Россия на рынке высоких технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в выявлении проблем развития высоких технологий в России и разработке предложений по увеличению доли участия России в мировой торговле технологиями.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
-изучить структуру мирового рынка технологий;
-обозначить место России в мировом рынке наукоёмких технологий;
-рассмотреть проблемы развития высоких технологий в РФ;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Место высоких технологий в мировой экономике 5
1.1 Структура мирового рынка технологий 5
1.2 Место России в мировом рынке наукоёмких технологий 15
Глава 2. Диверсификация рынка технологий как необходимое условие развития экономики России 20
2.1 Проблемы развития высоких технологий в РФ 20
2.2 Направления развития высоких технологий в РФ 22 2.3 Пути интеграции России в мировой рынок технологий 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)
="justify">     Для России, в условиях нежелания олигархов  вкладывать свои деньги во внедрение высоких технологий, это один из путей внедрения выделенных 5–7 высоких наукоемких технологий.

     Внедрение высоких технологий совместно с  зарубежными партнерами возможно путем  вхождения в международную кооперацию и заключение альянсов с конкурирующими производителями. Однако развитые страны жестко контролируют доступ к наиболее эффективным и необходимым технологиям, отрезая от них остальной мир под различными предлогами.

     Внедрение высокой технологии путем кооперации снизу маловероятно из-за отсутствия инвестиций.

     Для развертывания работ по внедрению  высоких технологий требуется весьма умеренный начальный объем инвестиций - несколько миллионов долларов (применительно  к информационным технологиям), а  также структура, способная обеспечить оптимальное использование этих инвестиций .

     Стоимость начальной фазы наименьшая, но риск вложения инвестиций наибольший. Стартовая  фаза нуждается в поддержке государства.

     Хорошо  организованная компания мобильных  малых и средних компаний способна продвигать проект до этапа его реализации. На этапе коммерциализации необходимо привлечение инвестиций от крупных коммерческих структур.

     Участие государства во внедрении высоких  технологий и широкая кооперация различных организаций дадут  уверенность потенциальному инвестору  в серьезности коммерческого предложения и гарантии возврата вложенных средств.

     На  этапе борьбы за мировой рынок  возрастает роль государственной поддержки. Наиболее рациональной стратегией внедрения высоких технологий является интеграция трех ключевых составляющих: самоорганизация профессиональных ресурсов снизу-вверх, поддержка государства и инвестиции от крупных отечественных партнеров.

     Создание  эффективно функционирующей национальной  инновационной системы – элемент  механизма внедрения высоких  технологий.

     Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность).

     В США считают, что главным достижением  ХХ-го века является создание национальной инновационной системы, т.е. действенной системы институтов, которая с помощью своих сигналов позволяет создавать в необходимый момент то или иное блестящее технологическое достижение

     Основной  проблемой национальной инновационной  системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение хайтековских технологий.

     Национальная  инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам.

     Важный  элемент национальной инновационной системы – институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью – в России не развита.

     Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального продукта с внутренним и внешним рынком (технологические брокеры), вообще отсутствует в национальной инновационной системе.

     На  сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной  национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.

     Формирование  замкнутой инновационной цепочки, способной материализовать высокие  технологии и продвинуть их на мировой  рынок, является актуальной проблемой  России.

     Развитие  технологической среды и ее гармонизация с развитыми странами в области технологической совместимости, систем обеспечения качества, сертификации.

     Гармонизация  технологической среды с развитыми  странами приобрела особое значение в России на современном этапе, в  связи с вступлением ее в ВТО.

     Вступление России в ВТО поставило перед нашей страной дилемму: либо открыть российский рынок для товаров других стран ВТО, свернув отечественное производство и стать действительно рынком сбыта любой продукции других зарубежных стран – членов ВТО, либо уже сейчас сделать акцент на внедрение новых технологий и выпуск наукоемких конкурентоспособных на мировом рынке товаров.

     Второй  путь возможен только в случае гармонизации технологической среды России с  развитыми странами в области  технологической совместимости, менеджмента, инжиниринга, систем обеспечения качества и сертификации, коммуникаций.

     В России технологическая среда не отвечает современным требованиям (физически и морально устаревшее оборудование, недостаточный компьютерный парк и т.д.).

     В нашей стране применение информационных технологий в процессе производства, управления, проектирования и послепродажной поддержки на порядок ниже, чем  в других промышленно развитых странах .

     Не  случайно продажа продукции предприятий  отечественного промышленного комплекса (ОПК), которая по своим функциональным характеристикам еще, в основном, превосходит западные аналоги, осуществляется все с большими трудностями даже на традиционных для российского ОПК азиатском, африканском и ближневосточных рынках. По нашему мнению, основная причина в том, что не обеспечена гармонизация с требованиями по послепродажной поддержке, управлению стоимостью, поддержка стандарта ISO 9001 и т.п. Но если в настоящее время базовым требованием является электронная послепродажная поддержка, то, начиная с 2007 г., обязательным условием уже будет создание единой электронной информационной среды на всем жизненном цикле продукта (создание продукта в цифре).

     Именно  в сфере информационных технологий, по оценке экспертов, разрыв столь значителен, что граничит с экономической угрозой сохранению России как страны с развитым машиностроительным базисом

     Проблема  создания единой электронной информационной среды на всем жизненном цикле  высокотехнологичного продукта тесно  связана с внедрением корпоративной информационной системы управления предприятием. Только внедрение корпоративной информационной системы позволит каждому крупному предприятию разработать и осуществить стратегическую программу повышения конкурентоспособности его продукции, основанную на четком определении бизнес-целей и системе ключевых показателей эффективности деятельности предприятия.

     Корпоративная информационная система позволит решать ключевые задачи:

    • управление затратами и стоимостью;
    • централизация управления финансовыми потоками и обеспечение финансовой “прозрачности” предприятий как обязательного условия привлечения инвестиций;
    • координация деятельности различных подразделений предприятия и смежников при управлении сложными проектами при запуске новой продукции или при организации производства “под заказ”;
    • строгое и неукоснительное выполнение предписанной управленческой процедуры;
    • эффективная поддержка параметров качества (по ISO 9000–2000) и других специализированных отраслевых стандартов.

     Появление отечественной корпоративной информационной системы, способной решать перечисленные задачи, не следует ожидать, даже в ближайшей перспективе, т.к. создание подобной системы требует не только наличия огромного интеллектуального потенциала, но и достаточно больших инвестиций на протяжении довольно длительного времени (не только при разработке такой системы, но и на стадии ее дальнейшего развития и поддержки). Следовательно, необходимо использовать системы, разработанные западными компаниями, но с учетом позитивного опыта их внедрения на российских предприятиях. Из существующих на западном рынке систем, авторитетными экспертами выделена система мирового класса, которая способна решать перечисленные ранее задачи – это система BAAN и ее решение iBAAN for PLM.

     Опыт  внедрения системы BAAN на российских предприятиях (“Балтийский завод”, КнААПО и др.) подтвердил ее эффективность.

     Для России в ХХI веке основной задачей  является интеграция в мировые хозяйственные  структуры, развитие тех отраслей промышленности, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Прогнозируется рост наукоемкой продукции с 0,3 % до 10–12 % в мировом объеме производства, в том числе по авиационной отрасли – до 12–15 %, по автомобильной – до 5–7 %, по станкостроению – до 8–12 %, по судостроению – до 10–12 %, по информатике – до 5–7 %.

     Основой для выполнения этой задачи является развитие технологической среды, способной  обеспечить выпуск конкурентоспособной  продукции. Технологическая среда  должна быть приближена к технологической  среде промышленно развитых стран с устранением имеющейся диспропорции. Совершенствование ее должно идти по инновационному пути развития науки и техники, создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового состава .

     Формирование  рыночной инфраструктуры трансферта инноваций  – необходимое условие реализации инноваций. Трансферт – передача риска по стадиям и этапам жизненного цикла проекта или процесса реализации инновации. Трансферт является одним из методов управления риском. Трансферт инноваций – один из рыночных регуляторов диффузии инноваций. Диффузия инноваций – процесс равновесного распространения нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности. Диффузные процессы способствуют притоку новых капиталов в организации промышленности и сферы услуг. Успешная диффузия инноваций, как показывает опыт передовых стран, возможна лишь при прямом взаимодействии организаций научно-технической сферы и рынка при участии государства. Непонимание особенностей организационно-экономической природы знаний и технологий является одним из важных препятствий на пути инноваций. Основные причины низкой эффективности трансферта технологий в России заключаются в следующем :

    • ученые-разработчики, как правило, не знают рынка и вряд ли даже отдаленно представляют, как полученные ими научные результаты могут быть трансформированы в рыночный продукт;
    • экономические агенты рынка (менеджеры компаний) практически не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и их технологической эффективности;
    • государство (в лице политиков и технических экспертов), призванное устанавливать правила трансферта технологий, слабо представляет себе реальную атмосферу жизни научных лабораторий, условия проведения исследований и разработки технологий, возможные последствия внедрения принимаемых законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации.

     Трудности коммерциализации инноваций связаны с отсутствием структур и опыта взаимодействия науки и производства. Анализ опыта ведущих зарубежных фирм показывает, что рыночная инфраструктура трансферта инноваций имеет довольно сложную институциональную структуру, в которую входят:

    • организации научно-технической сферы;
    • неприбыльные венчурные фонды;
    • фирмы венчурного капитала, финансирующие начало производства;
    • небольшие инновационные компании, получающие основную прибыль (или быстро разоряющиеся) в первые годы появления нового продукта на рынке;
    • крупные компании, производящие соответствующий продукт в массовых количествах.

     Без промежуточных звеньев между  организациями НТС и массовым производством (которых у нас  в стране в большинстве случаев  нет) эффективность передачи технологий будет минимальной или нулевой .

     Рассмотрим  некоторые организационно-экономические  и функциональные особенности указанных  звеньев трансферта инноваций.

     Неприбыльные  венчурные фонды и некоммерческие организации, основной целью которых является поиск инвестиций для предстартового и стартового этапа коммерциализации инноваций.

     Предстартовые расходы – это относительно небольшие  суммы, необходимые для доказательства жизнеспособности идеи и проведения исследований, связанных с технико-экономическим  обоснованием. Стартовый капитал вкладывается в разработку, промышленное проектирование и выпуск опытной партии (образцов) товаров с целью практической проверки того, будет ли новый товар или услуга пользоваться коммерческим успехом .

Информация о работе Россия на рынке высоких технологий