Россия в Болонском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
введение двухуровневого обучения;
введение кредитной системы;
контроль качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников;
обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Трехуровневая система образования………………..14 – 18
Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение………………………………………………………...31 – 32
Список использованной литературы……………………………33 – 34

Работа состоит из  1 файл

Болонский процесс.docx

— 59.84 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….3 – 4

Глава 1. Исторические предпосылки  Болонского процесса………5 – 7

Глава 2. Основные документы  и цели Болонского процесса………8 – 13

      1. Трехуровневая система образования………………..14 – 18
      2. Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24

          Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30

          Заключение………………………………………………………...31 – 32

          Список использованной литературы……………………………33 – 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема данной курсовой работы – Болонский  процесс. Болонский  процесс -  это движение, целью  которого является создание единого  образовательного пространства в Европе. В сентябре 2003 г. на Берлинской конференции к Болонскому процессу присоединилась и Российская Федерация.

Формирование общеевропейской  системы высшего образования  в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов  функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в  рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

  • введение двухуровневого обучения;
  • введение кредитной системы;
  • контроль качества образования;
  • расширение мобильности;
  • обеспечение трудоустройства выпускников;
  • обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Существующие отличия  российской системы подготовки научных  кадров от европейской системы дают ясное осознание того, что приходится преобразовывать что-то старое и  создавать нечто новое, приводя  наше высшее образование в соответствие с основными положениями Болонской  декларации. При этом стоит учитывать  особенности Российской Федерации  – ее обширную территорию, простирающуюся далеко от европейских стран, ее национальное и культурное разнообразие и пр. Переход на Болонскую систему  должен быть осуществлен успешно, построив надежную эффективную систему подготовки научных кадров, которая определит  развитие национальной экономики в  долгосрочном будущем.

Степень разработанности  темы достаточно высока. Исследования в сфере Болонского процесса в  России сегодня являются одними из самых популярных. В данной работе использованы такие источники как монография «”Мягкий путь” вхождения российских вузов в Болонский процесс», а также учебное пособие, составленное Сазоновым Б.А., «Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования».

Цель данной курсовой работы можно определить следующим образом: описать основные документы, цели, структуру  Болонского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса. Формирование общеевропейского образовательного пространства осуществляется в течение последних двадцати лет. За этот период, благодаря твердой политической воле его участников, этот процесс обрел правовую основу (ст. 149 и 150 Договора о создании Европейского Союза), социально-экономическую базу и в итоге стал органичной частью общеевропейского интеграционного процесса. Согласно статье 1-17 Конституционного Договора, образование и профессиональная подготовка по прежнему будут относиться к сфере, в которой Европейский Союз располагает компетенцией «осуществлять поддерживающие, координирующие и дополняющие» политику государств-членов действия. Европейский Союз должен «вносить вклад в развитие качества образования, поддерживая сотрудничество между странами-членами, полностью уважая ответственность стран-членов за содержание образования, организацию системы образования и их культурное и лингвистическое разнообразие». Конституция закрепляет ответственность Союза за «развитие европейского измерения, мобильности студентов и преподавателей, сотрудничества образовательных учреждений» (Конституционный договор, часть III, глава V, раздел 5, ст. 111-282). Кроме того, большинство стран-подписантов Болонской декларации ратифицировали Конвенцию Совета Европы и Лиссабонскую Конвенцию 1997 года, о взаимном признании академических квалификаций.

В 1984 году Европейская Комиссия выступила с инициативой создания ряда инструментов с целью повышения  мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда.

Один из инструментов, сеть Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, существующих во всех странах - членах ЕС, присоединяющихся странах в Центральной и Восточной Европе, на Кипре и Мальте, обеспечивает граждан и университеты компетентной информацией о возможностях и требованиях по академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения в зарубежных университетах.

Второй инструмент, Европейская система перезачета кредитов, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы ERASMUS в 1988 году, в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ЕСТS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В Европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 -семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

Третий инструмент, Приложение к диплому, подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом.

Наконец, четвертым, «вспомогательным»  инструментом системы, является информационная сеть EURODICE, в раках которой подготавливается и распространяется надежная и сопоставимая информация о национальных системах образования в странах ЕС. EURODICE возникла в 1980 году в результате Резолюции Совета министров по образованию, принятой в 1976 году, о первой программе кооперации в сфере образования. В настоящее время сеть объединяет 30 стран. Подразделения в Брюсселе и странах - участниках системы осуществляют сравнительный анализ политик и национальных систем образования, готовят обзоры и статистические индикаторы по специальным темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса.

 В мае 1998 года министры, ответственные за высшее образование  во Франции, Германии, Великобритании  и Италии, подписав Сорбонскую  Декларацию, приняли на себя обязательство  способствовать созданию общей  системы критериев в области  высшего образования для содействия  независимому признанию степеней  и развитию студенческой мобильности.

В июне 1999 года, в Болонье, министрами образования 29 Европейских  стран была подписана «Декларация  о Европейском пространстве для  высшего образования». Декларация стала  ключевым документом нового этапа гармонизации национальных систем в процессе создания общеевропейского пространства высшего  образования. Декларация отражает усилия правительств и европейских институтов найти общеевропейский ответ  на общеевропейские проблемы. Долгосрочная цель программы действий, начало которой  положила Болонская декларация - «создание  общеевропейского пространства высшего  образования с целью повышения  мобильности граждан на рынке  труда и усиления конкурентоспособности  европейского высшего образования». Основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, включают:

  • Введение системы,  обеспечивающей сопоставимость дипломов,  в том числе и при помощи внедрения вышеописанного инструмента «Приложение к диплому».
  • Введение двухуровневой системы подготовки во всех странах, первая ступень бакалавра не менее трех лет, и вторая ступень магистра и/или докторской степени.
  • Создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства   повышения   мобильности   студентов,    преподавателей,    исследователей   и административного персонала университетов. Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education) и организация информационного обеспечения и обмена.
  • Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.
  • Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.
  • Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании.

18-19 мая 2001 г. в Праге  была проведена следующая после  Болоньи конференция. Министры, принявшие  в ней участие, отметили, что  цели, изложенные в Болонской  декларации, получили широкое признание  и были положены в основу  развития системы высшего образования  большинством стран, подписавших  Болонскую декларацию, а также  университетами и другими высшими  учебными заведениями. В Пражском  Коммюнике были еще раз подтверждены  цели Болонской декларации, и  особо подчеркнута важность мобильности,  мер по обеспечению качества  и аккредитации, а также значение  Европейского измерения в области  образования, обучения в течение  всей жизни и вовлечения университетов  и студентов в процесс создания  единой Европейской зоны высшего  образования.

Кроме 30 стран, подписавших  Болонскую декларацию (Лихтенштейн  задним числом был признан государством, подписавшим документ), еще три  государства - Хорватия, Кипр и Турция - были приняты в Праге в состав стран-участниц Болонского процесса.

Рабочая группа по реализации Болонского процесса состоит из представителей стран, в которых проводилось предыдущее и будет проводиться следующее совещания министров, действующего президента-представителя страны ЕС, еще двух представителей стран ЕС (бывшего президента и следующего президента) и двух представителей стран, не входящих в ЕС. Европейская Комиссия принимает участие в заседаниях Группы в качестве ее полноправного члена. Кроме того, в группу входят четыре наблюдателя (от Европейской ассоциации университетов (ЕUА), Национальных союзов студентов Европы (ЕSIВ), Европейской ассоциации вузов (ЕURASНЕ) и Совета Европы). Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав Берлинское коммюнике.

При подготовке конференции  в Берлине по вопросам Болонского процесса все страны-участницы подготовили  отчеты о шагах, предпринятых ими  в рамках реализации целей Болонской  декларации. (Приложение 2 содержит перевод  материалов некоторых из национальных отчетов).

Совет Европы присоединился  к Болонскому процессу в качестве наблюдателя и, кроме прочих мероприятий, занимался организацией семинара 11-12 апреля 2002 г. «От Лиссабона до европейской  зоны высшего образования - вопросы  признания квалификаций в рамках Болонского процесса».

Во многих из стран-участниц Болонского процесса было проведено  большое количество конференций, семинаров  и других мероприятий по вопросам Болонской декларации. Особо следует упомянуть о следующих из них: европейская конвенция университетов в Саламанке в марте 2001 г., на которой около 300 высших учебных заведений обсуждали данный процесс и сформулировали свои ожидания относительно пражской конференции; конференция европейских студентов в Гетенбурге в марте, на которой также состоялся обмен мнениями о процессе с точки зрения студентов; конференция Европейской ассоциации университетов 12 апреля 2004, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике. Содержательные аспекты, обсуждавшиеся в рамках конференций и семинаров, будут рассматриваться в третьем разделе материала.

После присоединения России в 2003 году началась работа по нормативно-правовому  сопровождению вхождения России в европейское образовательное  пространство. Так, 15 февраля 2005 года был  подписан Приказ Минобразования и науки  РФ №40 «О реализации положений Болонской  декларации в системе высшего  профессионального образования  Российской Федерации», которым был утвержден план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.

Выполнение указанного Плана  контролируется Группой по осуществлению  Болонских принципов в России, созданной при Минобрнауки России.

19-20 мая 2005 года в норвежском  городе Берген состоялась четвертая  министерская конференция по  вопросам развития образования  в рамках Болонского процесса.  В форуме приняли участие 45 министров из разных стран  мира. Россию на форуме представлял  министр образования и науки  РФ Андрей Фурсенко. По итогам двухдневной конференции было принято итоговое коммюнике.

В нем отмечается, что  образование в Европе должно стать  привлекательным для жителей  из других мировых регионов: "Европейская  система высшего образования  открыта для студентов и преподавателей из других регионов". В то же время  в коммюнике подчеркивается, что  правительства должны создать такие  условие, чтобы студенты могли получать высшее образование независимо от их социальных и экономических условий  жизни.

Информация о работе Россия в Болонском процессе