Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, контрольная работа
1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.
3.Социально-экономические последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию.
Тема
18. Россия в международной трудовой
миграции
1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины,
масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-
3.Социально-экономические
последствия участия России на мировом
рынке труда. Государственное регулирование
миграции в Россию.
Среди побудительных факторов миграции преобладают экономические мотивы. К причинам экономического характера относятся следующие:
различия в уровне экономического, прежде всего промышленного развития отдельных стран. Рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем;
различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;
несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:
глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
Классификация форм миграции рабочей силы
По направлениям:
из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
между
промышленно развитыми
между развивающимися странами;
из промышленно развитых в развивающиеся страны;
из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
По территориальному охвату:
межконтинентальная;
внутриконтинентальная.
По времени:
безвозвратная;
временная;
сезонная;
маятниковая.
По степени законности:
легальная;
нелегальная.
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
обостряется ситуация на национальном рынке труда;
вследствие
роста предложения на рынке труда
усиливается тенденция к
провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:
потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.
Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.
Возрастание масштабов миграции.
К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как ранее.
Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.
Увеличение
внутриконтинентальной
Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР).
Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.
Среди
трудящихся-мигрантов
«Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».
Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.
Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.
Усиление роли ТНК в миграционных процессах.
Миграционные процессы оказывают много аспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.
Выделяют три направления иммиграционной политики.
Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.
Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:
работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);
крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики
Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности.
Введение
возрастного ценза для
Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
Ограничения политического характера.
Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
Информация о работе Россия в международной трудовой миграции