Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, контрольная работа
1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.
3.Социально-экономические последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию.
Ограничение времени работы в стране.
Запреты
на профессии в явной или
Национально-
Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.
Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).
Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;
проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
Система
межгосударственного
двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
деятельность
международных экономических
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.
Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
разработка конвенций и рекомендаций о труде;
оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:
обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
в
случае нарушения законов
обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.
На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:
способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
организовывать перемещение беженцев и др.
Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.
Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе — Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.
Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.
С
1991 года с принятием Закона РСФСР
от 19 апреля 1991 года «О занятости населения
РСФСР» Россия начала активно участвовать
в международной трудовой миграции
на основе рыночных отношений. По этому
закону каждый гражданин, достигший
совершеннолетия, может выехать
на работу за границу в соответствии
с межправительственными
В 1992 году общее число граждан России, выехавших из страны достигло максимального уровня – 673 тыс. человек, а в 2002 году снизилось до 107 тыс. человек.
Среднегодовая численность трудовых мигрантов, отъезжающих на работу за границу, в 90-е годы составляла 100-115 тыс.человек.
Из России в страны дальнего зарубежья эмигрировали в 1992-1996 гг. в основном представители этнических меньшинств – немцы, евреи, с 1997 года выезд русских по национальности граждан сравнялся с выездом немцев, а с 1998 года русские преобладают в эмиграционных потоках, и их доля растет.
Импортерами рабочей силы из России в 90-е годы были Германия, Израиль, США, Канада, Великобритания, Греция, Норвегия, Финляндия, Кипр, Мальта, Нидерланды, Япония, Сингапур, Либерия, Марокко.
В период с 2000 по 2004 гг. ежегодно в среднем 40% российских граждан, выехавших на работу за границей, трудоустроились в странах Азии – на Кипре, в Японии, Сингапуре, Камбодже, Монголии. Доля трудовых мигрантов, выехавших в этот же период из России в страны Европы, снизилась с 48,3 до 33,5%.При этом главными странами – реципиентами были Мальта, Греция, Германия, Великобритания. Происходил рост численности российских граждан, направлявшихся на работу в страны Америки. Если в 200г. На американском континенте трудоустраивался каждый десятый, то в 2004 г. – каждый пятый трудовой мигрант, выехавший из России на работу за границей.
Среди выехавших за границей российских граждан в 2000 – 2004 гг. 70-80% имели высшее или среднее профессиональное образование. Наблюдалась тенденция роста российских граждан, выезжавших на работу по краткосрочным контрактам на срок до 6 месяцев, и сокращения численности трудоустраивающихся на срок до 6 месяцев до 1 года, соответственно с 265,4 до 46,0% и с 54,2 до 23,1%.Доля российских граждан, работавших по долгосрочным контрактам (от 1 года и более), составляла 19,4% в 2000 г., а в 2004 г. Выросла до 31,9%.
В США, по данным российской статистики, с 1994 года по 2004 г. Из России выехали по трудовым контрактам 14,3 тыс.человек, или около 4% всех россиян, официально выехавших на работу за рубеж. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), трудовая миграция из России значительно больше. Согласно оценкам МОМ , в США работают примерно 130 тыс. российских специалистов высокой квалификации. Большинство россиян занято в сфере компьютерных технологии, отраслях промышленности и услуг.
Численность новой российской диаспоры в Канаде составляет 150 тыс. человек. Среди ее представителей много известных спортсменов, деятелей культуры и искусства, добившихся успехов в Канаде.
Российские трудовые мигранты работают во многих странах Европы. По данным МОМ, около 50 тыс. российских специалистов и программистов работают в Германии. В Великобританию, по данным российской статистики, за 1994-2004 гг. выехали 25,5 тыс. человек. Здесь работают известные ученые, строительные рабочие, живут и инвестируют средства в недвижимость, в акционерные компании крупные российские бизнесмены. В Норвегию из России за тот же период выехали 8,1 тыс. человек, среди них были рыбаки, шахтеры, предприниматели-«челноки». В Нидерланды за 1994-2004 гг. выехали на работу 8,8 тыс. россиян.
Значительны масштабы трудовой миграции из России в Грецию и на Кипр. По данным российской статистики, за 1994-2004 гг. в Грецию выехали 27,9 тыс.человек. Россияне востребованы в этой стране на временные работы в сельском хозяйстве, туризме, индустрии развлечений. На Кипр в те же годы выехали около 75 тыс. человек. В этой стране зарегистрировано около 21 тыс. российских фирм. На Кипре открыты российские банки, магазины, гостиницы, рестораны, школы. Остров стал популярным местом отдыха российских граждан. Сюда приезжают ежегодно почти 140 тыс. туристов из России. На острове работают и живут российские бизнесмены, их семьи. Для обслуживания их деятельности привлекаются российские юристы, учителя, домашняя прислуга.
В Турции трудятся 3,3 тыс. россиян, в основном в туристической отрасли, в секторе досуга и развлечений , а также в торговле.
В Японию за 1994-2002 гг. на работу официально выехали 16,5 тыс. россиян. Наши соотечественники трудятся в японских портах, занимаются обслуживанием российских кораблей. Япония привлекает российских коммерсантов, занимающихся перепродажей японских автомобилей.
В
2004 г. Из 23918 рабочих, выехавших на работу
за границей,14665 человек имели морские
профессии: матрос, шкипер и пр. В
том же году выехали на работу за
границу 4040 машинистов всех наименований,
2116 пекарей, поваров,1184 рабочих торговли,
606 газосварщиков, электросварщиков, 393
рабочих, имевших профессии
Убытки, связанные с отъездом высококвалифицированных специалистов из России, оцениваются специалистами в 45 млрд. долл. в год.
Российские высококвалифицированные ученые направляются на работу в страны с высокоразвитой наукой – в США, Канаду, Австралию, в страны ЕС. В США востребованы российские математики, программисты, биотехнологии, химики, физики-теоретики и физики-экспериментаторы.
Информация о работе Россия в международной трудовой миграции