
замкнутой инновационной
Развитие технологической среды и ее гармонизация с развитыми странами в области технологической совместимости, систем обеспечения качества, сертификации.
Гармонизация
технологической среды с
Вступление России в ВТО поставило перед нашей страной дилемму: либо открыть российский рынок для товаров других стран ВТО, свернув отечественное производство и стать действительно рынком сбыта любой продукции других зарубежных стран – членов ВТО, либо уже сейчас сделать акцент на внедрение новых технологий и выпуск наукоемких конкурентоспособных на мировом рынке товаров.
Второй путь возможен только в случае гармонизации технологической среды России с развитыми странами в области технологической совместимости, менеджмента, инжиниринга, систем обеспечения качества и сертификации, коммуникаций.
В России технологическая среда не отвечает современным требованиям (физически и морально устаревшее оборудование, недостаточный компьютерный парк и т.д.).
В нашей стране применение информационных технологий в процессе производства, управления, проектирования и послепродажной поддержки на порядок ниже, чем в других промышленно развитых странах .
Не случайно продажа продукции предприятий отечественного промышленного комплекса (ОПК), которая по своим функциональным характеристикам еще, в основном, превосходит западные аналоги, осуществляется все с большими трудностями даже на традиционных для российского ОПК азиатском, африканском и ближневосточных рынках. По нашему мнению, основная причина в том, что не обеспечена гармонизация с требованиями по послепродажной поддержке, управлению стоимостью, поддержка стандарта ISO 9001 и т.п. Но если в настоящее время базовым требованием является электронная послепродажная поддержка, то, начиная с 2007 г., обязательным условием уже будет создание единой электронной информационной среды на всем жизненном цикле продукта (создание продукта в цифре).
Именно в сфере информационных технологий, по оценке экспертов, разрыв столь значителен, что граничит с экономической угрозой сохранению России как страны с развитым машиностроительным базисом
Проблема создания единой электронной информационной среды на всем жизненном цикле высокотехнологичного продукта тесно связана с внедрением корпоративной информационной системы управления предприятием. Только внедрение корпоративной информационной системы позволит каждому крупному предприятию разработать и осуществить стратегическую программу повышения конкурентоспособности его продукции, основанную на четком определении бизнес-целей и системе ключевых показателей эффективности деятельности предприятия.
Корпоративная информационная система позволит решать ключевые задачи:
Появление отечественной корпоративной информационной системы, способной решать перечисленные задачи, не следует ожидать, даже в ближайшей перспективе, т.к. создание подобной системы требует не только наличия огромного интеллектуального потенциала, но и достаточно больших инвестиций на протяжении довольно длительного времени (не только при разработке такой системы, но и на стадии ее дальнейшего развития и поддержки). Следовательно, необходимо использовать системы, разработанные западными компаниями, но с учетом позитивного опыта их внедрения на российских предприятиях. Из существующих на западном рынке систем, авторитетными экспертами выделена система мирового класса, которая способна решать перечисленные ранее задачи – это система BAAN и ее решение iBAAN for PLM.
Опыт внедрения системы BAAN на российских предприятиях (“Балтийский завод”, КнААПО и др.) подтвердил ее эффективность.
Для России в ХХI веке основной задачей является интеграция в мировые хозяйственные структуры, развитие тех отраслей промышленности, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Прогнозируется рост наукоемкой продукции с 0,3 % до 10–12 % в мировом объеме производства, в том числе по авиационной отрасли – до 12–15 %, по автомобильной – до 5–7 %, по станкостроению – до 8–12 %, по судостроению – до 10–12 %, по информатике – до 5–7 %.
Основой для выполнения этой задачи является развитие технологической среды, способной обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Технологическая среда должна быть приближена к технологической среде промышленно развитых стран с устранением имеющейся диспропорции. Совершенствование ее должно идти по инновационному пути развития науки и техники, создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового состава .
Формирование
рыночной инфраструктуры трансферта инноваций
– необходимое условие
Трудности коммерциализации инноваций связаны с отсутствием структур и опыта взаимодействия науки и производства. Анализ опыта ведущих зарубежных фирм показывает, что рыночная инфраструктура трансферта инноваций имеет довольно сложную институциональную структуру, в которую входят:
Без промежуточных звеньев между организациями НТС и массовым производством (которых у нас в стране в большинстве случаев нет) эффективность передачи технологий будет минимальной или нулевой .
Рассмотрим
некоторые организационно-
Неприбыльные венчурные фонды и некоммерческие организации, основной целью которых является поиск инвестиций для предстартового и стартового этапа коммерциализации инноваций.
Предстартовые
расходы – это относительно небольшие
суммы, необходимые для доказательства
жизнеспособности идеи и проведения
исследований, связанных с технико-