Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
введение двухуровневого обучения;
введение кредитной системы;
контроль качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников;
обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Введение……………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Трехуровневая система образования………………..14 – 18
Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение………………………………………………………...31 – 32
Список использованной литературы……………………………33 – 34
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение……………………………………………………
Список использованной
Введение.
Тема данной курсовой работы – Болонский процесс. Болонский процесс - это движение, целью которого является создание единого образовательного пространства в Европе. В сентябре 2003 г. на Берлинской конференции к Болонскому процессу присоединилась и Российская Федерация.
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
Существующие отличия
российской системы подготовки научных
кадров от европейской системы дают
ясное осознание того, что приходится
преобразовывать что-то старое и
создавать нечто новое, приводя
наше высшее образование в соответствие
с основными положениями
Степень разработанности темы достаточно высока. Исследования в сфере Болонского процесса в России сегодня являются одними из самых популярных. В данной работе использованы такие источники как монография «”Мягкий путь” вхождения российских вузов в Болонский процесс», а также учебное пособие, составленное Сазоновым Б.А., «Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования».
Цель данной курсовой работы можно определить следующим образом: описать основные документы, цели, структуру Болонского процесса.
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса. Формирование общеевропейского образовательного пространства осуществляется в течение последних двадцати лет. За этот период, благодаря твердой политической воле его участников, этот процесс обрел правовую основу (ст. 149 и 150 Договора о создании Европейского Союза), социально-экономическую базу и в итоге стал органичной частью общеевропейского интеграционного процесса. Согласно статье 1-17 Конституционного Договора, образование и профессиональная подготовка по прежнему будут относиться к сфере, в которой Европейский Союз располагает компетенцией «осуществлять поддерживающие, координирующие и дополняющие» политику государств-членов действия. Европейский Союз должен «вносить вклад в развитие качества образования, поддерживая сотрудничество между странами-членами, полностью уважая ответственность стран-членов за содержание образования, организацию системы образования и их культурное и лингвистическое разнообразие». Конституция закрепляет ответственность Союза за «развитие европейского измерения, мобильности студентов и преподавателей, сотрудничества образовательных учреждений» (Конституционный договор, часть III, глава V, раздел 5, ст. 111-282). Кроме того, большинство стран-подписантов Болонской декларации ратифицировали Конвенцию Совета Европы и Лиссабонскую Конвенцию 1997 года, о взаимном признании академических квалификаций.
В 1984 году Европейская Комиссия
выступила с инициативой
Один из инструментов, сеть Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, существующих во всех странах - членах ЕС, присоединяющихся странах в Центральной и Восточной Европе, на Кипре и Мальте, обеспечивает граждан и университеты компетентной информацией о возможностях и требованиях по академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения в зарубежных университетах.
Второй инструмент, Европейская система перезачета кредитов, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы ERASMUS в 1988 году, в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ЕСТS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В Европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 -семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.
Третий инструмент, Приложение к диплому, подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом.
Наконец, четвертым, «вспомогательным» инструментом системы, является информационная сеть EURODICE, в раках которой подготавливается и распространяется надежная и сопоставимая информация о национальных системах образования в странах ЕС. EURODICE возникла в 1980 году в результате Резолюции Совета министров по образованию, принятой в 1976 году, о первой программе кооперации в сфере образования. В настоящее время сеть объединяет 30 стран. Подразделения в Брюсселе и странах - участниках системы осуществляют сравнительный анализ политик и национальных систем образования, готовят обзоры и статистические индикаторы по специальным темам.
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса.
В мае 1998 года министры,
ответственные за высшее
В июне 1999 года, в Болонье, министрами образования 29 Европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования». Декларация стала ключевым документом нового этапа гармонизации национальных систем в процессе создания общеевропейского пространства высшего образования. Декларация отражает усилия правительств и европейских институтов найти общеевропейский ответ на общеевропейские проблемы. Долгосрочная цель программы действий, начало которой положила Болонская декларация - «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования». Основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, включают:
18-19 мая 2001 г. в Праге
была проведена следующая
Кроме 30 стран, подписавших Болонскую декларацию (Лихтенштейн задним числом был признан государством, подписавшим документ), еще три государства - Хорватия, Кипр и Турция - были приняты в Праге в состав стран-участниц Болонского процесса.
Рабочая группа по реализации Болонского процесса состоит из представителей стран, в которых проводилось предыдущее и будет проводиться следующее совещания министров, действующего президента-представителя страны ЕС, еще двух представителей стран ЕС (бывшего президента и следующего президента) и двух представителей стран, не входящих в ЕС. Европейская Комиссия принимает участие в заседаниях Группы в качестве ее полноправного члена. Кроме того, в группу входят четыре наблюдателя (от Европейской ассоциации университетов (ЕUА), Национальных союзов студентов Европы (ЕSIВ), Европейской ассоциации вузов (ЕURASНЕ) и Совета Европы). Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав Берлинское коммюнике.
При подготовке конференции
в Берлине по вопросам Болонского
процесса все страны-участницы
Совет Европы присоединился к Болонскому процессу в качестве наблюдателя и, кроме прочих мероприятий, занимался организацией семинара 11-12 апреля 2002 г. «От Лиссабона до европейской зоны высшего образования - вопросы признания квалификаций в рамках Болонского процесса».
Во многих из стран-участниц Болонского процесса было проведено большое количество конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам Болонской декларации. Особо следует упомянуть о следующих из них: европейская конвенция университетов в Саламанке в марте 2001 г., на которой около 300 высших учебных заведений обсуждали данный процесс и сформулировали свои ожидания относительно пражской конференции; конференция европейских студентов в Гетенбурге в марте, на которой также состоялся обмен мнениями о процессе с точки зрения студентов; конференция Европейской ассоциации университетов 12 апреля 2004, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике. Содержательные аспекты, обсуждавшиеся в рамках конференций и семинаров, будут рассматриваться в третьем разделе материала.
После присоединения России в 2003 году началась работа по нормативно-правовому сопровождению вхождения России в европейское образовательное пространство. Так, 15 февраля 2005 года был подписан Приказ Минобразования и науки РФ №40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», которым был утвержден план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.
Выполнение указанного Плана контролируется Группой по осуществлению Болонских принципов в России, созданной при Минобрнауки России.
19-20 мая 2005 года в норвежском
городе Берген состоялась
В нем отмечается, что
образование в Европе должно стать
привлекательным для жителей
из других мировых регионов: "Европейская
система высшего образования
открыта для студентов и