Россия в международной трудовой миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, контрольная работа

Описание

1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.
3.Социально-экономические последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию.

Работа состоит из  1 файл

мир.эк (Автосохраненный).docx

— 58.80 Кб (Скачать документ)

     3. Социально-экономические  последствия участия  России на мировом  рынке труда. Государственное  регулирование миграции  в Россию. 

     Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок  труда требует государственного регулирования миграции.

     Необходимо  создание условий для свободного перемещения рабочей силы в пределах России в соответствии с изменяющимися  потребностями развития и размещения производительных сил страны.

     Не  меньшее значение имеют геополитические  и военные интересы России. Усиливается  иммиграционное давление на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока.

     Поэтому главными целями миграционной политики должны стать селективный отбор  и активное привлечение иммигрантов, обеспечение их адаптации в российском обществе и сведение к минимуму негативных последствий миграции.

     В настоящее время Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования  миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция регулирования  миграционных процессов в Российской Федерации .

     Миграционная  ситуация сложившаяся в России в  настоящий момент требует новых  подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации  стали фактором, способствующим позитивному  развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов  национальной безопасности, охраны общественного  порядка и здоровья населения  при строгом соблюдении международных  обязательств Российской Федерации.

     Целями  регулирования миграционных процессов  в Российской Федерации являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в  трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

     Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих  принципах:

     защита  прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

     защита  национальных интересов и обеспечение  безопасности Российской Федерации;

     сочетание интересов личности, общества и государства;

     дифференцированный  подход государства к решению  проблем различных категорий  мигрантов;

     взаимодействие  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления с общественными объединениями  мигрантов.

     Законодательное регулирование государственной  миграционной политики регламентируется Федеральным законом «О занятости  населения в Российской Федерации» (1991 год), Федеральным законом «О беженцах» (1993 год), Федеральным законом  «О вынужденных переселенцах» (1993 год), Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» (1996 год) с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года; Федеральным законом  «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» (2002 год).

     В тоже время, следует отметить, что  основы системного законодательного обеспечения  государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» и внесения дополнений в Федеральный  закон «О занятости населения  в Российской Федерации».

     15 января 2007 года значительно изменилось  миграционное законодательство: вступили  в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ" и поправки  в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении  иностранных граждан в РФ". В соответствие с законами, упростился  процесс регистрации иностранных  граждан и лиц без гражданства.  В частности, установился уведомительный  порядок миграционного учета,  произошел ввод преимущества  для граждан тех стран, с  которыми у России установлен  безвизовый режим. В первую  очередь, это касается государств  СНГ. Одновременно изменился механизм  миграционных квот, которые учитывают  не только количественные, но  и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние  здоровье, а также региональные  особенности российского рынка  труда.

     Однако  развитие правоприменительной практики в области миграционного законодательства потребуют его дальнейшего законодательного, институционального, финансового, информационного, научного и кадрового обеспечения.

     В числе важнейших вопросов – распределение  компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации  в области регулирования миграции. Необходимо формирование региональной правовой базы регулирования миграционных процессов.

     Регулирование миграционных процессов позволит создать  условия для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, будет способствовать устойчивому  развитию экономики страны, соблюдению прав человека и повышению качества жизни населения Российской Федерации.

     В большинстве принимающих стран нормативно-правовая база для иммиграции представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие: 
         • Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом.

      Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В Российскую Федерацию, в соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не допускаются люди, являющимися больным наркоманией, либо не имеющие сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдающего одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188, ниже представлен следующий перечень заболеваний, являющийся причиной для отказа:

     Таблица1- перечень заболеваний, являющийся причиной для отказа.

     Код заболевания  по МКБ-10*      Наименование  заболевания
     В20-В24      болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)
     А30      лепра (болезнь Гансена)
     А15-А19      туберкулез
     А50-А53.9, А55, А57      инфекции, передающиеся преимущественно половым  путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид)

     * Международная статистическая классификация  болезней и проблем, связанных  со здоровьем (10-й пересмотр).

       Иммигранты обязаны представить  справку о состоянии своего  здоровья, заверенную консульским  учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское  обследование Возрастной ценз  иммигрантов устанавливается законодательством  и равен 18 годам. Наконец, чрезвычайно  серьезными являются законодательные  требования к политическому и  социальному облику иммигрантов.  Законодательно запрещено иммигрировать  лицам, ранее судимым за уголовные  преступления, членам террористических  и профашистских организаций.

      Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих им мигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в, рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы. Количество квот в Российской Федерации меняется каждый год субъектами Российской Федерации с учетом демографической ситуации.

     • Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве. Касательно России, работодателю для привлечения иностранной рабочей силы требуется специальное разрешение, стоимость которого составляет 3000 рублей за одного рабочего и с самого рабочего требуется выплата в размере 1000 рублей. Кроме того, мигрант должен подтвердить, что сможет пребывать на территории РФ без финансовой помощи государства.

      Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. В России этот срок составлял максимум 1 год, а с ведением поправки, срок может быть не более 3-х лет.

      Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

      Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу (утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755):

     Объекты и организации Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск  и воинских формирований.

     Структурные подразделения по защите государственной  тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, органов государственной  власти и организаций.

     Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий.

     Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная  в соответствии с Указом Президента РФ.

Информация о работе Россия в международной трудовой миграции