Россия в Болонском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:
введение двухуровневого обучения;
введение кредитной системы;
контроль качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников;
обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Исторические предпосылки Болонского процесса………5 – 7
Глава 2. Основные документы и цели Болонского процесса………8 – 13
Трехуровневая система образования………………..14 – 18
Основные положения Болонской Декларации……..19 – 24
Глава 3. Россия в Болонском процессе…………………………..25 – 30
Заключение………………………………………………………...31 – 32
Список использованной литературы……………………………33 – 34

Работа состоит из  1 файл

Болонский процесс.docx

— 59.84 Кб (Скачать документ)

По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса «найти общий знаменатель европейского образования». Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.  

Образовательные выгоды от введения трёх уровней высшего образования. Если говорить об общенациональных выгодах  от реализации такого требования Болонского процесса, как трёхуровневая система  высшего образования, можно констатировать следующее.  Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр – магистр – доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов. 

Высшее образование в  России станет более гибким, система  двух уровней более демократична. Так как степень бакалавра  – это самодостаточный диплом, для определённого сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до четырёх лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь, в российскую экономику.

Здесь следует сделать  важное замечание. Введение четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение. 

Престижность высшего  образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности  найти высокооплачиваемую работу в  Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для  обучения в вузе. К тому же во время  обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

Улучшится состояние российской науки – через усиление исследовательского потенциала вузов, через их плановое участие в совместных с европейскими университетами программах исследований. Поднимутся стандарты технического оснащения вузов, начнётся массовое осознанное внедрение мультимедийных образовательных технологий.

Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Это, несомненно, в конечном счёте, окажет влияние и на методические системы преподавания иностранных языков в России, до сих пор, пусть и в имплицитной форме, испытывающие на себе влияние последствий семидесятилетней жизни за железным занавесом. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.  

Знание же иностранных  языков откроет для студентов  и преподавателей широкий доступ к аутентичным, не переводным зарубежным публикациям – не только профессиональным, что, разумеется, крайне важно, но и  к публицистике и художественной литературе.     

Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число  европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности. 

Улучшится организация финансирования высшего образования – участие  в Болонском процессе будет стимулировать  переход на западные стандарты финансирования, предопределит выход российских вузов из нынешнего режима выживания. Распространится европейский опыт эффективного финансирования вузов, в  том числе эффективной организации  финансирования научных исследований в вузах. В связи с однозначными установками болонских документов на обязанность правительств оказывать  всемерную поддержку высшему  образованию наметится перспектива  поэтапного возврата страны к бесплатному  обучению в вузах.

Хотя Болонский процесс  и начинался как проект политической направленности, вскоре он приобрёл в  большей степени академическое, образовательное содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще  до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в  сторону международных стандартов профессионального образования. Уже  в Законе Российской Федерации "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г., в  принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Несмотря на это, российское высшее образование фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, является эклектическим, в нем реализована своеобразная смесь традиционной российской системы  образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "дипломированный специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели  искренне убеждены, что отечественная  система подготовки дипломированных  специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство в сложившиеся  традиции губительно. Такое отношение  объясняется не только действительными  успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и  малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании  за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира "железным занавесом" и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

Инициаторами выхода вузовской  России из самоизоляции и вхождения  в международное пространство высшего  образования выступили вузы, более  других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении  иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2006 годов  был проведен ряд всероссийских  совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество  статей на эту. Министерство образования  России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное  письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе".

В экспериментальном порядке  в вузах стали реализовываться  отдельные положения Болонской  декларации: учет трудоемкости предметов  в кредитных часах, европейская  система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Нормативно-правовые акты:

 

    1.  Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2006 N 13).// «Собрание законодательства РФ», 16.04.2001, N 16, ст. 1595.
    2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. ФЗ 18.10.2007 № 230-ФЗ).// «Российская газета», N 172, 31.07.1992.
    3. Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (в ред. ФЗ от 26.06.2007 N 118-ФЗ).// «Российская газета», N 72, 13.04.2000 (без приложения), N 74, 15.04.2000 (Федеральная программа до раздела II включительно), N 75, 18.04.2000 (Федеральная программа до конца).
    4. Хартия основных прав Европейского Союза. Торжественная прокламация. Принята в Ницце 7 декабря 2000 года.// Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302 - 314.

 

 

    1. Основная  литература:

 

    1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с.
    2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.
    3. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. – С.103-108.
    4. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.
    5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.
    6. Э.М. Даянова, Г.Р. Ишкильдина, Г.И. Калимуллина, М.В. Михайлов. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. Уфа,2007.
    7. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 352 с.
    8. Сазонов Б.А., «Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования». Учебное пособие. М.:.ФИРО, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Россия в Болонском процессе