Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
введение двухуровневого обучения;
введение кредитной системы;
контроль качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников;
обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Введение……………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Трехуровневая система образования………………..14 – 18
Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение………………………………………………………...31 – 32
Список использованной литературы……………………………33 – 34
Четкая унификация студенческих
документов, подтверждающих уровень
и качество усвоенных знаний, для
сопоставления высшего
• Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.
• Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).
• Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
Большой проблемой во многих
странах стал чрезмерно избыточный
перечень специальностей и специализаций,
причем как в Европе, так и в
Украине. Существуют также значительные
различия между учеными степенями, получаемыми
в университетах и академиях. Для обеспечения
стандартизации степеней и специализаций
планируется перейти на двухуровневую
систему образовательно-
3. Учреждение кредитной
системы по Европейской
Европейская система перевода кредитов
Краткая информация об академических кредитах:
Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.
Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).
Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).
Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.
Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).
Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.
Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.
При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок:
А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".
Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.
4. Существенно развить
мобильность учащихся (на базе
выполнения двух предыдущих
В частности, академическая мобильность предполагается следующее:
Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.
Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.
Студент оплачивает сам: дорогу,
проживание, питание, медицинские услуги,
учебные занятия вне
В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.
Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
5. Приведение высшего
образования в различных
6. Внедрение в жизнь
концепции непрерывного (пожизненного)
обучения, которое позволяет человеку
получить в течение жизни
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.
Глава 3. Россия в Болонском процессе.
О возможных позитивных последствиях вступления России в Болонский процесс представляется целесообразным поговорить на нескольких уровнях: национальном, вузовском и индивидуальном, то есть отдельного студента, преподавателя или администратора вуза.
Опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две доминирующих точки зрения по данному вопросу. Более многочисленная на сегодняшний день группа работников высшего образования полагает, что советское, а ныне российское высшее образование – a priori лучшее в мире, что любые серьёзные реформы имеют целью «развалить» его, и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование «выстроено под пирамиду командной экономики», «архаично», «не соответствует новому облику общества» и подлежит тотальному реформированию.
Вступление России в Болонский
процесс, несомненно, оттеняет проблемы
российского высшего
При этом никакие серьёзные реформы не отвергаются – важно только, чтобы мы принимали решение об их проведении не под влиянием «инструкций из Болоньи», а на основе независимого глубинного осознания их необходимости.
Участие в Болонском процессе,
действительно, требует от нас определённых
действий, но важно отделить императивы
от желания «быть во всём, как
они». Первые параграфы «Великой Хартии
университетов» (1988) посвящены утверждению
главной черты европейских
Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.
В самых общих чертах,
благодаря болонским
Болонский процесс позволит
оценить состояние высшего
В рамках Болонского процесса
появится возможность по-новому решить
общие вопросы о роли и месте
высшего образования в
В русле ожидаемого роста
конкурентоспособности
Болонский процесс поможет
российской педагогической общественности
по-новому определить роль и место
министерства образования в системе
высшего образования, перенять опыт
европейских вузов, которые взаимодействуют
со своими министерствами образования,
сохраняя вузовскую автономию и
соблюдая разумную подотчётность государственным
структурам. Он будет способствовать
утверждению новых форм аттестации:
помимо нередко формальной государственной
станет применяться ещё и
Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.