Россия в Болонском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
введение двухуровневого обучения;
введение кредитной системы;
контроль качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников;
обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Трехуровневая система образования………………..14 – 18
Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение………………………………………………………...31 – 32
Список использованной литературы……………………………33 – 34

Работа состоит из  1 файл

Болонский процесс.docx

— 59.84 Кб (Скачать документ)

В рамках форума его участники  приветствовали также вступление Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины  в ряды Болонского процесса. В итоговом документе указывается, что эти  страны придерживаются тех же идей и принципов в сфере высшего  образования, что и другие участники  Болонского процесса.

За этот период была проделана  следующая работа:

– приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и организаций и вузов-координаторов в федеральных округах в части реализации основных целей в соответствии с Болонской декларацией.

– продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии и академических свобод вузов в планировании и организации образовательного процесса, усиления роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников (приказы Минобрнауки России от 27 июля 2005 г. № 215, от 3 апреля 2006 г. № 77, от 30 июня 2006 г. № 173; в экспериментальной работе участвуют более 60 высших учебных заведений), а также разрабатываются подходы к формированию новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования как комплексных федеральных норм качества с ориентацией на результаты образования (заседание Совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования 2 ноября 2006 г.)

Совершенствуется система  обеспечения качества, в соответствии с критериями, сформированными в  Берлинском и Бергенском коммюнике, введены новые показатели государственной аккредитации, повысившие требования к условиям реализации программ высшего профессионального образования и переходу вузов из одного вида в другой (институт, академия, университет) (приказ Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. № 1938). Обеспечение качества развивается в направлении общеевропейского понимания современного качества высшего образования и его обеспечения.

17-18 мая 2007 года в Лондоне  прошел очередной 5-й Саммит министров образования стран-участниц Болонского процесса. Основными задачами конференции являлись оценка хода реализации положений Болонской декларации в странах-участницах и определение приоритетных направлений деятельности на следующие два года. Помимо этого на конференции была обсуждена роль и место Европейского пространства высшего образования в глобальном образовательном пространстве и его развитие после 2010 года.

Основное внимание министров  было сфокусировано на социальном аспекте  Болонского процесса и критическом  его анализе. Был утвержден Реестр аккредитационных агентств, а также было утверждено присоединение Черногории к Болонскому процессу.

При подготовке к встрече, каждая страна-участница представила  Национальный доклад о своих достижениях  в 2005 – 2007 годах по реализации подписанных  соглашений. По результатам анализа которых страны были ранжированы по 12 индикаторам. Среди стран, лидирующих по количеству набранных баллов, находятся Дания. Финляндия, Ирландия, Норвегия, Венгрия. С наименьшими баллами оказались Андорра, Азербайджан, Албания. Россия находится в середине рейтинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Трехуровневая система образования.

Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается, прежде всего, введением сходных  периодов обучения и названий для  них. Болонская Декларация так формулирует  эту задачу, стоящую перед европейским  сообществом высшего образования: «Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней, ...в основном, базирующихся на двух основных циклах, начальном и последующем. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться  успешным завершением первого цикла, длящегося не менее трёх лет. Степень, присваиваемая после первого  цикла, должна соответствовать европейскому рынку труда как обеспечивающая достаточную квалификацию». Тем  самым было признано целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов по желанию получать высшее образование разного качества с различными сроками обучения. Наиболее приемлемыми для этих уровней посчитали названия «бакалавр» и «магистр». Благодаря единым названиям и сходным по продолжительности периодам обучения, любому работодателю не только в Европе, но и по всему миру должно быть ясно, какое образование получил тот или иной претендент на рабочее место. 

На конференции министров  образования в Берлине (2003) была конкретизирована последовательность получения степеней: «Степени первого цикла должны давать доступ в духе Лиссабонской конвенции  о взаимопризнании дипломов к программам второго цикла. Степени второго цикла должны давать доступ к обучению в докторантуре». Таким образом, был снят вопрос о том, могут ли бакалавры поступать в докторантуру.  

Вначале в документах Болонского процесса упоминались два уровня высшего образования – «бакалавр» и «магистр». При этом не должно быть никаких сомнений, что англоязычный педагогический термин «master» следует переводить на русский язык в контексте Болонского процесса именно термином «магистр»; появление в некоторых российских публикациях варианта «мастер» только запутывает дело и искажает картину.  

Третий уровень – «доктор» – отдельно не упоминался в Болонской  Декларации, так как вначале считалось, что только незначительное количество магистров будет переходить на этот уровень. На Берлинской конференции  министров, отвечающих за высшее образование  в европейских странах, в 2003 году было принято решение включить в  эту диаду третий уровень –  «доктор». Вот как сформулировано это положение в коммюнике  конференции: «Осознавая необходимость укреплять связи в Европе Знаний между европейским пространством высшего образования и европейским исследовательским пространством,  а также подчёркивая важность научных исследований в качестве неотъемлемой части высшего образования по всей Европе, министры считают необходимым расширить рамки двух основных циклов высшего образования и включить докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса». На конференции Европейской ассоциации университетов в Граце (2003) делегаты, в основном, ректоры европейских университетов, обратились к правительствам стран Европы с призывом «полностью признавать докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса».  

Оплата труда выпускников  вузов с разными уровнями образования  в странах Европы, как правило,  разнится; помимо тяги к знаниям это хороший дополнительный стимул для получения студентом образования как можно более высокого уровня.   

Первый уровень  европейского высшего образования  – бакалавр. Европейский студент, претендующий на высшее образование, должен вначале получить диплом бакалавра. На съезде европейских ректоров в Саламанке было констатировано, что первый уровень «требует набора студентом от 180 до 240 академических кредитов, но должен давать диверсифицированное образование, допускающее трудоустройство, но, в основном, готовящее студента к дальнейшей учёбе». На основе достигнутого европейскими странами взаимопонимания продолжительность обучения на этом уровне может составлять три или четыре года. Длительность обучения в бакалавриате может определяться как централизованно, в масштабах национальной системы высшего образования, так и децентрализованно, на уровне конкретного вуза. 

Бакалавр по европейским  меркам – это высшее образование. Выпускники вузов с данным дипломом должны трудоустраиваться как работники  с высшим образованием. Непривычность  названия «бакалавр» для российских работодателей вполне может быть преодолена принятием необходимых  юридических актов и  целенаправленной разъяснительной работой в средствах массовой информации.

Степень бакалавра, хотя и  является высшим образованием, в некоторой  мере ограничивает свободу трудоустройства  человека, её получившего. В российских условиях, следует запретить бакалавру  напрямую получать высшее образование  третьего уровня, минуя второй, - то есть бакалавр не сможет поступить  в аспирантуру (или докторантуру, если аспирантура станет так называться на европейский манер). Вероятно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего образования. 

Во избежание дезориентации  общественности диплом бакалавра не должен выдаваться выпускникам техникумов, колледжей и других образовательных  учреждений среднего профессионального  образования. О том, что эта степень  – высшее образование, говорится, например, в Пражском коммюнике встречи  министров высшего образования  Европы (2001): «Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра  и магистра или сопоставимые с  ними степени двух уровней могут  быть получены в университетах, равным образом, как и в других учреждениях  высшего образования».

Второй уровень  европейского высшего образования – магистр. Согласно канонам Болонского процесса второй, более высокий по сравнению с бакалавром, уровень высшего образования назван магистратурой, а его выпускник – «магистром». Широко распространённая ныне в Российской Федерации степень «специалист» не вписывается в «болонскую» систему; выпускники вузов с таким дипломом со временем просто не будут «узнаваться» работодателями и, скорее всего, станут испытывать проблемы с трудоустройством. Есть примеры, когда в некоторых европейских странах выпускников российских вузов с дипломом специалиста отказывались  считать обладателями высшего образования, хотя в Швеции, напротив, их пока приравнивают к магистру. 

Срок обучения на степень  магистра был определён как один или два года, однако признаётся зависимость этого срока от продолжительности  обучения на степень бакалавра.

Следует особо остановиться на таком явлении, как «интегрированный»  магистр. Вот как эта идея формулируется  в Обращении съезда европейских  ректоров в Саламанке (2001): «При определённых обстоятельствах университет может  принять решение учредить интегрированный  учебный план, который ведёт непосредственно  к степени уровня магистра. Предметные объединения вузов должны сыграть  важную роль в принятии таких решений». Представители некоторых направлений  подготовки вполне обоснованно полагают, что их курс образования по определённым направлениям подготовки нельзя поделить на уровни «бакалавр» и «магистр»; в  этом случае, считается вполне приемлемым в порядке исключения брать абитуриентов на учёбу сразу на пять лет с  вручением диплома магистра; уровень  «бакалавр» выделяется, но не является выпускным, и уйти из вуза после трёх-четырёх  лет, равных курсу бакалавра, считается  недопустимым. 

Время от времени европейской  педагогической общественностью поднимается  вопрос о введении двух разновидностей степени магистра – «магистр науки» («магистр-исследователь») и «магистр по профессии». «Магистр науки» будет  сориентирован на дальнейшую научно-исследовательскую  работу; «магистр по профессии», очевидно, приобретёт больше навыков и умений менеджера.  

В отличие от бакалавра, имеющего ограничения по трудоустройству, для  выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности, предусматривающие наличие высшего  образования. 

Важный вопрос – о допустимости смены направления подготовки или  специальности после получения  диплома бакалавра. С одной стороны, именно такая возможность делает высшее образование «болонского» типа более демократичным, однако, с другой стороны, качество образования начинает страдать, когда выпускник бакалавриата, допустим, без юридического образования начинает учиться в магистратуре по юридическим специальностям вместе с бакалаврами-юристами, не говоря уже о гипотетически возможных более экзотических сменах направления подготовки или специальности.  

Уровень магистратуры, как  показала практика последних лет, считается  наиболее перспективным для параллельного  обучения студентов по программам мобильности одновременно в двух или более вузах, один из которых зарубежный, с целью получить совместный или двойной диплом.  

Третий уровень  высшего образования в едином европейском образовательном пространстве – доктор наук.    Срок обучения европейского докторанта с последующей защитой докторской диссертации определён в три года. На общеевропейских форумах неоднократно поднимался вопрос о том, что написание докторской – творческий процесс, который не всегда поддаётся регулированию по времени. Официальные разъяснения по этому поводу сводятся к тому, что в качестве административной меры после трёх лет работы незащитившийся докторант перестаёт получать финансирование своей работы над диссертацией, - защищать же диссертацию он может по мере готовности.

 

 

 

 

1.2.Основные положения Болонской Декларации.

 Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

 Декларация содержит шесть ключевых положений:

 Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

Информация о работе Россия в Болонском процессе