Россия на рынке высоких технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в выявлении проблем развития высоких технологий в России и разработке предложений по увеличению доли участия России в мировой торговле технологиями.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
-изучить структуру мирового рынка технологий;
-обозначить место России в мировом рынке наукоёмких технологий;
-рассмотреть проблемы развития высоких технологий в РФ;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Место высоких технологий в мировой экономике 5
1.1 Структура мирового рынка технологий 5
1.2 Место России в мировом рынке наукоёмких технологий 15
Глава 2. Диверсификация рынка технологий как необходимое условие развития экономики России 20
2.1 Проблемы развития высоких технологий в РФ 20
2.2 Направления развития высоких технологий в РФ 22 2.3 Пути интеграции России в мировой рынок технологий 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

     Венчурные фонды можно разделить на закрытые, открытые и фонды крупных корпораций (корпоративные финансовые венчуры).

     Венчурное финансирование крупными корпорациями осуществляется тремя способами :

     -путем вложения капитала в создание малых фирм, разрабатывающих малосерийные продукты (массовое же производство нового продукта налаживается самой корпорацией). Внедренческие формы такого типа называют “парниковым хозяйством монополий”;

     -через образование филиалов – полностью принадлежащих им мелких фирм венчурного капитала. В такой форме функционирует фонд, представляющий ссуды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне материнских компаний;

     -посредством паевого участия корпораций в капитале фирмы венчурного капитала.

     Обобщая зарубежный опыт, можно сказать, что  фирмы венчурного капитала (ФВК) – коммерческая организация, располагающая значительным капиталом. ФВК обслуживается небольшим постоянным штатом высококвалифицированных специалистов и занимается узкой научно-технической областью (например, компьютерная технология, создание новых материалов, технология очистки и т.п.). ФВК ведет не более десяти проектов. Практика показывает, что один из трех проектов становится рыночно успешным и в большинстве случаев окупает предыдущие затраты .

     Из  сказанного ясно, что в инфраструктуре трансферта инноваций успех определяется разделением функций. Организации НТС вырабатывают новые знания. Неприбыльный венчурный фонд изучает рынок. Фирма венчурного капитала берет на себя финансовые риски. Малая инновационная фирма демонстрирует возможность прибыльного производства в малой серии. Крупная компания с крупносерийным производством включается в дело, если продукт действительно завоевал рынок и потребность в нем становится массовой.

     Каждый  вид деятельности существенно различается  по своему характеру, и специализация в каждом из них позволяет осуществить передачу технологии по цепочке гораздо эффективнее.

     Осуществить коммерциализацию науки невозможно ни силами ученых, ни даже силами крупных  компаний. В формировании соответствующей  институциональной среды обязательно должно принимать участие государство (прежде всего, через понижение трансакционных издержек – введение налоговых льгот для субъектов взаимодействия в ходе передачи технологий). Не обойтись и без крупных корпораций, обладающих значительным свободным капиталом, без которого невозможно создание венчурных фирм.

2.3 Пути интеграции России в мировой рынок технологий 

      Коммерциализация  рынка, тесная связь мирового рынка  технологий и мирового финансового  рынка особенно привлекательна для  России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных товаров составляет мизерный процент.

      Необходимость в полномасштабной государственной  поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку в последнее десятилетие и слабым вниманием к мировому научно-исследовательскому процессу.

      При  взгляде на проблемы российского  участия в международном технологическом  обмене становится ясным, что для  достойного участия России на мировом  рынке технологий в первую очередь необходимы:

    • многократный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение;
    • финансирование изобретательского и рационализаторского движений на предприятиях;
    • поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом;
    • ясное законодательство в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
    • нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования;
    • проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область.
    • без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний.

      Внедрение в мировые рынки технологии, означает возможности полноправного к нему доступа и участия в коммерческих операциях на уровне любой из индустриальных европейских стран. В связи с этим необходимо заранее планировать и осуществлять эту работу государственным и законодательным институтам.

      Изучение  закономерностей и движущих сил  обмена технологиями в мире показывает необходимость вводить более  широкий контроль становления технологической  базы страны, чтобы она отвечала уровню индустриальных стран. Так, экспертизе должны подвергаться импортные технологии, поступающие по всем каналам, а не только за счет государственных средств. При этом важно учесть опыт, например, Мексики, в которой в течение многих лет приобретение иностранной технологии не контролировалось и не регулировалось в законодательном порядке. В результате для создания своеобразной преграды от притока в страну нежелательной технологии, контроля количества и качества поступающих технических новшеств правительство вынуждено было создать специальный административный орган - национальный реестр сделок по передаче технологий, возложив на него руководство регулированием притока технологий. В нем регистрируются технологии, успешно прошедшие специальную экспертизу из трех этапов - экономического, технического и правового. Особое внимание следует уделить скорейшей разработке программы планомерного импорта новейших технологий, его стимулирования, особенно для отраслей с явным технологическим отставанием, развитию и стимулированию экспорта национальных технологий и лицензионной торговли, задействованию для этого российского капитала, не только бюджетного, но и частных инвесторов. Главное - уменьшить их риск за счет правительственных гарантий. 
 
 
 

        Заключение 

     На  основании проведенной работы можно  сделать следующие выводы. Важнейшей составной частью образующегося экономического пространства и национальной промышленности любой страны являются технологии, поэтому прогресс в технологическом развитии страны непосредственно влияет на ускорение темпов ее экономического развития.

        Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе.

        Важнейшими исполнительными структурами, обеспечивающими на основе современных информационных систем быстрый поиск партнеров поставщику или покупателю технологии стали международные региональные центры трансферта технологий и посреднические фирмы маркетинга технологического обмена.

     Экономическое развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90%. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать. Объективно Россия, в современных экономических условиях, может освоить 5–7 высоких технологий мирового уровня, по которым она способна быть конкурентной на мировом рынке.

     Располагая  крупным научным потенциалом, доля нашей страны на мировом рынке  гражданской наукоемкой продукции  не превышает 0,3%, в то время как  доля США - 36%, Японии - 30%, Китая - 6%. Доля России в мировой торговле информационным оборудованием составляет 0,3%. Разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют лишь 5% промышленных предприятий. Причем на наиболее перспективные инновации, связанные с новыми технологиями, приходится 2,3% затрат.

     В России используется приблизительно 10% инновационных идей и проектов, в  США - 62%, в Японии - 95%. И лишь одно из 500 запатентованных изобретений находит применение в российской промышленности.

     Проблемой российской экономики является сырьевая направленность экспорта. Сегодня более половины объема российского экспорта составляют энергоносители, сырье и продукты первичной переработки - металлы, химические удобрения, целлюлоза. Страны, благополучие которых строится на экспорте сырья, а в их числе и Россия, столкнутся со стратегическими проблемами.  Поэтому Россия должна развивать технологии, чтобы прорваться на мировые рынки оборудования и высоких технологий, чтобы не менее 20-25% ее экспорта приходилось на эти продукты. Для развития наукоемких отраслей необходимо сформулировать государственную промышленную политику, ориентированную на экспорт российских высокотехнологичных продуктов, поскольку сегодня платежеспособного спроса внутри страны нет. Рост высоких технологий следует стимулировать господдержкой ВПК и формулированием промышленной политики экспорта высокотехнологической продукции.

      Для достойного участия России на мировом рынке технологий в первую очередь необходимы многократный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область. Без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний. 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Мировая экономика: учебник под ред. А.С.Булатова, М.: Экономистъ, 2008
  2. Мировая экономика под ред. Акад. А.А.Дынина, ИМЭО РАН, М.М: Магистр,2008
  3. Мировая экономика: учебное пособие для вузов, Под ред. профессора И.П. Николаевой, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.                                                                                           
  4. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, под ред. Рыбалкина, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
  5. Полякова В. В. и Щенина Р. К. Мировая экономика и международный бизнес, КноРус, 2007
  6. Смитиенко Б. М.. Мировая экономика: Учебник/. М.: Высшее образование; Юрайт, 2009г.
  7. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008  
  8. Зверев А.; Экономист, 2011, №3
  9. Краснов Л.В.; Проблемы прогнозирования, 2009, №2
  10. Цыпин И.С., Веснин В.Р.; Мировая экономика: учебник – М.: ТКВелби, издательство Проспект , 2008
  11. Шкваря Л.В. Мировая экономика в вопросах и ответах; Учебное пособие. М.: Эксмо,2009
  12. Маркетинг, № 2, 2009 г. В.Андрианов, С. 3-9   
  13. Котляров М.А., Реформа банковского надзора в России: от ведомственного контроля к мегарегулированию Банковское дело №4, 2009 г.,    М.А. Котляров, C. 54-56
  14. И.Иванов, Мировая экономика и международные отношения №1, 2009, с 3-16
  15. Информационный портал  www.smartcat.ru
  16. Материалы информационного агентства Bloomberg
  17. http://www.apn.ru
  18. http://www.newsru.com
  19. http://ufms.khv.ru
  20. http://www.globalaffairs.ru

Информация о работе Россия на рынке высоких технологий