Россия в международной трудовой миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, контрольная работа

Описание

1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.
3.Социально-экономические последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию.

Работа состоит из  1 файл

мир.эк (Автосохраненный).docx

— 58.80 Кб (Скачать документ)

     Тема 18. Россия в международной трудовой миграции 

     1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.

     2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.

     3.Социально-экономические последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Причины, масштабы, направления  эмиграции рабочей  силы из России.

     Среди побудительных факторов миграции преобладают  экономические мотивы. К причинам экономического характера относятся  следующие:

     различия  в уровне экономического, прежде всего  промышленного развития отдельных  стран. Рабочая сила мигрирует в  основном из стран с низким уровнем  жизни в страны с более высоким  уровнем;

     различия  в уровне обеспеченности различных  стран трудовыми ресурсами;

     несоответствие  количественных и качественных характеристик  трудовых ресурсов материально-технической  базе национального производства;

     состояние национального рынка труда.

     К причинам неэкономического порядка  относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей  зачастую стихийный, внезапный и  даже массовый характер.

     Интенсивность международной миграции рабочей  силы в мировом хозяйстве зависит  от ряда факторов:

     глобальный  характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

     НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

     развитие  ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

     фазы  экономического цикла, на которых находится  экономика отдельных стран и  мировая экономика в целом: в  фазе подъема спрос на рабочую  силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;

     процессы  экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

     растущее  осознание людьми широких экономических  возможностей, которыми располагают  другие страны, развитие и удешевление  транспортных средств, расширение международной  системы информации.

     Классификация форм миграции рабочей силы

     По  направлениям:

     из  развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

     между промышленно развитыми странами;

     между развивающимися странами;

     из  промышленно развитых в развивающиеся  страны;

     из  развивающихся стран в бывшие социалистические страны.

     По  территориальному охвату:

     межконтинентальная;

     внутриконтинентальная.

     По  времени:

     безвозвратная;

     временная;

     сезонная;

     маятниковая.

     По  степени законности:

     легальная;

     нелегальная.

     Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

     Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

     приток  иностранных рабочих, обладающих высокой  мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения  в экономике страны;

     экономия  на обучении прибывающих рабочих  и специалистов;

     иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

     омоложение  структуры трудовых ресурсов промышленно  развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

     иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

     иностранные рабочие часто служат амортизатором  между работодателями и национальными  кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;

     иммигранты  во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди  местного населения.

     Но  иммиграция порождает в принимающих  странах ряд проблем и противоречий:

     обостряется ситуация на национальном рынке труда;

     вследствие  роста предложения на рынке труда  усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе  и национальной;

     провоцируются национальные и этнические конфликты  между коренным населением и иммигрантами.

     Неоднозначны  последствия миграционных процессов  и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

     эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

     после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные  рабочие, вносящие динамизм в экономическое  развитие страны;

     для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

     Вместе  с тем эмиграция наносит своим  странам и экономический ущерб:

     потеря  части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;

     теряются  затраты на общеобразовательную  и профессиональную подготовку эмигрантов;

     отрицательные последствия оттока квалифицированных  специалистов и ученых.

     Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

     Возрастание масштабов миграции.

     К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как ранее.

     Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.

     Увеличение  внутриконтинентальной миграции.

     Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились  и функционируют 7 мировых центров  притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР).

     Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.

     Среди трудящихся-мигрантов преобладают  молодые люди (до 35 лет) преимущественно  рабочих профессий.

     «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».

     Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства  ужесточать борьбу с ними.

     Усиление  значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.

     Усиление  роли ТНК в миграционных процессах.

     Миграционные  процессы оказывают много аспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

     В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

     Миграционная  политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

     Выделяют  три направления иммиграционной политики.

     Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем  они сразу же предупреждаются.

     Политика, разрешающая проживание без определенного  срока с правом въезда членов семьи.

     Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право  на получение гражданства после  определенного срока.

     Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

     Перечень  желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:

     работники, готовые за минимальную плату  выполнять тяжелую, вредную, грязную  и неквалифицированную работу, —  строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

     специалисты для новых и перспективных  отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

     представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

     специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);

     крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие  капитал и создающие новые  рабочие места.

     Ограничительные инструменты  иммиграционной политики

     Качественные  требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании  и стажа работы по специальности.

     Введение  возрастного ценза для въезжающих.

     Проверка  состояния здоровья потенциальных  иммигрантов.

     Ограничения политического характера.

     Прямое  квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

Информация о работе Россия в международной трудовой миграции