Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:02, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении проблем развития высоких технологий в России и разработке предложений по увеличению доли участия России в мировой торговле технологиями.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
-изучить структуру мирового рынка технологий;
-обозначить место России в мировом рынке наукоёмких технологий;
-рассмотреть проблемы развития высоких технологий в РФ;
Введение 4
Глава 1. Место высоких технологий в мировой экономике 5
1.1 Структура мирового рынка технологий 5
1.2 Место России в мировом рынке наукоёмких технологий 15
Глава 2. Диверсификация рынка технологий как необходимое условие развития экономики России 20
2.1 Проблемы развития высоких технологий в РФ 20
2.2 Направления развития высоких технологий в РФ 22 2.3 Пути интеграции России в мировой рынок технологий 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Инвестиции в новые технологии российским государством и частными инвесторами, как в России, так и за ее пределами (то есть независимо от их географического положения) не только имеют финансовый смысл - они обеспечивают доступ к передовым наукоемким технологиям во всем мире.
Основным фактором, влияющим на внедрение наукоемких технологий, является отсутствие политической воли высших органов государственной власти по указанной проблеме.
При наличии политической воли высших органов государственной власти основные усилия по данной проблеме должны быть направлены на:
Экономическое развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90%. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать.
Если рассматривать наукоемкую продукцию через призму макротехнологий, то в настоящее время существует 50 технологий мирового уровня. Раньше Соединенные Штаты владели 38 технологиями мирового уровня. В последние 10–15 лет США сдали позиции по 8–10 технологиям мирового уровня и соответственно сдали позиции на соответствующих рынках. Эти технологии переместились в Японию, Германию, Швецию, Сингапур. Владение одной макротехнологией мирового уровня приносит обладателю технологии десятки млрд. долларов. Так, Сингапур обладает единственной технологией, которая ежегодно приносит доход в 73 млрд. долларов.
Располагая крупным научным потенциалом, доля нашей страны на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции не превышает 0,3%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Китая - 6%. Доля России в мировой торговле информационным оборудованием - 0,3%.
В общем объеме расходов предприятий на инновации собственные средства составляют 82,3%, иностранные инвестиции - 5,3%, средства федерального бюджета - 2,8%, бюджетов субъектов РФ - 1,3%, внебюджетных фондов - 2,7%.
Разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют лишь 5% промышленных предприятий. Причем на наиболее перспективные инновации, связанные с новыми технологиями, приходится 2,3% затрат. На приобретение новых технологий расходуется 18,3%, машин и оборудования - 62,2%, прав на использование объектов интеллектуальной собственности - 10,5% средств, затрачиваемых на инновации. В России используется приблизительно 10% инновационных идей и проектов, в США - 62%, в Японии - 95%; лишь одно из 500 запатентованных изобретений находит применение в российской промышленности.
Чтобы завоевать 1 млрд. долларов рынка, нужно как минимум потратить 7–8 % так называемых невосполнимых затрат на создание и продвижение продукции на рынок. Так, консорциум Airbus Industry, принял решение захватить 50 % рынка сверхтяжелых пассажирских самолетов, что составит 120–150 млрд. долларов. Затраты на программу подготовки и сертификацию первых сверхтяжелых пассажирских самолетов составят 11–12 млрд. долларов. Таким образом, чтобы Россия вышла на уровень 200–300 млрд. долларов продаж наукоемкой продукции, необходимо за 10 лет потратить около 25–30 млрд. долларов на ее подготовку и выпуск, т.е. 3–5 млрд. долларов ежегодно.
Объективно Россия, в современных экономических условиях, может освоить 5–7 высоких технологий мирового уровня, по которым она способна быть конкурентной на мировом рынке.
Глава 2. Диверсификация рынка технологий как необходимое условие развития экономики России.
2.1 Проблемы
развития высоких технологий
в РФ
Сегодня более половины объема российского экспорта составляют энергоносители, сырье и продукты первичной переработки - металлы, химические удобрения, целлюлоза. В прогнозе ИМЭМО РАН на 2015 год говорится о том, что в мировой торговле доля этих продуктов будет сокращаться, в то время как доля готовых изделий, прежде всего наукоемких, и услуг будет расти. Страны, благополучие которых строится на экспорте сырья, а в их числе и Россия, столкнутся со стратегическими проблемами. В советское время был создан научно-технический потенциал, который сегодня позволяет России быть атомной и космической державой. Однако он постепенно исчерпывается. Очень малы наши шансы на создание конкурентоспособной российской гражданской авиации или автомобильной промышленности.
Россия стоит перед дилеммой: либо ее экспорт по-прежнему будут составлять сырье и небольшая доля вооружений, либо она сможет прорваться на мировые рынки оборудования и высоких технологий, чтобы не менее 20-25% ее экспорта приходилось на эти продукты. Авторитетные экономисты говорят, что при сохранении сырьевой экономики девальвации масштаба 1998 года будут происходить каждые четыре-пять лет, поскольку экономика сможет существовать исключительно за счет понижения курса национальной валюты. Но есть ли у России потенциал для развития наукоемких отраслей? И есть ли у нее возможности для масштабного выхода на мировой рынок с продукцией этих отраслей?
Рост высоких технологий следует стимулировать господдержкой ВПК и формулированием промышленной политики экспорта высокотехнологической продукции.
Российский сектор высоких технологий исторически сосредоточен в ВПК. Известных российских технологий, разработанных вне ВПК, немного. Довольно успешно на нашем внутреннем рынке сегодня работают фирмы, занимающиеся распознаванием и антивирусной защитой, но они не могут обеспечить прорыва на мировые рынки. Во многом деятельность успешных российских частных компаний основана на системной интеграции, заимствовании чужих технологий, что и не позволяет им выходить на мировые рынки. Ведь заимствование высокотехнологического инструментального средства приводит к технологической зависимости от него, хотя зачастую оно не дает и даже препятствует разработке нового и более эффективного решения данной задачи. Необходимо работать над собственными решениями, избегая зависимости от интегрированных продуктов.
За прошедшие десять лет Россия не смогла реализовать потенциал ВПК на международных рынках. Одна из причин этого заключается в сокращении затрат государства на оборону. И хотя у нас есть технологии, опережающие мировой уровень на 15-20 лет, мы не можем выходить с ними на новые рынки, потому что они запрещены международными соглашениями, представляя угрозу национальной безопасности многих стран. Многими из этих продуктов интересуются даже американцы. Но, предположим, у нас есть ракеты с дальностью полета 1000 километров, а согласно международным стандартом параметр дальности на должен превышать 300 километров. Поэтому нам надо перестроить технологии в соответствии с жесткими нормами международного права в области торговли высокотехнологичными продуктами, и уже после этого выходить с ними на мировые рынки. Надо разрешить ВПК создавать партнерские и дочерние фирмы заграницей.
Даже при наличии всех необходимых ресурсов, для успешного выхода на мировые рынки российским фирмам нужна такая же инфраструктура, как и у зарубежных компаний. Достоинство нашего сектора высоких технологий - уровень разработок, его недостаток - неумение продавать свои технологии. Для продажи технологий на локальных рынках надо привлекать местные ресурсы: купить компанию или учредить свою, нанять местный персонал, хорошо знающий специфику данного рынка, и поставлять производственные разработки из России. На международном рынке высоких технологий уже присутствуют российские государственные компании, которым наше законодательство не разрешает открывать дочерние компании или покупать фирмы за рубежом. Мы должны вкладывать средства за рубеж. Предоставляя иностранным компаниям возможность работать в России, мы сами должны работать за границей, внося наши технологии как ноу-хау в уставной капитал открываемых там компаний.
У российского сектора
высоких технологий до сих пор есть и потенциал,
и технологии, и воспроизводство научной
базы, и успешные компании, т. е. - основа
для роста и завоевания зарубежных рынков.
Более того, на рынках вооружений Россия
и сейчас зарабатывает миллиарды долларов,
лучше других разрабатывая сложные продукты.
Но для форсированного развития наукоемких
отраслей необходимо сформулировать государственную
промышленную политику, ориентированную
на экспорт российских высокотехнологичных
продуктов, поскольку сегодня платежеспособного
спроса внутри страны нет.
2.2 Направления
развития высоких технологий
в РФ
В России пока еще нет жизнеспособного ядра крупных предприятий – даже сходных с теми, которые существуют, например, в Корее, – обладающих способностью осваивать и создавать новые наукоемкие технологии, укреплять стратегические связи со знающими, квалифицированными поставщиками и клиентами. Действительно динамичный и конкурентоспособный сектор хай-тека (высоких технологий) не возникнет до тех пор, пока указанные недостатки не будут устранены .
Производительные
силы современного мира принадлежат
именно крупным компаниям-
Выделив 5–7 приоритетных высоких макротехнологий, Россия должна вырастить на их основе 50 компаний-чемпионов, построенных по западному типу, и они принесут доход больший, чем все остальные 16 тысяч разрозненных предприятий, имеющих технологическую базу двадцатилетней давности .
Решить
данную задачу без государства невозможно.
Можно изыскать финансирование и
создать новый конкурентный продукт,
но это только одна треть пути, а
две трети – это создание системы
поддержки и продвижение
В обсуждении стратегии внедрения высоких технологий возможны следующие варианты решения этой проблемы:
Выбор стратегии зависит от ответа на вопросы: как организоваться, где взять деньги, какими могут быть результаты и шансы на успех?
В функции государства входит финансирование научных разработок в целях обороны и безопасности страны, фундаментальной науки, проектов общегосударственного значения, например, для социальной сферы, и в некоторых случаях других отдельных проектов. В качестве такого показательного случая является опыт европейских государств, взявших на себя 100 %-ное финансирование первого аэробуса А300, который стал своеобразным катализатором экономической и политической интеграции Европы.