Россия в Болонском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
введение двухуровневого обучения;
введение кредитной системы;
контроль качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников;
обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Трехуровневая система образования………………..14 – 18
Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение………………………………………………………...31 – 32
Список использованной литературы……………………………33 – 34

Работа состоит из  1 файл

Болонский процесс.docx

— 59.84 Кб (Скачать документ)

Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень  и качество усвоенных знаний, для  сопоставления высшего образования  в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских  граждан с высшим образованием и  международную конкурентоспособность  европейского высшего образования.

• Приложение выдаётся по запросу  студента бесплатно.

• Приложение заполняется  на языке страны базового вуза и  на одном из распространённых европейских  языков (как правило, английском).

• Приложение должно иметь  строго регламентированную форму и  состоять из восьми разделов.

Двухуровневая система высшего  образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в  Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

3. Учреждение кредитной  системы по Европейской кредитно - трансфертной системе (ECTS). Кредитами  называются условные единицы,  в которых определяется объем  образования. За каждой такой  единицей стоит определенное  количество освоенных понятий,  связей между понятиями, наработанные  навыки, то есть общая трудоемкость  полученных знаний и умений, включая  самостоятельную работу студентов  и сдачу ими промежуточных  и итоговых экзаменов, другие  виды учебной работы. Для получения  европейского диплома бакалавра  требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно  60-120 часов. Именно систему кредитов  рассматривают как средство повышения  мобильности студентов при переходе  с одной учебной программы  на другую, включая программы  последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит –  единица трудоёмкости учебного труда  студента.

За семестр начисляется  ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется  ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени  бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или  не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени  магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности  не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке  исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после  успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых  кредитов по дисциплине не зависит  от оценки.

Посещаемость студентом  аудиторных занятий учитывается  по усмотрению вуза, но не гарантирует  начисление кредитов.

При начислении кредитов в  трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской  терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и  дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной  работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская  шестибальная система оценок:

А – "отлично" (10 процентов  сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов  сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Существенно развить  мобильность учащихся (на базе  выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского  и иного персонала путем зачета  периода времени, затраченного  ими на работу в европейском  регионе. Установить стандарты  транснационального образования.  Для осознания и утверждения  конкурентоспособности своих знаний  и умений каждый студент должен  иметь возможность хотя бы  короткое время обучаться и  стажироваться за рубежом, а  благодаря этому в основном  вузе он может сократить количество  часов, посвященных изучению иностранных  языков. Мобильности студентов способствует  целенаправленная подготовка к  сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру  по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

В частности, академическая  мобильность предполагается следующее:

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или  учебный год.

Он обучается на языке  страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие  и итоговые испытания.

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег  за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который  студент поступал) студенту засчитываются  полученные кредиты, если стажировка согласована  с деканатом; он не досдаёт никаких  дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать  в счёт своей программы академические  кредиты, которые студент получил  в других вузах без согласования с деканатом.

Поощряется получение  студентом совместных и двойных  дипломов.

5. Приведение высшего  образования в различных странах  к единым стандартам. Это касается  разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь  концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку  получить в течение жизни несколько  дипломов и ученых степеней, а  университету – значительно улучшить  финансово-материальное обеспечение  за счет предоставления информационно-материальной  базы для желающих продолжить  обучение. В основе этой концепции  лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как  предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Россия в Болонском процессе.

О возможных позитивных последствиях вступления России в Болонский процесс  представляется целесообразным поговорить на нескольких уровнях: национальном, вузовском и индивидуальном, то есть отдельного студента, преподавателя  или администратора вуза. 

Опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две доминирующих точки зрения по данному вопросу. Более многочисленная на сегодняшний  день группа работников высшего образования  полагает, что советское, а ныне российское высшее образование – a priori лучшее в мире, что любые серьёзные реформы имеют целью «развалить» его, и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование «выстроено под пирамиду командной экономики», «архаично», «не соответствует новому облику общества» и подлежит тотальному реформированию.  

Вступление России в Болонский  процесс, несомненно, оттеняет проблемы российского высшего образования, требует практических действий, - и  тут возникает вопрос о масштабности грядущих перемен. Представляется разумным отграничить радикальные реформы  по всем направлениям, если таковые  действительно требуются, от прагматической задачи обеспечения соответствия российских вузов гармонизированной архитектуре  европейского высшего образования.  

При этом никакие серьёзные  реформы не отвергаются – важно  только, чтобы мы принимали решение  об их проведении не под влиянием «инструкций  из Болоньи», а на основе независимого глубинного осознания их необходимости. 

Участие в Болонском процессе, действительно, требует от нас определённых действий, но важно отделить императивы от желания «быть во всём, как  они». Первые параграфы «Великой Хартии университетов» (1988) посвящены утверждению  главной черты европейских университетов  – их академической автономности. Вузы должны иметь право принимать самостоятельно максимально возможное число решений, -  зарегулированность сверху представляется европейским ректорам несомненным злом.

Если говорить о развитии российской системы высшего образования  в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для  России.

В самых общих чертах, благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать  в создании транснациональной общеевропейской  системы образования.

Болонский процесс позволит оценить состояние высшего образования  в России по гамбургскому счёту. Большинство  работников российского высшего  образования относительно легко  соглашаются между собой, что  у нас достаточно эффективная  и вполне конкурентоспособная система  высшего образования. Если это так, если она действительно подтвердит свой статус конкурентоспособной, авторитет  России, ещё более открытой через  программы академической мобильности  для зарубежных студентов и преподавателей, продолжит расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы.

В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте  высшего образования в современном  обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан  с высшим образованием в населении  страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами  бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт. Полноценное участие России в  Болонском процессе даст ей возможность  вместе с другими участниками  процесса по-новому определить «сущность высшего образования, направления научных исследований».

В русле ожидаемого роста  конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт  конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания  российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных  студентов. Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в  борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут «привлекать таланты  со всего мира».  

Болонский процесс поможет  российской педагогической общественности по-новому определить роль и место  министерства образования в системе  высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют  со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и  соблюдая разумную подотчётность государственным  структурам. Он будет способствовать утверждению новых форм аттестации: помимо нередко формальной государственной  станет применяться ещё и корпоративная, гораздо более взыскательная, обеспечивающая признание успешности работы конкретного  вуза со стороны профессионального  сообщества.

Естественным образом  продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском  пространстве высшего образования  появится возможность определить общие  для европейских стран, в том  числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские  предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к  требованиям современного общества.  

Информация о работе Россия в Болонском процессе